В наш век технологий многие вещи постепенно становятся цифровыми — телевидение, носители, библиотеки, коды и даже подписи. Логично, что высокие технологии шаг за шагом пронизывают и искусство. Уже в полный голос заявило о себе новое поколение живописцев — цифровые художники.


Вместо классических этюдников, полотен, кистей и мольбертов для рисования у них современные гаджеты и специализированные компьютерные программы. Но поколение продвинутых «цифровиков» на самом деле выделяется не только этим — у них свой оригинальный угол зрения, изобразительная философия, авторский почерк. Одним из первых макеевских художников, много лет назад ярко заявивших о себе в формате digital, был Игорь Селютин. На днях в Макеевском художественно-краеведческом музее открылась выставка его произведений книжной графики и графического дизайна. Продлится она до конца ноября.

Все мы смотрим современные мультфильмы, кино, играем в компьютерные игры, читаем модные книжки и журналы, а потому без труда можем оценить профессионализм и эстетический вкус их графического оформления. Виртуальные миры, созданные цифровыми художниками, выглядят мегареалистичными, а иллюстрации и персонажи — по-настоящему живыми. Однако среди нас всё еще остаются люди, кому компьютерный рисунок до сих пор представляется чем-то сухим и бездушным. Мол, если художник использует Photoshop, то откуда на картине взяться душевному теплу?


Этот стереотип, поверьте, безвозвратно развеется, едва вы воочию увидите работы Игоря Селютина. Теплые, яркие, ласкающие взор палитрой красок. Потому что за тем, что графически на бумаге создает компьютер, в первую очередь стоит сам художник. Его душа, размышления, полет фантазии. А Photoshop и другие digital-инструменты — лишь современные кисти, позволяющие воплотить задуманное в реальность.


Выставка работ Игоря Селютина собрала больше 100 произведений разных лет. Здесь есть графика, логотипы, эскизы упаковки, обложки книг, картинки для пазлов. И, конечно, иллюстрации к сказкам. Каждая из работ — отдельная глава творческой биографии художника, которая может рассказать о многом: о юности в изостудии Георгия Отченашко, учебе в Харьковском художественно-промышленном институте, преподавательской работе в Донецком художественном училище, работе в газетах и журналах, иллюстрированию фантастических произведений…


Невозможно не заметить, что центральное место в экспозиции, как, впрочем, и в жизни художника, занимает создание иллюстраций для детских книжек.

Мне повезло: выпадало достаточно возможностей работать со сказками, — говорил в своем первом интервью «вечерковцам» Игорь. — Многие из тех произведений, которые я иллюстрировал, еще с детства были моими любимыми. «Остров Сокровищ», например, или «Приключения Тома Сойера», «Чиполлино», «Мэри Поппинс». Придумывая картинки к ним, было такое приятное ощущение, словно на какое-то время возвращаешься назад в детство.


И мы, разглядывая знакомых с детства персонажей, туда тоже неожиданно вернулись. Пытались на карте необитаемого острова отыскать сокровища капитана Флинта, от души озорничали вместе с Томом Сойером и, вторя Маленькому Принцу, искренне обещали быть в ответе за тех, кого приручили…


И был в этой встрече со сказкой момент совершенно бесценный. Снова, как в детстве, в душе поселилось абсолютное спокойствие: сколько бы ни краснел от ярости Синьор Помидор, чего бы ни замышлял Карабас-Барабас, зло все равно будет повержено.


Ольга Зайцева.
Фото Александра Петрова.