Мое таврическое путешествие (имеется в виду участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида»), как и ожидалось, выдалось насыщенным приключениями и интересными встречами. К месту пришлась бы фраза: «Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было». Вот я и предлагаю вам с улыбкой погрузиться в мои яркие воспоминания, заплывая в гавани незабываемых моментов форума.

День 1. Фейерверк
В связи с тем, что наш автобус прибыл в Крым со значительным опозданием, делегация Донецкой Народной Республики приехала немного позже остальных участников. Кстати, стоит познакомить вас с нашей отважной компанией энтузиастов — это представители донецкого молодежного театра «Балаган» — художественный руководитель Роман Пожидаев и актеры Мария Демина, Станислав Федотенков главный специалист Центра развития молодежных инициатив ДНР Дарина Войтенко, директор КУ «Центр культуры и досуга г. Дебальцево» Татьяна Зинченко, студентка ДонНУ Анна Артеева.

Так вот, изрядно задержавшись в дороге, мы пропустили квест по территории пансионата «Волна» — именно там своих участников радушно принимала «Таврида». Кстати, чуть не забыла о важном нюансе – всех прибывших в рандомном порядке разделили на группы. Мне досталась группа №15 – «семья», как мы ее назвали. Мы очень сдружились и стали друг другу родными во многом благодаря нашему волонтеру — чудесной, заботливой и внимательной Марии Моргачевой, которая была нашим наставником, другом и помощником во время форумных приключений.

Вечером состоялось торжественное открытие смены «Экспериментальная сцена». Ребят приветствовал директор «Роскультцентра» (Центра поддержки молодежных творческих инициатив) Сергей Першин, эксперт смены — эстрадный артист, писатель-юморист, телеведущий Евгений Петросян, гость форума — французский композитор и пианист Николя Челоро, вдохновляющей игрой которого мы не раз наслаждались потом. Конечно, не обошлось без заряжающей позитивом шоу-программы «Анатолий на берегу» от харизматичного ведущего Анатолия Дурных. Впоследствии мы проводили каждый вечер в его приятной компании, получая огромные порции юмора и купаясь в волнах музыкальных хитов.

Однако самым ярким в этот день выдался финал открытия – фейерверк под зажигательный танец радости «Таврида»!

День 2. Голос – зеркало души

Второй «таврический день» начался с йоги – солнечный пляж, морской бриз, свежесть утреннего ветра – гарантия продуктивности и бодрости духа. Благодаря опытному тренеру фитнес-клуба «Территория фитнеса» Антону Расену я освоила технику дыхания, утренний комплекс упражнений «Приветствие солнцу» и занялась развитием баланса. Знаете, было непросто держаться в «Позе дерева», но оно того стоило – двойной прилив сил и внутреннее спокойствие – то, чего как раз не хватало. Но это не все . Если на йогу мы приходили по желанию, зарядка – обязательная процедура для всех! На площади было тесно выполнять бодрящие упражнения, а потому весело.

Что ж, следуем дальше по маршруту ярких эпизодов. Один из них – тренд-сессия «iPhone, iWatch и iPad: будет ли iтеатр и iкнига?». На встрече с именитыми гостями обсуждали инновации в искусстве и говорили об iлюбви (кстати, смотрели фильм «Она»).
Остановимся на ключевых мыслях экспертов. Егор Серов, главный редактор российского радио «Книга», уверен в том, что никакие гаджеты не сравнятся с истинным искусством:
— Театр без чувств и прикосновений невозможен. Нельзя заменить душу и сердце технологиями. Это же касается и человеческих отношений. Гаджеты — всего лишь форма доступа к аудитории.

— Главная опасность технологий — потеря человеческой индивидуальности. Мы живём в век имитаций. Поэтому нужно знать меру в применении инноваций, — добавил доцент кафедры режиссуры и драмы в ГИТИС Михаил Фейган.

Евгений Петросян — эстрадный артист и писатель-юморист — был бы не против создания i-шуток по аналогии с i-книгами, где финал произведения можно менять одним кликом:
— Вот здорово — написал начало шутки, а продолжение дописывайте вы сами (смеётся).
А поэт и писатель Анастасия Орлова порекомендовала посмотреть сериал «Чёрное зеркало» и оценить по его сюжету влияние технологий на общество.

