Психологи утверждают, что сегодня в числе эффективных «антидепрессантов» лидирующие позиции занимают видеоигры. Главное, чтобы антистрессовая терапия не переросла в зависимость. Тем не менее, компьютерные игры весьма популярны не только среди детей, но и в кругу взрослых. Некоторые для успокоения собирают на мониторе пазл или решают головоломки — эти методы снятия стресса действительно работают в случае использования «реальных» пазлов и головоломок, а их компьютерные аналоги ничем принципиально не отличаются. Суть такого проведения досуга заключается в том, что при стрессе активируется симпатическая часть вегетативной нерв-ной системы, стимулирующая гнев, раздражительность, а при усиленной интеллектуальной нагрузке начинает работать ее антипод — парасимпатическая система, уменьшающая выброс адреналина и других «гормонов стресса». Поэтому компьютерные игры такого жанра действительно способствуют снятию эмоционального стресса.

Также считается, что избавиться от стресса помогают игры с простой механикой и незатейливыми целями или с интересным и отвлекающим сюжетом. Пожалуй, к этой категории можно отнести и нашумевшую приключенческую компьютерную игру с элементами интерактивного кинематографа Detroit: Become Human.

Я не отношу себя к любителям видеоигр. Более того, они совершенно не вызывают моего интереса лет с 12-ти. Гораздо приятнее развлечь себя чтением или просмотром интересного фильма. Но именно «Детройт» изменил мое равнодушное отношение к играм. Причиной стала возможность создавать сюжет самостоятельно, выбирая героев истории. О моих впечатлениях читайте ниже.


Андроиды против людей?..

Дэвид Кейдж, руководитель французской студии Quantic Dream, а также создатель этой интерактивной игры определенно тяготеет к кинематографу, но почему-то продолжает делать видеоигры. Его новый игровой шедевр рассказывает внятную историю и заставляет быстро думать, причем выбор ощутимо влияет на происходящие события.
Какова легенда этой игры? В недалёком будущем Детройт стал промышленной и экономической столицей благодаря корпорации «Киберлайф», наладившей массовое производство идеальных андроидов. Бесконечно покорных, вечно молодых и полных сил слуг, которые заменили людей во множестве отраслей — от образования до культуры и оборонного сектора. Вместе с благополучием и увеличением продолжительности жизни растёт и безработица, но большая часть населения довольна. Жизнь ещё никогда не была такой простой и удобной.


В Детройте андроиды — это бесправные, неодушевлённые вещи, и создатели игры очень хотят, чтобы вы это заметили. Отдельные места в общественном транспорте, стоянки будто для скота, униформа, диод над правой бровью…

Тревожные настроения начинают проявляться, когда некоторые андроиды развивают самосознание и становятся «девиантами». Они перестают подчиняться хозяевам и часто нападают на людей, будучи не в силах контролировать новообретённые эмоции. Как это происходит и почему — никто не знает.

В центре повествования — три персонажа. Экспериментальный андроид-криминалист Коннор, расследующий случаи девиантов, фембот-домработница Кэра, опекающая маленькую девочку Алису, и андроид-сиделка Маркус, ухаживающий за тяжелобольным пожилым художником. Каждый втянут в череду происшествий, которая грозит вылиться в серьезное восстание машин, а кульминация, само собой, решит судьбу не только свободных андроидов Детройта, но и всего мира.


Quantic Dream — пожалуй, впервые создала проработанный мир. Пугающий, вне всяких сомнений, но в то же время живой и безумно притягательный. И на вышеописанном фоне этот мир не заканчивается: разработчики продолжают наполнять его деталями до самого финала — скажем, с помощью понятных бытовых сценок, которые всегда удавались студии лучше всего. Так мы узнаем, что безработные реально устраивают уличные демонстрации и при случае пытаются избить какого-нибудь андроида; музыканты, играющие на площади, просят пару монет за «человеческую музыку с душой», а отец-одиночка покупает дочери девушку-робота, чтобы та сыграла роль матери.


Еще есть электронные газеты, откуда можно узнать о событиях прошлого, новостях и политической обстановке в мире. Да, в Detroit: Become Human цивилизация не ограничена Детройтом — в других странах тоже происходит всякое: на севере ищут пропавшую подводную лодку, где-то лидеры государств в чем-то обвиняют Россию, политологи предсказывают третью мировую войну, а ученые готовятся отправить андроидов в космос.

