День учителя — праздник добродетели, человеколюбия и мудрости. А ежедневный труд педагога — путь к сердцам подрастающего поколения, к вершинам знаний. Забота, доброта, душевное тепло, ценные напутствия учителей наделяют детей не только знаниями и умением рассуждать, но и верой в хорошее, способностью мечтать и воплощать желаемое в реальность.

Галина Сухачева, директор макеевской ОШ №62, убеждена: в том, что школа многие лета не просто обучает детей, но и развивается, совершенствуется, преуспевает, огромная заслуга ее заместителей по учебно-воспитательной работе Татьяны Владимировой и Жанны Мищенко.

— Педагоги от Бога, Татьяна Георгиевна и Жанна Григорьевна, без преувеличения, олицетворяют целую учительскую эпоху, — утверждает Галина Вячеславовна.

«Меня учил человек-легенда»

Таково убеждение Татьяны Владимировой, преподавателя русского языка и литературы:
— Виктора Хрюкалова знает вся филологическая Макеевка. Человек-легенда, он мог влюбить в свои предметы буквально всех. Виктор Васильевич частенько говорил нам, что на «5» литературу знает только Бог, на «4» — преподаватель. А ученики – сами понимаете. И тем не менее, он мне поставил «пятерку». И даже доверял проводить некоторые уроки, — вспоминает Татьяна Георгиевна.

Выросла она в инженерно-бухгалтерской семье, но с детства мечтала стать педагогом. Еще обучаясь в начальных классах, во время летних каникул сама организовывала и вела уроки для детворы из всей округи в 55-м квартале, проверяла домашние задания, заполняла журнал…

После окончания школы судьба привела девушку в Черновицкий госуниверситет, в красивейший центральный корпус, бывшую резиденцию митрополитов Буковины и Далмации. Училась легко, практику проходила на «отлично», а отношение людей к педагогу, особенно в селах, приятно удивляло: там учитель пользовался огромным уважением, ему кланялись за версту…

— Хотя, конечно, без казусов не обошлось, — вспоминает педагог. – На практике дали мне 10-й класс, я не намного была старше своих учеников. И как-то проспала – полагала, что практика – это работа в свободном режиме. А классным руководителем как раз в том классе, в котором я практиковалась, была жена мэра Черновцов. Ох мне и досталось…

В тамошнем механико-технологическом техникуме началась ее трудовая биография. Но пять лет спустя, в 1986-м, возвратилась Татьяна Георгиевна в родные пенаты – в Макеевке ведь были родители, близкие. ОШ №62 приняла бывшую ученицу с распростертыми объятиями. Более того, год спустя к сугубо преподавательской работе прибавилась и административная – Татьяну Владимирову назначили заместителем директора.
— Главная притягательность нашей школы в том, что две трети педколлектива – выпускники ОШ №62, рассказывает Татьяна Владимирова. – Все отлично знают стиль преподавания, хорошо знакомы со своими учениками и их родителями не только по школе, но и по жизни, это очень важно. Потому наши дети и в науках преуспевают, и строят успешную профессиональную карьеру.

Маминой дорогой

Жанна Мищенко, также зам. директора ОШ №62 по учебно-воспитательной работе, — выпускница ОШ №103 и Таганрогского педагогического техникума.

— Моя мама была учительницей математики, тётя преподавала в начальных классах, потому решение стать педагогом созрело во мне в незапамятные времена, — рассказывает Жанна Григорьевна. – Я по специальности – и математик, и физик, но начинала преподавание с математики.

А потом так сложилась ситуация, что в школе (Жанна начинала карьеру в Ростов-ской области) не было физика. Попробовала провести урок – и сразу убедилась: эта наука детям ближе, интереснее и даже роднее, чем математика. И по сей день она преподает именно физику. И в бывшей 55-й макеев-ской школе, и уже четверть века – в 62-й.

Жанна Григорьевна категорически отрицает разговоры о том, что нынешние дети не хотят учиться, что весь мир их – компьютерные игрушки:

— Поверьте, у всех первоклассников проявляется ярко выраженное желание учиться, но где-то не срабатывает механизм адаптации в новой среде, где-то взрослые не помогают вовремя – и тогда начинаются проблемы. Дети не в состоянии наверстать упущенное. Собственно, как и взрослые, которые откладывают дела в долгий ящик, а затем не знают, как их разгрести.