Что ж, пищу для размышлений нам подкинули актуальную, но это лишь раззадорило наш интеллектуальный аппетит – впереди участников ожидали эксклюзивные мастер-классы. Я выбрала творческую встречу с журналистом и телеведущим Эрнестом Мацкявичюсом и ни капли не пожалела. Мастер делился опытом, профессиональными техниками и секретами «голосовых спецэффектов», ведь Эрнест уверен в том, что зеркало души — это наш голос.

Итак, что же посоветовал бессменный телеведущий «Вестей»?

Во-первых, чтобы определить индивидуальный тембр голоса и чтобы он звучал убедительнее, нужно произносить фразу в одной тональности, лишь в финале снижая тембр голоса на четверть тона. Посмотрите, как это работает по реакции ваших собеседников.

Во-вторых, следует тренировать память и воображение, учить любимые песни и стихотворения на иностранном языке, рассказывать их по вышеуказанной формуле — это значительно отшлифует ваши «голосовые формы». Запомнили? Тогда начинайте практиковаться!

День 3. Полет рифмы

Стоит сказать, что во время форума я проходила обучение в Поэтической школе под руководством Влада Маленко — поэта, автора широко известных басен, стихотворений, песен к спектаклям и фильмам, основателя и руководителя Московского театра Поэтов, режиссёра, автора и ведущего популярных телепрограмм, военного корреспондента, члена Союза писателей и Союза театральных деятелей России. Получая ценные советы в искусстве поэтического слова, мы готовили перформанс, посвященный 80-летию Владимира Высоцкого. Творческий «ураган», образные перевоплощения и головокружительные репетиции, вернее, «le repete», как их изящно называли на французский лад, позволили нам глубже нырнуть в собственный творческий потенциал и найти «точки» его нового проявления. Это блестяще получилось благодаря нашим наставникам – экспертам и вдохновляющей творческой энергии руководителя школы Влада Маленко.

— Если у человека возникает желание, он трансформируется на «Тавриде», открывая в себе новые яркие грани, — поделился со мной своими мыслями Влад. — Думал об этом и понял, что иногда достаточно одно слово услышать от кого-нибудь, которое в тебе навсегда зазернится. А можно кого-либо слушать годами, и ничего так и не произойдет. Тут все зависит от случая. Это как любовь. Я когда-то сказал: «Таврида – это найти своих». Не зря эта фраза стала своего рода лозунгом форума. Ведь здесь действительно можно найти своих – по духу, по творчеству.

— Ребята, которые сюда приезжают, наверняка тоже творчески вас стимулируют и вдохновляют?

— Конечно! Человек все время должен учиться. Естественно, не все на меня так влияют, но иногда попадаются удивительные люди. Всегда хорошо увидеть себя в компании конкурентов, чтобы понять, что есть таланты и покруче, и тебе нужно рваться куда-то дальше.

— Чем вам запомнилась наша смена «Экспериментальная сцена»?

— Как всегда, запомнились девушки своей красотой (улыбается). Меня удивило то, что совсем молодые люди очень серьезно относятся к творчеству Владимира Высоцкого, как будто он недавно с ними беседовал. Видимо, их родители слушали его песни и баллады.
Еще как коренной москвич думаю, что Москва – город, который по нравственным оттенкам ближе к Европе – это значит, что там больше прогресса. А цель художника – остановить прогресс. И когда люди приезжают из дальних русских городов, возникает желание туда запрыгнуть, чтобы еще побыть в уюте. Уверен, и Европа стремится к нам, в Россию, так как им тоже этого не хватает – некой одухотворенности «модных бабушек». Рабство свободы понемногу убивает душу. Надеюсь, что «Таврида» — удерживающий механизм от этого страшного рабства. Звучит жёстко и горько, но так и есть. Уже несколько лет наблюдаю за тем, что происходит здесь, на «Тавриде», точно знаю, что организаторы этого форума – очень умные люди. Вообще, главный наш лозунг сформулирован в песне Высоцкого «Колея»:

— Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит — не надо за мной.
Колея эта — только моя!
Выбирайтесь своей колеей.

