Говорят, что искусство писателя – раскрыть содержание слова. И важно в этом контексте то, как мастер пера это делает, какими способами достигает сокровенных островков эмоций в Бермудском треугольнике читательской души. О своем литературном компасе, кодексе творческих правил поведал наш земляк, писатель, автор пикантно-островатых ироничных пьес, сценарист, актер Тимур Гараев.


«Литература – это способ художественного описания окружающего мира»

— Согласны ли вы с тем, что истинные писатели постоянно ощущают внутри почти что наркотическое желание изливать мысли на бумаге?

— Мне кажется, что постоянное желание такого рода испытывают в первую очередь графоманы. Хороший писатель должен четко понимать, что хочет сказать читателю, какую мысль донести. Искусство – это зеркало, с помощью которого человек и общество смотрят на себя. Именно поэтому «наркотическое» желание изливать мысли на бумаге — это средство, которым писатель пользуется.

— Один из известных мэтров пера говорил о том, что писатели не бегут от действительности, скорее, она их преследует. Как вы истолкуете эту фразу?

— Литература – это способ художественного описания окружающего мира. Даже если вы пишете в стиле фэнтези, в итоге книга будет интересна настолько, насколько она затрагивает те вопросы, которые читателя интересуют в повседневной жизни. Подлинными шедеврами являются произведения, которые актуальны даже спустя сотни лет после их написания. «Декамерон» Джованни Боккаччо или «Золотой осел» Апулея до сих пор интересны вдумчивому читателю, потому что вопросы о природе человеческих страстей, затронутые в этих книгах, волнуют нас и сегодня.

— Дончане узнали о вашем литературном таланте благодаря пьесе «Прыжок в бездну». Расскажите о рождении этого произведения и о старте писательского пути.

— Первым произведением, которое я написал в 2014 году, была пьеса «Прыжок в безд-ну». Это предыстория пьесы Андрея Карелина «Save my soul», откуда позаимствованы герои и некоторые сюжетные линии. Пьеса появилась как результат моей работы над образом одного из героев, которого я играл в постановке Малого драматического театра «Аctor Hall» (Донецк). Можно сказать, что Андрея Карелина я считаю своим крестным отцом в литературе. Сама по себе история, изложенная в двух пьесах, – это социальная драма. Поэтому после погружения в такой сложный, тяжелый для восприятия материал, следующий литературный шаг хотелось сделать в более веселом жанре. Так появились пьесы «Веселый детектив» и «Принцессы и драконы». Мода последних лет на жанр фэнтези и альтернативной истории побудила меня написать историю, пародирующую это веяние. Сам сюжет, конечно, выдуман автором и не основан на реальных событиях. Однако образы героев пьесы представлены такими, какими были люди, жившие в XV веке.

— Пьеса «Принцессы и драконы» не раз была представлена донецкой публике актерами-аматорами. Насколько трудно было подобрать соответствующих персонажам актеров, сумели ли они оправдать ваши ожидания как автора?

— Если мы говорим об аматорском театре, то выбирать вообще не представляется возможным. Тех, кому интересно тратить свое свободное время на реализацию таких проектов, не так уж и много. Некоторый недостаток опыта и мастерства аматоры с лихвой компенсируют старанием вжиться в образы своих героев. Стоит отметить, те актеры-любители, у кого уже был опыт подобных постановок, сыграли свои роли на достаточно высоком уровне. Особенно хочется поблагодарить студентов Донецкого колледжа культуры, принимавших участие в проекте.

— В последний раз в культурном центре «Куприн» пьеса была показана в несколько ином стиле, верно?

— В «Куприне» была показана всего одна сцена из спектакля, выступление это прошло в рамках сборного концерта.

— Сейчас вы увлечены изучением истории литературы. О каких литературных вехах делитесь с аудиторией слушателей, когда и где можно послушать ваши лекции?

— Скажем так, я увлечен изучением антропологии, т.е. науки о человеке и человеческом обществе. Литература, по моему мнению, дает наилучшую картину развития человечества от эпохи, когда возникла письменность, до наших дней. Лекции по истории культуры и литературы читаю в «Куприне» каждую пятницу в 17:00. В прошлый раз, к примеру, рассказывал о древнегреческой поэтессе Сапфо, ее поэзии и времени, в котором она жила.