И современная техника не то что не вредит – она помогает детям учиться, дает дополнительные знания. Сегодня, к примеру, благодаря урокам на ютубе можно вообще не отставать. Главное – желание учиться, которое поддерживать в ребенке сообща должны педагоги и родители.

У нас получается… роскошь

В их семье педагог был — сестра по отцовской линии преподавала математику. Закончив школу с золотой медалью, Лиля могла поступить в любой вуз, на любую специальность. Но она выбрала литературу, поступив в Таганрогский пединститут на литературный факультет.
— Наверное, это была подсказка свыше, — объясняет свое решение Лилия Немер,

преподаватель литературы макеевского политехнического колледжа. — Хотя в школе я очень любила уроки Евгении Яковлевны Элиминах. Она давала мне дополнительные задания, посылала на олимпиады. И вот результат — 46 лет на ниве просвещения. И если бы сейчас случилось чудо и у меня появилась возможность начать все сначала, то в жизни я бы что-то изменила, но только не профессию.

Нужна ли литература строителям, программистам, механикам?

На этот вопрос первокурсники Лилии Александровны получают ответ на первой паре. Начинает ее преподаватель с отрывка из «Собора» Олеся Гончара. Напомним. Молодой человек, внешне красавец, любит девушку. Его призывают в армию. В первом письме к ней он пишет: «Служить сейчас как-то не привычно. Плохо кормят. Но наедаюсь полностью. Думаю, приживусь. Рижим и зарядка мне сил как-то дают». И это он писал ей, которая перечитала всю классику, которая восхищалась пушкинской любовной поэзией. Девушка не ответила на это письмо.

Да, ребята приходят в колледж получать определенную специальность, но в первую очередь они люди, они для социума себя готовят, поэтому должны знать ответ и еще на один вопрос, который тоже преподаватель им задаст на первой лекции: «Самая большая роскошь на земле это…» Они должны продолжить, блеснуть своим уровнем знаний, своим интеллектом. Так у нас и получается — роскошь, то есть общение, — продолжает Лиля Александровна.

У меня есть папка, в которой я собираю работы студентов, когда приходит время нам расставаться: «Мои мысли вслух о значении литературы в моей жизни». Их откровения просто уникальны. Особенно девушки искренни. Юноши удивляют, но в меньшей степени. Некоторые признаются, что за первый курс колледжа они прочитали столько, сколько не читали за все время учебы в школе.

Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Это подтвердил и мой поступок, когда шесть лет назад я вдруг решила уйти на пенсию. И ушла. Ровно два дня побыла в статусе пенсионерки. Поняла, что рано, и вернулась к своей литературе, к своим студентам. Слава Богу, что меня приняли.

40 лет… в них вся жизнь Татьяны Пикулиной

В этом году заведующая дошкольным отделением Макеевского педагогического колледжа Татьяна Пикулина отмечает круглую дату – ровно 40 лет назад, в августе 1978 года, она пришла на работу в это учебное заведение.

Преподавала вначале музыку, затем педагогику и психологию, и вот уже больше 20 лет заведует дошкольным отделением. При этом не оставляет преподавания. Считает, что без непосредственного общения со студентами во время уроков ей трудно было бы выполнять обязанности администратора.

Работу свою Татьяна Анатольевна очень любит, вне ее себя просто не представляет. Ведь даже детей – сына и дочь – растила, что называется, без отрыва от производства. Иногда даже в командировки по области брала их с собой. Не случайно дочь пошла по стопам мамы: закончила Макеевский педколледж, затем Горловский иняз, воплотив детскую мечту Татьяны Анатольевны стать переводчиком. Свою судьбу в педучилище нашел и сын. Его супруга Галина Николаевна, закончив педучилище, теперь работает здесь преподавателем.
Татьяна Анатольевна — психолог не только по образованию (она закончила Киевский пединститут имени Горького), но и по своей человеческой сути.

Она легко находит общий язык с учащимися и их родителями, умеет найти выход из любой конфликтной ситуации, дать нужный совет, за что ее любят и ценят коллеги.

На уроке биологии — разговор о жизни

Нельзя сегодня биологию познавать только по учебнику. Современным и очень любознательным детям, а они именно такие, любая тема будет доступна и понятна, если ее увязать с жизнью.

В этом уверена учитель биологии лицея №1 «Лидер» Яна Деревянко. По этому принципу она и строит свои уроки.