Фактически он сказал: «Если вы хотите быть похожими на меня, не будьте похожи на меня». То есть не нужно имитировать кого-либо, а следует творить свое.

— А какой совет вы могли бы дать молодежи в Донбассе? Что нужно сделать, чтобы их услышали?

— Нужно оставаться русскими, прежде всего. У меня даже есть стихотворение «Донецк», которое, к слову, очень любят студенты в Москве:

— Я — Донецк.
Город-вдовец.
Отец
с рваными лёгкими.
Я любуюсь вами,
Москвичами далекими,
Добрыми,
Прыткими,
Имеющими
повадки актеров…
Когда-то вы мне посылали открытки,
Поздравляли
Родственников-шахтёров…

Приезжайте теперь,
Потрогайте щеки
Хрустящих
хрущевских домов,
Посмотрите на
Подземных волхвов,
Мы хоть покурим вместе
на проспекте Артёма…
Звезды в небе —
Груда металлолома..
Наша общая память
Разбросана
Как советских детей сандалии…
Слушайте,
А хотите
секрет открою?
Старики мне
вчера передали
Сорванную
с платья Одессы
Звезду героя…

Я не принял.
Не надел на робу.
Пусть ожидает
Конца хворобы
В заводском сейфе.
Москвичи,
А Давайте
Сделаем
Селфи?

Новая жизнь
Пьёт весну
Из шахтёрской каски.
Третий год, я, кажись,
На посту без Пасхи.

Я — Донецк.
И это начало,
а не конец.

P.S. Было очень приятно, когда по инициативе эксперта смены, поэта Московского театра Поэтов Александра Антипова делегацию Донецкой Народной Республики провожали с флагом нашего государства — это значит, что на «Тавриде» мы действительно нашли своих.

 

День 4. Звездный час

Важно отметить, что на «Тавриде» традиционно работала интерактивная площадка «Равный равному», где участники могли поделиться друг с другом своим профессиональным опытом. Я подумала, что следует воспользоваться этой возможностью и выступила с мастер-классом по журналистике – «Как писать новости». Было приятно, что тема вызвала интерес ребят, и мы смогли обсудить ключевые моменты искусства информирования аудитории. Особенное внимание привлекла тема публикаций в блогах и на страницах в социальных сетях, что не удивительно — ведь каждый молодой человек сегодня выражает свои мысли в онлайн-пространстве. Мы здорово подискутировали и обменялись мнениями.

Следующим приятным эпизодом стала встреча с Никитой Высоцким, который поделился сокровенными воспоминаниями о своем знаменитом отце и талантливо продекламировал его стихотворения.

— Владимир Высоцкий — Гамлет наших дней. Он умел ставить правильные вопросы, чувствовал импульс времени, понимал свой дар, каждый день служил ему, — подчеркнул Никита.

А вечером меня ожидало еще одно публичное выступление – в перформансе Влада Маленко – поэта, актера, автора известных песен и басен, руководителя Московского театра Поэтов, о котором я рассказывала в прошлом номере «ВМ». Маэстро красноречиво продекламировал пронзительную авторскую поэму “Маяки”, вызвав мурашки на коже зрителей и сорвав шквал аплодисментов:

— … Чай наш крепко заварен,
Выбор сделал народ.
Пушкин,Толстой и Гагарин
Двинули время вперед.

День 5. Интеллектуальный «взрыв»

Утренняя тренд-сессия вызвала ажиотаж среди участников форума – учились хайповать в искусстве.

— Это всего лишь маркетинговый инструмент продвижения, — отметила Марина Абрамова, вице-президент издательской группы “Эксмо-АСТ”, в тему добавив, что о ярком примере литхайпа — нашумевшей книге “50 оттенков серого” — вряд ли кто-либо вспомнит через 150 лет. — Наше время очень похоже на позднюю античность, раннее Средневековье, когда процветала ярмарочная культура. Люди стараются перекричать друг друга своими талантами, — привёл резонное сравнение писатель Александр Снегирев. — Конечно, хайп — это круто! Очень важно продать ваши “творческие фрукты”, но слишком суетиться тоже не нужно. Судьба вас настигнет в любом случае, вспомните историю романа “Мастера и Маргариты”, который был издан спустя 27 лет после смерти Михаила Булгакова. Мы живём в интересное время синтеза искусств. Если поймёте это, будете успешными.