Ваши решения создают киноисторию

К возможности воссоздать свой сценарий развития событий в игре я, конечно, отнеслась с энтузиазмом. Во всяком случае, никогда ранее не принимала участие в создании киносюжета в игре, и эта перспектива меня воодушевила. Первой героиней я выбрала андроида-домработницу Кэру, которая сразу попадает в дом семьи Тодда, оспитывающего маленькую дочурку Алису самостоятельно.


Кэра в моем лице добросовестно выполняет свои обязанности по дому, иногда общается с девочкой. Причем можно выбирать: о чем с ней заговорить, в какой интонации, какую комнату убрать и т.д. Однако вскоре эта прозаичная история превращается в настоящую семейную драму. Оказывается, отец малышки очень жестоко с ней обращается, и если в определенный момент Кэра не вмешается в ситуацию, девочка даже может погибнуть. На каждом этапе игры я выбираю варианты действий, которые приводят к разным итогам, и далеко не всегда к хэппи-энду. В процессе игры оказываешься перед сложным выбором с непредсказуемыми последствиями.


По законам жанра, этот сюжет напоминает психологический триллер, где андроид Кэра спасает Алисе жизнь и пытается заботиться о ней вопреки общественному мнению. Пока что я не знаю, к чему приведет последовательность моих игровых решений. И поэтому мне, яркому нелюбителю видеоигр, все-таки интересно. Разработчики предусмотрительно дразнят огромным древом возможных событий: мы пошли одной тропой, а сцена могла закончиться совершенно иначе — двумя-тремя разными способами. Именно поэтому у Detroit высочайшая реиграбельность – игру можно и нужно пройти раза три, чтобы понять всю многослойность и вариативность сюжета.

Нужно отметить, что с первой минуты игры Detroit начинает вести подробную статистику ваших действий. Что сделано, что упущено, с кем поговорили и какие строчки диалога выбрали — невозможно угадать, в какую сторону вильнет история дальше. Даже дебютный эпизод с захватом заложника может закончиться примерно пятью разными способами, а некоторые последствия аукнутся спустя часов семь-восемь. И так происходит постоянно.


И все же сюжетные ходы никак не назвать откровением: андроид может подружиться с человеком, который недолюбливает машины, а ребенок способен любить робота сильнее, чем жестокого отца. При этом в Detroit есть сильные моменты. Андроид, обыкновенная груда дорогущего металла, на пороге отключения судорожно говорит, что боится умирать; оставленные в заброшенном парке аттракционов машины так рады видеть ребенка, что включают для девочки карусель посреди ночи — именно такие моменты в Detroit цепляют и удивляют.

Игра затрагивает серьезные моральные и этические проблемы. Разработчики даже предлагают пройти опросник, где интересуются, как мы оцениваем происходящие в мире события, ощущаем ли угрозу от искусственного интеллекта и т.д.


Визуально Detroit выглядит более чем хорошо. Все, что касается детализации персонажей, анимации, ракурсов камер – просто великолепно. Иногда объекты вдалеке слишком размыты, а текстуры в интерьерах могли бы быть чуточку получше, но по большей части это придирки.

С некоторыми оговорками, но у Кейджа все получилось. Пусть игры как таковой мало, но в ключевых моментах об этом совершенно не думаешь — лишь бы сделать правильный выбор, который поведет историю в новое русло.

По задумке, именно вы должны «дописать» персонажей, принимая за них решения.
Играйте за трех разных андроидов и наблюдайте мир на грани хаоса — наше возможное будущее — их глазами. Каждое ваше решение приведет к драматическим поворотам напряженного, ветвящегося сюжета игры.


Вы столкнетесь с моральными дилеммами, вам предстоит решать, кому жить и кому умереть. Оказавшись перед тысячами выборов и десятками возможных концовок, как вы повлияете на будущее и судьбу человечества? Попробуйте поиграть и получите долгожданную антистрессовую терапию, а также почувствуйте себя режиссером-сценаристом. Может, пригодится.

Алиса Садекова.