В минувшую субботу Донецкий республиканский академический театр юного зрителя в Макеевке подарил своим гостям премьерный показ — пьесу Юрия Полякова «Как боги» в постановке Евгения Романенко. О чем может быть спектакль, представленный накануне женского праздника? Конечно, о любви. А еще — о семье и детях, о дружбе и корысти, жалости и мести, душевной красоте и вечном поиске больших денег. Все, из чего состоит наша с вами жизнь, самым неожиданным образом переплетается в двух действиях весьма достоверного повествования, в котором каждый зритель сможет узнать самого себя, вполне вероятно, даже в нескольких качествах.

Итак, сюжет пьесы. Юная девушка, пережившая несчастную любовь, по воле случая знакомится с разведенным положительным мужчиной старше нее, за которого выходит замуж. Теперь она — Вера Николаевна, жена отставного дипломата и мать взрослой дочери Алены, которая спешит получить от жизни максимум удовольствий, быстро меняя в ночных клубах сомнительных ухажеров. Муж Леонид Иванович потихоньку и регулярно выпивает, а Вера Николаевна обеспечивает семью тем, что обучает этикету и хорошим манерам начинающих бизнесменов. Состоятельный друг семьи Эдик, настойчиво предлагавший все еще красивой женщине развестись с мужем и отправиться с ним в Ниццу, получив твердый отказ, просит её позаниматься с молодым, подающим большие надежды сотрудником Артёмом.

 

Артем оказывается хваток не только в бизнесе. Осваивая азы светской и деловой жизни, он успевает завести роман с Аленой, но потом чувствует, что ему гораздо интереснее с ее матерью — умной и образованной женщиной, имеющей неповторимый шарм и обаяние. Дочь забыта, а ежедневные уроки этикета становятся все длиннее и интереснее… Когда роман Веры Николаевны и Артема достигает вершины страсти, молодой человек предлагает ей целиком отдаться новому чувству и оставить семью, горячо убеждая: «Уедем, Вера! Денег хватит. Мы будем жить как боги!».


Все хотят жить как боги, особенно молодежь. Но умная взрослая женщина понимает, что эта мечта не для нее:

— А ты знаешь, мальчик, как жили боги?.. Ты внимательно читал эту свою книжку? («Мифы Древней Греции» — ред.) Боги! Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга… Они крали друг у друга коров, жён, наложниц… А несчастные женщины, которые на свою голову приглянулись блудливым небожителям, гибли или превращались в паучих, в змей, в камни… Иногда всего за одну ночь страсти! — пытается объяснить она любовнику свои предчувствия.

Потому что понимает: за сомнительное призрачное счастье можно заплатить дорогой ценой — болью и предательством родных людей. Сила вседозволенности, не признающей никаких нравственных ограничений, губительна. Уж лучше и много достойнее нести ношу простого смертного, оставаясь в привычном и понятном кругу собственного семейного уклада. Кому-то уготована роль бога, а кому-то дано счастье быть честным и откровенным с собой и близкими, делая все для их благополучия.

Вера Николаевна отказывает Артему, он женится на Алене. Молодая супруга светится от счастья, муж сдержан в эмоциях, они готовы отправиться в свадебное путешествие…
Спектакль, как и реальная жизнь, органично соединяет в себе грустное и смешное, комедию и трагедию. Зритель, отзывчивый на шутки, наверняка унес с собой массу остроумных и емких крылатых фраз, звучавших со цены: «Жена — не женщина, она соратница по старению», «Девушка из интеллигентной семьи — это диагноз», «Человек, который ездит в метро, не может быть счастлив по определению», «Кто выпивает с утра — счастлив целый день», «Ночь можно провести с любым, жизнь — с единственным»…

Неброские, полупрозрачные декорации не отвлекают внимания от происходящего на сцене. Плавно и бесшумно перемещающийся на заднем плане почти бесплотный китайский домовой придает действию загадочности и некоторое тревожное ожидание. По ходу пьесы среди декораций видны три уникальных китайских жертвенника эпохи троецарствия. Первые два Леонид Иванович продает, чтобы выручить своего сына Макса от первого брака — тот тоже хочет жить как бог, в достатке и с размахом. Да вот ума большого не досталось, поэтому один за другим идут прахом амбициозные, но глуповатые бизнес-проекты.

На пике сценических страстей и переживаний самые внимательные зрители замечают, что исчез третий, самый редкий и дорогой, жертвенник. Куда? Кому он понадобился и какая жертва последует на этот раз?..


…Вера Николаевна узнает, что беременна. Эдик узнает, что Артем хорошенько «нагрелся» на его бизнесе. Желая вернуть деньги, друг семьи поворачивает ситуацию таким образом, что Алена неожиданно узнает о романе матери и мужа. Это внезапное всезнание настолько ошеломляет и ранит, что девушка, не помня себя, выбегает из квартиры, садится в машину и разбивается на полном ходу.

Грохот, дым, крик, переворачивающая душу музыка буквально пригвоздили зрителей к креслу. Вот она — последняя жертва, самая страшная, невыносимая! Жертва за запретную любовь и счастье во второй раз стать матерью. На сцене снова люди, не боги — за обеденным столом Вера Николаевна, Леонид Иванович и маленькая дочь.
Когда зрители пришли в себя, зал разразился аплодисментами. Не очень бурными вначале, потому как слишком велики были пережитые эмоции, и долгими потом. Хотелось бы, чтоб новый спектакль прочно и надолго вошел в репертуар ТЮЗа. Очень полезно порой посмотреть на себя со стороны и поразмышлять — стоит ли завидовать далеким небожителям, может быть, мы, простые смертные, гораздо счастливее?

Инна САЛАМАХИНА.