Теорему о том, что в истории все повторяется, не стал опровергать и Алексей Киличенков, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ.

— Однако ничего не повторяется буквально. Если это слово так популярно, значит, оно востребовано обществом. Можно сравнить эпотаж на творчество поэтов Серебряного века и шумиху в период Холодной войны с современным хайпом, который создаётся не определённым субъектом, а информационной средой. — Хайп нужно использовать для привлечения внимания, о вашем творчестве узнает больше людей, — уверен Егор Апполонов, журналист, блогер, автор телеграм-канала “Хемингуэй позвонит”, добавив, что в русском языке этому понятию полностью соответствует слово “гвалт”. Забавно, правда?

Оппозиционную точку зрения выразил Кирилл Крок, директор ФГБУК Государственной академии театра им. Евгения Вахтангова:

— Если говорить о театральном искусстве, спектакли, которые находят отклик в сердце зрителя, не нуждаются в хайпе. Самую главную рекламную роль в этом случае играет сарафанное радио. Разумеется, блогеры могут помочь в раскрутке бренда, но это будут работать два показа. Важно, чтобы спектакль затронул душу человека.

Неоднозначные мнения, не так ли? Предлагаю завершить эти рассуждения островато-актуальными строками Бориса Пастернака: «Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

К слову, удачные примеры хайпа: интеллектуальный проект “Arzamas”; проект Александра Цыпкина “БеспринцЫпные чтения”; YouTube-канал Юрия Дудя.

Еще одной изюминкой этого дня стала встреча с известным обладателем широкого кругозора – журналистом и публицистом, многократным победителем интеллектуальных игр Анатолием Вассерманом.

— Я не сторонник теории постмодернизма, что невозможно придумать что-то новое, — сказал, беседуя с ребятами, Анатолий Федорович. — Такая инертность — не что иное, как творческая импотенция, попытка выдать малодушие за добродетель. Теорема Гёделя о полноте подтверждает мысль о неизбежности новых знаний и открытий.

Своей актуальности, к примеру, никогда не потеряют открытия и исследования экономических вопросов, в частности, модификаций экономических моделей развития. В этом контексте обсуждали с мудрым теоретиком будущее России.

— По моим предположениям, экономическая основа для процветания государства закладывается в следующих принципах: воссоздание России с помощью Евразийского экономического союза; создание дополнительных рынков (к примеру, превращение придуманной английским экономистом шутки – «БРИКС» — в реально действующую кампанию); процесс демонтажа разделения труда, — акцентировал Вассерман, добавив, что более подробно о его точке зрения на экономические модели можно узнать из статьи «Чем капитализм хуже социализма».

Также обсуждали влияние искусственного интеллекта на современное общество.
— Интеллект развивается исключительно вследствие взаимодействия с внешним миром. Мы постоянно формируем мыслительные модели и правила их использования и совершенствования. У искусственного интеллекта методы работы с мыслительными формами совершенно другие, поэтому баланс между естественными процессами и роботизацией не будет нарушен, — заключил Анатолий Федорович.

Меня же интересовал вопрос автоматизации труда журналиста путем развития нейросетей. Но мудрый собеседник посоветовал не бояться конкуренции с ними – искать информационные поводы все равно будет человек.

Вечером нас ожидал потрясающий венецианский бал, проводниками по «садам развлечений» стали потешные Арлекины – мы слушали баркаролы у костра, а затем я танцевала полонез, вальс и польку. Это был настоящий бал-маскарад! Пожалуй, на этом моменте я оборву нить воспоминаний, а то мое повествование растянется на все газетные полосы.

День 6. «Я тебя не скоро позабуду»

В заключительный день форума нам повезло побеседовать с Владимиром Толстым — журналистом, потомком великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, а также с российским писателем, общественным деятелем, депутатом Госдумы РФ Сергеем Шаргуновым.

Татьяна Зинченко, директор КУ «Центра культуры и досуга Дебальцево», поинтересовалась позицией Сергея Александровича в контексте событий, происходящих в Донецкой Народной Республике.

