Декабрь в Санкт-Петербургском государственном ТЮЗе им. Брянцева начался с большого события — XXI Международного театрального фестиваля «Радуга», собравшего в северной столице России участников из Москвы, Воронежа, Красноярска, Иваново, Твери, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению, из-за ограничений, вызванных пандемией, на фестиваль не смогли приехать зарубежные участники. Но среди почетных гостей был директор Донецкого республиканского академического театра юного зрителя Владислав Слухаенко. И сегодня он поделился своими впечатлениями от поездки с «вечёрковцами»:

Каждый фестиваль дает возможность участникам обмениваться опытом, изучать театральные постановки и тенденции, перенимать опыт и расширять свои границы. Фестиваль привлекает внимание зрителей к театру и культурной жизни страны, развивает коммуникации, демонстрируя современное состояние режиссерской мысли и возможности актерской игры. Фестиваль — это всегда праздник как для участников, так и для зрителей. Но фестиваль, состоящий исключительно из спектаклей, – весьма скучное событие. Гораздо интереснее, когда его программа насыщена мастер-классами, читками, пресс-конференциями, обсуждениями всего происходящего. И «Радуга» — именно такой театральный показ.


Провинциальная сцена – это уникальное, не знающее аналогов в мировой театральной практике явление, — продолжает Владислав Алексеевич. — С давних пор она питала культурные столицы России – Москву и Санкт-Петербург — творческими ресурсами и свежими художественными идеями, всегда была богата крупными актерскими индивидуальностями. И сегодня, в XXI веке, российский провинциальный театр – это яркий очаг культуры, блестящие артисты, смелая режиссура и самобытная драматургия. «Радуга» дала нам возможность по-особому взглянуть на содержание современного театрального процесса.


Спектакли этого фестиваля позволили увидеть контуры реальных перемен, которые произошли в нас самих и вокруг нас в зеркале одного из самых общественно значимых искусств — театре. На мой взгляд, главная особенность XXI Международного театрального фестиваля «Радуга» заключалась в том, что практически все показанные спектакли поставлены по пьесам классического театрального репертуара. Это «Гроза» и «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Чайка» Чехова, «Бал.Бесы» по Достоевскому, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта» и «Король Лир» Шекспира. Но при этом абсолютно все постановки весьма искусно адаптированы к современным реалиям.
И, на мой взгляд, это отнюдь не мода, а напротив – требование времени и стремительно развивающегося театрального искусства. Изменилась манера актерской подачи, технические приемы и средства сцено-графии. Например, в шекспировских «Ромео и Джульетте» свой «междуусобный спор» ведут участники и спонсоры бейсбольных команд «Монтекки» и «Капулетти». А слуга Яков в чеховской «Чайке» — это современный секьюрити в традиционном для такой должности костюме и галстуке. В спектакле «Мещане» по знаменитой пьесе Горького актёры хоть и одеты в стиле соответствующей эпохи, но действие спектакля происходит в квартире, обставленной мебелью «Икеа». И, поверьте, все это абсолютно оправдано режиссерскими приемами и манерой актерской игры.


Необычайно интересно было «прикоснуться» к представленным для актерских читок образцам современной драматургии, — говорит директор театра. — Это «Диктант» Екатерины Тимофеевой, где учитель в условиях самоизоляции диктует ученикам странные тексты, в которых, как кажется, сам является главным героем. При этом эта пьеса о мечте, о погоне за ней, о бесконечном стремлении к идеалу и о том, к чему всё это может в результате привести. Алексей Житковский представил пьесу «Коби Брайант», которая изначально задумывалась как пьеса о Курте Кобейне, но в результате стала своеобразным путешествием по прошлому автора. Прошлому, которое его до сих пор не отпускает. В результате получилась трогательная история о счастье, которое существует вопреки глобальным историческим катастрофам и даже назло им. Не мене интересными мне показались пьесы Леры Бессмертной «В активном поиске», «Птица» Маши с экзотическим псевдонимом «Всё-таки» и «Левенгук, Левенгук, я не вижу ваших рук!» Глеба Колондо.
Особенно хочется подчеркнуть высокий статус XXI Международного театрального фестиваля «Радуга», на котором нам, представителям театрального сообщества Донецкой Народной Республики посчастливилось побывать в качестве почетных гостей. Ведь его учредители — Фонд государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Министерства культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургское отделение Союза театральных деятелей России, правительство Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный ТЮЗ им. Брянцева, — заключил Владислав Слухаенко.