— Например, учеников интересует, как происходит процесс клонирования, что такое излучение. Некоторые посвящают свои работы в Малой академии наук заменителям крови. Сегодня в учебном процессе очень помогает наличие у ребят мобильных телефонов, интернета. Особенно, если работать приходится дистанционно (объявлен карантин, например). Они присылают мне свои домашние задания, лабораторные проекты, презентации. Мы можем их обсуждать по скайпу.

Я считаю, сейчас изучать предметы гораздо проще и интереснее. Тем более, что в «Лидере» кабинет биологии оснащен мультимедийной доской. А цифровой микроскоп позволяет ставить опыты и сразу всем вместе наблюдать на экране за их ходом.

— На этом уроке мы будем смотреть лаксинью, — рассказывает Яна Юрьевна. — Точнее — действие фермента пераксидазы на живые клетки картофеля и цветов. Под микроскопом будет видно, как выделяются молекулы кислорода, появятся пузырьки.

Яна Юрьевна с таким интересом говорила об этом, что захотелось задержаться на уроке и понаблюдать за тем, что и как будет происходить.

Теперь понятно, почему ее дочь (сегодня девятиклассница Катерина), в прошлом году участвовала в городской олимпиаде по биологии, заняв первое место, а в республиканской стала второй.

— Я хочу, чтобы дочь сделала свой выбор в профессии самостоятельно. В этом году Катя будет участвовать в турнире географов. А еще Малой академии наук готовить работу по алгебре.

Сын Андрей учится во втором классе. Очень музыкальный мальчик, занимается танцами. Мы с мужем поддерживаем увлечения детей и считаемся с их мнением.

— А сами вы когда увлеклись биологией?

— Училась я в селе Николаевка Красноармейского района. Участвовала в олимпиадах, конкурсах, писала МАНовские работы. Так и пришла на биологический факультет Донецкого национального университета. С дипломом магистра по специальности микробиолог вела кружок на Станции юных натуралистов в Макеевке. А в 2007-м меня пригласили работать в лицей №1 «Лидер». Я уверена, что уроки биологии можно сделать интересными.

Как показала практика, Яна Деревянко умеет их делать такими.

В ребенке нужно видеть личность

О Марине Харченко, учителе ОШ №29, мы сегодня говорим не случайно. Это не только первоклассный педагог, мудрый наставник, хороший друг, но и заботливая мама для деток, которая даже может спасти жизнь ребенка в час беды. Не так давно одному из подопечных нашей героини на уроке стало плохо – во время чтения мальчик внезапно потерял сознание и упал, пульс не прощупывался.

Марина Николаевна не растерялась, оперативно начала оказывать первую помощь, делать искусственное дыхание, пока не прибыла скорая помощь. Родители говорили, что ребенок наблюдается у кардиоспециалиста, но серьезность проблемы не обозначили. В итоге ребенку пришлось установить кардиостимулятор. Сегодня, к счастью, все хорошо. В этой истории своевременные действия педагога подтверждают правильность профессии, которую Марина Харченко выбрала еще в детстве.

— В первом классе у меня была очень хорошая учительница – Валентина Ивановна Москаленко, я в нее буквально влюбилась. Уже тогда решила выбрать профессию учителя начальных классов.

Свое желание обучать детей Марина Николаевна воплотила в реальность – закончила педучилище, и в 19 лет пришла работать в макеевскую школу №29. С тех пор прошло 23 года, и любимая профессия стала лейтмотивом жизни.

— По моему мнению, в ребенке в первую очередь нужно видеть личность. Не настолько важна безупречная успеваемость по всем предметам, ведь природные наклонности к наукам могут быть разными. Важно, каким в итоге человеком вырастет ребенок. Наша задача как педагогов – не только передать знания, но и заложить такие ценности, как: уважение к старшим, честь и справедливость, любовь к Родине, — уверена наша героиня. — Я счастлива, что у меня есть эта работа, хочу и дальше получать от нее удовольствие, чего желаю и коллегам в преддверии профессионального праздника.

Стоит сказать, что и дочь Марины Николаевны пошла по ее стопам, выбрав профессию учителя истории. Как известно, так бывает, когда любовь к своему делу достигает огромных масштабов и передается детям.