«Без критики нет литературы»

— Любопытно, читая произведения каких авторов вы росли как писатель?

— Самостоятельно выбирать книги для чтения начал с 10 лет. Осмысленно читать художественную литературу – с девятнадцати. Мое мировоззрение сформировалось годам к 25-ти. Поэтому трудно выделить конкретных писателей, оказавших на меня именно такое влияние. Но мои любимые писатели – Михаил Шолохов и Аркадий Гайдар. Возможно, еще Константин Симонов, но его я больше ценю как поэта.

— Как возникает сюжетная Вселенная ваших творений?

— Несмотря на то, что я стараюсь придерживаться некоторого плана как внутри каждого произведения, так и в очередности их написания, все сюжеты возникают в моем воображении под впечатлением от увиденного, услышанного или прочитанного.

— Как реагируете на критику в адрес авторских произведений?

— Адекватно реагирую, без критики нет литературы. Конечно, если эта критика – литературная.

— У вас есть свой кодекс творческих правил?

— Творческих правил у меня только два. Первое – у произведения должен быть сюжет, не без морали, даже если эта мораль не очевидна. Второе – уже написанное произведение должно вычитываться автором много раз. Цель такого вычитывания – поиск логических нестыковок в повествовании.

«Без театра я бы не состоялся как автор»

— Кроме литературной деятельности, вас также увлекает актер-ское мастерство, не так ли?

— Верно. Это увлечение началось с 1 марта 2013 года, когда была основана труппа театра «Аctor Hall». Первая роль — персонаж Понтия Пилата в спектакле по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Потом я играл Зверя в спектакле по пьесе «Save my soul» Андрея Карелина, а затем и в спектакле по собственной пьесе «Прыжок в бездну».

— Какая из ролей оставила в вашей душе наиболее сильный отпечаток? Ведь, как правило, сценические перевоплощения не проходят бесследно?

— Трудно выбрать из этих ролей какую-то одну, все они мне одинаково дороги и все так или иначе повлияли на меня.

— Где вам приходилось выступать?

— В кинокультурном центре «Кинокульт», Донецком городском молодежном центре и в Донецкой филармонии.

— В какой персонаж хотели бы перевоплотиться?

— Есть мнение, пусть и стереотипное, что вершина актерского мастерства — роль Гамлета. Трудно найти в мировой литературе роль более сложную и глубокую, чем эта. Разве что роль Эдипа в одноименной трагедии.

— Помог ли этот опыт сценических перевоплощений отразить психологию героев ваших произведений?

— Сценический опыт послужил главным побудительным мотивом для написания первой моей пьесы. Так что можно сказать, что без театра я бы не состоялся как автор. Более того — драматургия остается основной для меня.

— Как найти своего читателя? Ведь не всегда произведение получает лавину восхищенных отзывов?

— Мне кажется, это риторический вопрос. На него нет вразумительного ответа. Чаще всего читатель находится случайно.

— Над чем сейчас работаете?

— Над детективной повестью, рабочее название «Двойное дно». Это политический детектив, можно сказать, даже триллер. Первоначально это был сценарий, но в процессе работы над сюжетом решил придать ему повествовательную форму.

— Ваш совет начинающим писателям.

— Больше читайте классических литературных произведений – так вам будет труднее писать плохо.

Любимый напиток Тимура Гараева

— Предпочитаю глинтвейн. Мой любимый рецепт очень прост: понадобятся мускатный орех тертый (щепотка); сахар (3 ч. л.); вода (130 мл); молотый имбирь (1 ч. л.); гвоздика (7 шт.).; корица – (1 ч. л.); красное вино (1 л).

Специи смешать, залить водой, поставить на огонь и вскипятить. Затем оставить настаиваться на 10 минут; процедить, и готовый отвар смешать с сахаром и вином. Нагреть на малом огне. Нельзя, чтобы напиток закипел! Как только появляются первые пузырьки, необходимо сразу же снимать с огня. После этого оставить настаиваться под закрытой крышкой семь минут. И вуаля — глинтвейн готов!

Беседовала Алиса Садекова.