— Рад, что ребята из Донбасса приглашены на “Тавриду”, — прежде всего отметил Сергей Шаргунов. – Мне кажется, что общение не менее важно, нежели гуманитарная помощь в виде лекарств или продуктов. Я с большим удовольствием всегда выступаю в Донецком национальном университете, который держит марку несмотря на боевые действия, мне приятно проводить мастер-классы для филологов и журналистов. К слову, осенью планирую приехать в Донецк. Более того, у меня там много друзей, поэтому моя любовь — с вами.

Я в свою очередь спросила Сергея о его планах публиковать авторские работы в книге «Война в Донбассе: Народная летопись». Об этом он заявлял ранее, во время презентации своей книги «Катаев. Погоня за вечной весной» в Донецке. Депутат Госдумы подтвердил это намерение, отметив, что у него уже готов ряд материалов по данной теме.

После такого вдохновляющего общения градусы эйфории повысило выступление в музыкально-поэтическом перформансе «Вокруг Высоцкого». Это было последним ответственным «заданием» форума. И вот, наконец, у меня появились свободные минуты для того, чтобы насладиться морем и окружающей красотой. Свой эстетический досуг я совместила с приятным общением с новыми друзьями. Ребята делились впечатлениями.

— Здесь, на «Тавриде», понял, что такое социальный проект, как он работает. Возможно, уже в этом году начну реализацию своего проекта — Первый региональный форум молодых литераторов «Край земли», — рассказал Александр Рухлов. — Так как молодежь зачастую выезжает из региона, есть проблема отсутствия молодежной культурной среды. Нет поддержки начинающим литераторам. Например, молодой человек пишет стихи, но без грамотной обратной связи может превратиться в графомана или вовсе бросить это занятие, не имея профессионального общения. В качестве решения этой проблемы предлагаю провести соответствующий форум, который может стать ежегодным, позволит создать сообщество молодых талантов. Причем один из дней форума будет посвящен проектированию, связанному с именами местных литераторов.

— В этом году “Таврида” вдохнула в меня новые силы и веру в себя. Особенно повлияла мотивационная тренд-сессия с ребятами, которые делились историями своего успеха. Захотелось вскочить и бежать к своей мечте. Но самое главное — я определила для себя путь дальнейшего развития, — добавила Екатерина Лукьянова.

Конечно, для каждого из нас этот форум стал незабываемым. Самое главное — он подарил нам не только креативную энергию для творческой реализации, но и новых друзей, с которыми было очень грустно расставаться. Вечернее прощание запомнилось дружескими объятиями и попытками сдержать слезы.

А по приезду домой мне пришло  зарифмованное сообщение от поэта Московского театра Поэтов Александра Антипова — еще один тавридовский сюрприз:

— Облаками тушили
чудную луну в реке,
Но забыли, что скоро
по почте весну пришлют.
И уже третий год
стоит Левитан на звонке,
И Берлин не сдаётся,
и вместо войны — салют.

«Это странные съёмки,
где после актёров снег
С пулемётом шагает
по плёнке ночных аллей,
Где донецкое небо
глядит из-под русских век,
Чтобы ты на секунду
припала к щеке моей.» —

Так тебе написал я,
и письма вставали в строй.
Понимаешь, родная,
метель уже пятый час.
А ведь если апрели
тебя назовут сестрой,
Расскажи им по-правде,
что нету в окопах нас.

Мы донбасские степи,
мы тени одной страны,
Даже наше «Спасибо!»
доносится, как» Спаси!»
Мы по-русски мечтаем
и русские видим сны,
Только наша планета
по чёрной бежит оси.

Все гражданские войны
по вкусу один фаст-фуд,
Мы его больше века
едим в дорогих бистро.
А по нам из карманов
Армани и Гуччи бьют
И растут, дорогая,
как ненависть наших строк.

Ты мудрее, ты старше,
ты с детства шептала мне:
«Революция — бабка
с дырявым ведром души.»
Но она всё шагает
по киевской целине
И заносит на свадьбы
кровавые барыши.

Отключу в эту полночь
и ближний и дальний свет —
Там опять за оврагом
по-братски стреляют в нас.
Нет ни чёрта, ни беса
и нет никаких побед,
Ибо крестик нательный
врага моего не спас.

Впечатлениями о крымской поездке делилась Алиса Садекова.