Гордость промышленно-экономического колледжа

Педагогическим девизом преподавателя Макеевского промышленно-экономического колледжа Клары Кутовой уже давно стали слова: «Гори, люби, твори!», и многие ее выпускники, а также коллеги подтвердят справедливость этого изречения.
Клара Ипполитовна закончила 10 классов средней школы Тельмановского района Донецкой области и поступила в Славянский педагогический институт на факультет физико-математических дисциплин. После окончания института по распределению работала в Горловской средней школе учителем физики и математики. В 1964 году по рекомендации Горловского гороно пришла на работу в Макеевский металлургический техникум, где и стала единственной женщиной-преподавателем среди мужского коллектива.

Самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело – неотъемлемая часть педагогического успеха нашей героини. Именно поэтому многие выпускники с благодарностью вспоминают требовательного, творческого педагога за те знания, которыми щедро делилась с ними в течение 54 лет работы в колледже. Это преподаватель, который бесспорно заслуживает звание Учителя с большой буквы.
В работе для Клары Ипполитовны важны не только ее профессиональные знания, но и умение любить студентов, верить в каждого из них, быть не только строгим наставником, но и надежным другом.

Педагогический коллектив Макеевского промышленно-экономического колледжа гордится своими заслуженными преподавателями-ветеранами, среди которых Клара Кутовая – поистине яркая, неординарная личность.

Экономика — это наука о нашей жизни

В СШ №44 хорошо знают о том, что детей важно научить, в том числе рационально принимать решения. И лучше всего с точки зрения удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов этот навык демонстрирует экономика. «Это наука о нашей жизни», — считает педагог Виктория Чурилова.

— Виктория Геннадьевна — выпускница нашей школы, а сегодня уже и профессионал своего дела с почти 20-летним стажем. Умеет креативно подойти к образовательному процессу, увлечь детей, организовать исследовательскую работу, научно-практические конференции. Об этом говорит отличная успеваемость ее воспитанников, их победы на республиканских конкурсах,- отмечает директор школы Наталья Красноносова. Однако в профессию Викторию Чурилову привела судьба.

— После окончания университета (ДонНУЭТ им. Туган-Барановского, экономическая специальность) директор родной школы предложила временно поработать учителем экономики. И здесь я уже 19 лет, — рассказывает наша героиня. — На уроках мы с ребятами учимся правильному поведению потребителя, к примеру. Ранее у нас в школе был предмет «Финансовая грамотность», сегодня проходят допрофильные курсы: «Превращаем хобби в бизнес», «Умей тратить деньги», «Маркетинг для начинающих», «Деловое общение», «Инновации и бизнес». Данные курсы готовят ребят к серьезному изучению экономики. Увлекательно и то, что занятия проходят в игровой форме. Более того, дети занимаются исследованием конкурентоспособности, экономической безопасности предприятий, государства, пишут научные труды и становятся победителями в конкурсе работ Малой академии наук.

— Убеждена, что участие в конкурсах и конференциях учит ребят общению, позволяет раскрыть потенциал. В успехах воспитанников — результат работы учителя, — уверена Виктория Чурилова.

«Учиться у времени, в котором живу»

Эти слова — главное жизненное кредо преподавателя и директора Макеевского строительного центра профессионально-технического образования им. Ф. Бачурина Ирины Чебышевой.

Директору «бачуринцев» до всего есть дело. Патриотическое и нравственное воспитание в каждой группе, тесная связь с родителями и родительским комитетом, желание привить больший интерес у студентов к учебе… Она волнуется о том, как отдыхают наши дети в выходные и праздничные дни, чем заполняют свой досуг, о чем мечтают, чего хотят добиться в будущем.

Хозяйственные вопросы тоже не проходят мимо внимания директора. Это ремонт общежития, в котором живут сироты и беженцы, капитальный и текущий ремонт других помещений, ведь все надо предусмотреть и проконтролировать. И все эти насущные проблемы надо решать с заботой о студентах и трудовом коллективе, все пропустить через свое понимание и свое беспокойное сердце. А еще она преподает черчение и компьютерную графику.

Как же произошло, когда юная Ирина Агуденко решила учить других людей точным наукам? Любимые точные и технические науки в школьные годы давались ей легко. Ведь мама Алла Николаевна преподавала математику. Отличница Ирина любила географию и книги о разных странах и путешественниках. Еще она многое могла сделать своими руками: научилась шить, вязать и вышивать. В 1984 году с отличием окончила профессиональное строительное училище №7. Разве могла она предвидеть, что когда-то станет директором этого учебного заведения?!

