А вы пробовали создать в жизни сказку? Недавно я познакомилась с Юлией Лучинской, которая работает в центральной душевой участка по благоустройству и бытовому
обслуживанию Ясиновского коксохимического завода.Так вот ее хобби – как раз-таки по-настоящему сказочное: она коллекционирует кукол разных национальностей и временных эпох. Посмотришь на них – и кажется, будто ты не только попал в сказку, но и совершил путешествие во времени.

Одежда, прическа, выражение лица куклы, материал, из которого она сделана, – все это может о многом рассказать: о культуре той или иной страны, об особенностях эпохи и технологиях, которые легли в основу создания игрушки. Для Юлии все экспонаты словно живые. Она им придумывает имена, шьет наряды, заказывает мебель и аксессуары. Своими руками женщина создает удивительный, сказочный мир детства, в который, оказывается, можно вернуться…


Конечно, мне стало интересно, что побудило Юлию пополнить ряды коллекционеров антикварных изделий.

Велюровые немецкие куклы Кети Круз

— Все началось с личной коллекции, — рассказывает моя собеседница. — Когда в 2014 году муж уехал на заработки, я осталась одна с ребенком. В тот момент захотелось вернуться в детство и взять в руки любимые куклы, с которыми я когда-то играла, но не сберегла. В интернете я нашла людей, которые занимаются продажей винтажных игрушек на аукционах, и даже сидела ночами за компьютером, чтобы купить их по приемлемой цене.

Дело в том, что игрушки 40-х, 50-х и 70-х годов прошлого столетия приезжают к нам из-за границы в ящиках, где их покупают на вес, и среди них довольно часто попадаются коллекционные модели. Я их старалась приобретать. Если куклы приходили в раздетом виде, разрабатывала для них эскизы одежды и заказывала её пошив у швеи. Однажды ко мне в руки попал пупс из Франции, поэтому к его зимнему костюмчику я заказала у мебельщика миниатюрные деревянные санки.

Финляндия. Мех оленя, одежда ручной работы

В коллекции Юлии сейчас сотни экземпляров. Это куклы на любой вкус из Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии и других стран мира; большие и маленькие; подвижные и неподвижные; с различными механизмами и звуковыми эффектами; каркасные модели на поролоне, флокированные, восковые, текстильные, винтажные, пластмассовые, пластиковые и даже из папье-маше. Кроме того, у всех у них разная функциональность: кто-то умеет петь, разговаривать, танцевать и даже заболевать, а потом выздоравливать.

Старинная немецкая компания «Schidkrot»

Все экспонаты можно долго описывать, но лучше, конечно, их увидеть.
— Куклу «Pedigree» придумали братья-англичане Лайнс, когда вернулись с фронта после Первой мировой войны, — рассказала Юлия. — Вначале она была резиновая, худощавого телосложения, с мохеровыми, красиво уложенными волосами и хорошо одетая. Во время Второй мировой войны компания занялась изготовлением оружия, и производство игрушечных изделий было приостановлено. Однако в 1946 году оно возобновилось, появились модели из твердого пластика. Это был прорыв. Послевоенные мордашки были веселыми и жизнерадостными. На куклах красовались хлопковые платьица с пелеринками. Изящные шляпки и бант под подбородком завершали милый образ. Густые и жесткие, как щетка, парички, флиртующие глазки, шагающий механизм, поворачивающаяся голова – безусловно, это был успех.

Винтажный итальянский парень. Голова из воска (прим. 30-е)

В коллекции Юлии Лучинской есть куклы производства одной из самых старинных немецких компаний «Schildkrоt», что в переводе означает «Черепаха». Эта компания первой в мире стала выпускать прочные игрушки из целлулоида,
которые легко мылись и не выцветали на солнце. Их можно было даже купать.

У каждой очаровашки — свой характер. Испания

В России выпуском целлулоидных кукол в советские годы занимался Охтинский пороховой химкомбинат. Поскольку это было его вторичным производством, куклы поступали в продажу без одежды, что в корне меняло представление об идеальной игрушке. Ежедневно завод изготавливал до 20 тысяч изделий. Кукол собирали вручную, скрепляя ноги и руки резинками. Впоследствии от целлулоидного материала производители отказались, так как он легко воспламенялся, и заменили его более прочным – полиэтиленом.

Куклы «Pedigree» 40-х и 50-х годов XX века

Эталоном красоты во всем мире считаются куклы итальянской компании «Furga». Они были большой редкостью для советских девочек. Сейчас красавицы-итальянки украшают коллекцию Юлии. Они по-прежнему существуют, несмотря на то что фабрики «Furga» уже давно нет, а бренд выкуплен другой компанией.

Эксклюзив: фабрика «Furga»

— У меня часто спрашивают, какая кукла самая любимая, — подытожила рассказ моя собеседница. — Я не могу ответить на этот вопрос однозначно, так как каждая игрушка дорога по-своему.

Радость советских детей. 60-е годы

Коллекционные куклы для Юлии – это хобби, которое помогает ей отвлечься, вдохновляет и успокаивает. Все, что она собрала, — не только кладезь воспоминаний для взрослых мам и бабушек, но и находка для современных детей. Ведь игрушки могут «рассказать» о далеких странах и традициях. Хотите в этом убедиться — загляните на страничку Юлии в Одноклассниках — https://ok.ru/profile/570766230917. Кто знает, возможно, когда-нибудь у труженицы завода получится организовать выставку и пригласить всех желающих вернуться в детство, чтобы увидеть сказку наяву.

Елена Смирнова.
Фото Натальи Гелюх.