Как вы думаете, в каком месте необходимо поставить запятую во фразе, вынесенной в заголовок? Вроде бы всё и так очевидно, однако… Порой родители перетаскивают эту самую запятую в нужное им место, и тогда в семье может развернуться настоящая трагедия.
В контексте темы отцов и детей термин «сепарация» чаще всего используется для обозначения этапа детско-родительских отношений, на котором ребенок обретает самостоятельность и отделяется от родителей — с правами, ответственностью, обязанностями и выбором. Ведь как ни крути, желание автономии — одна из основных потребностей человека.


Помочь расставить верные «знаки препинания» в непростой истории выхода ребенка в самостоятельную жизнь мы попросили заместителя главного врача Психиатрической больницы №1 Макеевки Инну Расторгуеву, врача высшей категории.

-О сепарации детей от родителей за рубежом заговорили гораздо раньше, чем в России, — поясняет Инна Сергеевна. — Немалую роль в этом сыграл идеологический момент: в советские годы превалировали ценности коллективизма, а сепарация как квинтэссенция восприятия себя как чего-то отдельного от своей родительской семьи не воспринималась как достойный предмет для изучения. На сломе эпох произошло изменение политического строя, и постепенно россияне все больше стали проникаться индивидуалистическими идеалами, задумываться о границах личности, замечать, сколь разрушительными могут быть излишне близкие отношения даже с самыми родными людьми, когда не остается места (фигурального и даже реального, физического) для одиночества, восстановления сил, самостоятельного выстраивания своей жизненной траектории.

-Сепарацию можно рассматривать с двух точек зрения, — продолжает врач высшей категории. — С одной стороны, это процесс постепенного формирования независимости подрастающего поколения от своей семьи в разных сферах жизнедеятельности, имеющий важное значение для формирования и развития зрелой личности. Иными словами, сепарация может быть понята как внутриличностный процесс, идущий параллельно со взрослением и актуализирующийся в его кризисные периоды.


Наиболее известным на данный момент примером поиска признаков независимости от родителей может считаться идея Дж. Хоффмана о типах сепарации. Ученый предположил, что обрести независимость от матери и отца человек может в 4-х направлениях:

Эмоциональная сепарация — независимость от родительского одобрения.

Аттитюдная сепарация — наличие собственных сформированных взглядов на различные аспекты реальности.

Функциональная сепарация — умение самостоятельно искать выход из проблем и принимать важные решения.

Конфликтологическая сепарация — отсутствие незавершенных конфликтов с родителями, ровные, эмоционально стабильные отношения с ними.


Существует определение этапов сепарации:


От рождения до года
Ребёнок рождается на свет и полностью отключается от питающих его 9 месяцев систем матери. Он учится самостоятельно кушать. Впоследствии — говорить, сидеть, ходить, дотянуться до любимой игрушки. Правильнее в этот период детей приучать к самостоятельности. Они должны уметь держать ложку, пить из кружки, ходить без поддержки взрослых.


Кризис 3-х лет
В этот период малыш начинает осознавать себя как личность. Он независим, отстаивает своё «Я», упрямится, стоит на своём, старается самостоятельно исследовать мир. Однако ребёнок ещё сильно нуждается в матери. В этот момент нельзя ограничивать активность малыша. Ему необходимо разрешить самому одеваться; решать, что кушать; рассматривать предметы дома или на улице. Необходимо научить правилам безопасности: не трогать горячее, не есть грязное, не подходить к опасному предмету.


Подростковый возраст
В период полового созревания ребёнок отдаляется от своих родителей. Он чувствует себя самостоятельной личностью, перестаёт слушаться указаний взрослых, не воспринимает критику, противится их вмешательству в свою личную жизнь. В такой период неизбежны конфликты. Особенно, если родители пытаются управлять поступками детей. Важно доверять своему ребёнку и дать ему возможность действовать самостоятельно.


Период вступления в самостоятельную жизнь
После окончания школы дети полностью психологически отделяются от родителей. Они начинают строить планы на жизнь. В этот период главными приоритетами для молодого человека являются любовь, семья, карьера. Сепарация считается успешной, если дети могут без помощи родителей управлять своей жизнью, решать проблемы и материально не зависеть от родных.

За первое полугодие 2020 года в России зарегистрировано более 220 000 разводов, — обращает внимание Инна Расторгуева. — Много неполных семей, где женщина вынуждена одна растить сына. В 9 случаях из 10 ее не заботит проблема мужской инициации. Это противоречит ее бессознательному стремлению как можно дольше сохранить с сыном близкую психологическую связь. С некоторого момента стремление матери держать сына при себе начинает наносить вред его мужскому развитию, ограничивает его естественную экспансию во взрослый мир.


В мировой истории есть множество примеров различных обрядов, которые проводились в 8-14 лет, после чего мальчик считался мужчиной. Вспомним древнеславянский ритуал, когда юноша изгонялся из общины в лес, где должен был некоторое время выживать самостоятельно. Перед тем, как юношу временно «изгнать», проводился языческий обряд «посвящения в волка». На него надевали шкуру волка и пояс с «колдовскими» узелками, что символизировало обретение парнем мужской силы. После этого проводился сам ритуал изгнания. Затем юноша некоторое время жил в лесу подобно волку, выживал. И только после этого возвращался в общину, что указывало на завершение инициации, достижение юношей мужской зрелости.Если молодой человек не проходил всего этого, то несмотря на то, что внешне это был мужчина, считалось, что в нем продолжает жить (прятаться за юбку матери от взрослого мира) бессознательный ребенок, который слишком часто в сложных ситуациях контролирует его поведение. Такие люди считались инфантильными. В результате им трудно было добиться серьезных успехов в жизни, они оказывались склонны к зависимости, не способны создать семью и позаботиться о ней, не хотели или не могли сделать карьеру, а также преуспеть в бизнесе.

-Взрослеющий человек, уходя из родительского дома, вовсе не обязан на высшем уровне развить свою отделенность от матери и отца во всех аспектах. Напротив, нити, связывающие его с родителями, еще долгое время (а может, и всю жизнь) будут питать его, поддерживать, когда он сталкивается с жизненными дилеммами. Их ни в коем случае нельзя обрывать. Важно учиться по-новому выстраивать отношения, видя перед собой уже не маленького ребенка, а личность, которая имеет право решать самостоятельно, куда ей идти, с кем и чем связать свою жизнь. Это безумно трудно для любого родителя — отпустить дитя, кажущееся таким хрупким, в мир, полный опасностей и соблазнов. Но только таким образом можно продолжать гармонично развиваться, достигая внешне наблюдаемых успехов и, что немаловажно, сохраняя баланс внутри своей личности, — заключила Инна Сергеевна.


Подготовила Ольга Зайцева.