В 1989 году Ирина Викторовна окончила МИСИ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» с красным дипломом, работать пошла в Государственный проектный институт «Донецкпроект» инженером-конструктором. Здесь судьба свела ее с первым наставником, добрым и отзывчивым человеком — Еленой Литвин. Именно она научила юную и немного застенчивую Ирочку не бояться выдвигать свои новаторские идеи и выполнять свою работу с уверенностью и полной отдачей. Однажды Елена Литвин перешла работать преподавателем электротехники в профессиональное строительное училище №7, потом в своем родном училище Ирина Викторовна стала преподавателем черчения.

Шел 2003 год. Молодой преподаватель очень старалась, ни одно новое книжное издание и журналы по строительной специальности не проходили мимо ее рук. Имея маленькую дочку, долгими вечерами сидела за компьютером, изучая компьютерные программы. И самым главным в этом было найти контакт с учениками, рассказать и показать сложное так, чтобы учащимся стало интересно и понятно. И это Ирине Викторовне удавалось. Ведь ее наставниками были Николай Куртов, Нина Спирина, Виталий Леушин, Елена Литвин, Лариса Ларионова, многие мастера производственного обучения, а также родной человек, обладающий знаниями не только по предметам, но и в области педагогики — Алла Николаевна Агуденко. Училась Ирина Викторовна у каждого, кто мог дать ей определенный положительный опыт в педагогическом процессе.

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Ирина Викторовна стала студенткой аспирантуры, писала научные статьи. И еще она успевала рисовать картины. Эти пейзажи, написанные маслом, и сейчас украшают ее кабинет. В 2008 году нашу героиню выдвинули на пост директора строительного центра им. Ф.Бачурина. С этого времени ее беспокойная жизнь стала еще беспокойнее, ведь надо было соответствовать этой должности.

Ирина Викторовна требовательна к коллективу, еще более требовательна к себе. Ведь она в ответе за каждого студента и каждого члена трудового коллектива. Но прежде всего — она педагог, учитель, который знает, что каждый студент должен научиться строить чертеж на бумаге, делать правильные расчеты всех чертежных параметров, и только затем осваивать компьютерную графику.

…В кабинете черчения идет урок. Тишина, которую изредка нарушает скрип карандаша по ватману. Идет серьезный урок для будущих строителей, и ведет его Ирина Викторовна Чебышева.

Путь в профессию Ольги Прилипской

В педагогику все приходят по-разному. Очень редко – случайно, но у всех остальных – свой путь к учительскому столу. Кто-то в раннем детстве «учит» разным премудростям своих кукол и мишек, кто-то идет по стопам мам или бабушек. Кто-то в выборе профессии определяется лишь ближе к школьному выпускному по примеру друзей-подружек.

У учителя начальной школы № 5 Ольги Прилипской путь в профессию по-своему уникальный. Так случилось, что ее мама, будучи беременной, проведывала больную учительницу, которую звали Ольгой Захаровной, и та взяла с нее слово, что родившуюся дочь женщина назовет Ольгой и что в будущем Оля станет учительницей. Поэтому ни о какой другой профессии в детстве девочка и не мечтала. Позже утвердилась в выборе, глядя на любимых учителей Раису Стекачеву и Юлию Тарасову.

После окончания пятой школы (в 70-х годах она еще была средней) поступила в Макеев-ское педагогическое училище, а, закончив его, вернулась в родную школу – уже в качестве педагога. Работала вначале, как очень многие начинающие, воспитателем группы продленного дня. Продолжая образование, поступила на математический факультет Таганрогского пединститута. Мечтала, что возьмет первоклашек и вместе с ними «перейдет» в пятый класс в качестве преподавателя математики и классного руководителя. Этой ее мечте не пришлось осуществиться: пока Ольга Павловна была в декретном, открылась 61-я школа, а пятая осталась начальной. Ольга Прилипская не смогла оставить ставший родным коллектив. Так и работает в начальных классах. В сентябре 2019-го отметит 40-летие своего первого рабочего дня.

Ольга Павловна считает, что с коллективом ей очень повезло. В пятой он творческий, дружный, практически семья. Здесь каждый учитель – новатор. Каждый вносит в педагогический процесс свою изюминку. И Ольга Прилипская – не исключение. В составе авторского коллектива она приняла участие в составлении школьных программ и учебника украинского языка для школ Донецкой республики.

Ольга Павловна – строгий учитель, но дети ее обожают, а для их родителей она – непререкаемый авторитет. Первоклашки, которых Ольга Прилипская взяла всего месяц назад, ни о какой другой учительнице не хотят даже слышать.

По стопам своей мамы пошла старшая дочь Ольги Павловны Анна. Она – преподаватель университета, причем преподает такой сложный предмет, как ядерная физика.

На традиционный вопрос: «А если б снова начать?» — наша героиня отвечает так же традиционно: «Я бы все повторила сначала, ведь ни в какой другой профессии себя просто не представляю».

Ах, какая у вас улыбка, Яна Валерьевна

Надо признаться, внешность заместителя директора Макеевского медицинского колледжа Яны Понедилок трудно соотнести с образом строгого администратора. Улыбчивая, очень позитивная, она больше похожа на актрису, чем на завуча, каким мы зачастую себе его представляем. Многие коллеги и даже студенты восклицают, не удержавшись: «Ах, какая у вас улыбка!»

Тем не менее очень трудно найти человека, который бы с большей отдачей выполнял непростые обязанности заместителя директора по воспитательной работе. Даже идя вместе с нами по территории учебного заведения, Яна Валерьевна успевает задать какие-то вопросы студентам, и, что самое поразительное, внимательно выслушать ответы. Причем все с той же приветливой улыбкой, которая покоряет с первой минуты общения.

На работу в медучилище Яна пришла в 1995-м, еще будучи студенткой… юрфака. Время было трудное, за учебу нужно было платить, поэтому должность лаборанта лаборатории микробиологии девушку вполне устраивала: зарплата небольшая, зато есть время для занятий. Позже она стала секретарем директора, в общем-то полагая, что не задержится в мед-училище надолго – закончит институт и станет работать по специальности, юристом. Однако судьба распорядилась иначе. После окончания института она действительно стала трудиться по специальности, преподавая правоведение в училище, коллектив которого за несколько лет стал для Яны родным.

В 2014 году Яна Понедилок назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе. Своей главной задачей как завуча Яна Валерьевна считала и считает необходимость наполнять смыслом каждый день своих воспитанников, делать все, чтобы студенты хотели учиться и развиваться, научить их любить и думать. И это у нее получается, хотя сложности в работе это трудное время добавило.

С медицинским училищем, которое не так давно стало колледжем, наша героиня связана не только работой. Здесь много лет трудится лаборантом ее мама Нина Владимировна, здесь учится дочь Регина. По большому счету, весь коллектив учебного заведения Яна Понедилок считает своей большой семьей. И эта семья отвечает ей взаимностью.

Если вы думаете, что химия — наука исключительно точная, сухая, не дающая простора для творчества, то вы просто не бывали на уроках учителя высшей категории ОШ № 92 Галины Бутковой. На занятиях Галины Михайловны креатив — столь же привычный «химический элемент», как и все другие известные вам представители периодической таблицы Менделеева. Не удивительно, что после ее творческих заданий, необычных практических занятий и интересных открытий в умах школьников происходят самые невероятные познавательные «химические реакции»!

Креативность как «химический элемент»

— То, что я буду учителем, знала еще с 7 класса. Выбор стоял между двумя любимыми предметами — математикой и химией, — рассказывает Галина Михайловна.

Победила, как вы понимаете, химия. Галина Михайловна поступила в Одесский государственный университет и, отучившись там год, перевелась на химфак в Донецкий университет. В педагогике она уже больше 30 лет, 25 из которых отданы работе в «девяносто второй». С 1992 года Галина Буткова здесь не только учитель химии, но и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

— Я преподаю сложный предмет, некоторые дети могут запросто в нем потеряться, — говорит Галина Буткова. — Особенно трудно бывает ребятам, которым ближе не точные науки, а все-таки гуманитарные дисциплины. Творческий подход в изучении химии дает возможность ученикам взглянуть на предмет с неожиданной точки зрения, по-своему осмыслить его, лучше понимать и запоминать.

Поэтому на уроках Галины Михайловны ученики запросто пишут «химические» сказки и сочинения, рисуют, активно дискутируют и исследуют. А еще — слушают интересные истории, житейские примеры, случившиеся в реальности и имеющие прямое отношение к химии, которых их любимый педагог знает превеликое множество.