Представляете, многие исследователи часто сравнивали известного композитора, пианиста и дирижера Сергея Прокофьева с солнцем — из-за беззаботного, легкого характера, манеры общения, любви к шуткам, каламбурам, остротам. Но донецкий писатель, драматург, публицист, поэт и журналист, член Союза писателей России, Союза писателей и Союза театральных деятелей ДНР Валерий Герланец увидел в яркой биографии музыкального гения множество смыслов и подтекстов, с которыми поделился на творческой встрече в
Донецком художественном музее.


«Заложенную в нас программу не перепишешь»


Для начала стоит отметить, что Валерий Герланец – прежде всего обожаемый детворой автор удивительных сказочных приключений необыкновенных героев. Свой талант литературного общения с юной аудиторией писатель связывает с трудными детскими годами. Родился он через 6 лет после войны в Оренбургской области, куда родителей-донбассовцев направили как молодых специалистов.


Но родители возвратились в Донбасс, и Валерий позднее поступил в Донецкий политех.

-Поступал ради родителей, они ведь у меня техническая интеллигенция. Сказали: «Окончишь институт и потом – поступай, куда хочешь». Так я стал инженером-механиком автомобильного транспорта. И, знаете, не жалею, — признавался писатель в интервью «КП». — Техническое образование – это прочный фундамент. Диплом защитил на отлично. Но свою, заложенную в каждого из нас программу, не перепишешь. Подался на Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино СССР. Нам читали лекции Тарковский, Рязанов, Басов, Евстигнеев, а в группе со мной учился Владимир Хотиненко, Юрий Мамин и много других талантов.


Впоследствии Валерий пишет несколько пьес для детского театра, которые были поставлены в Донецке, Днепропетровске, Луцке. Но основным все же стали писательство и журналистика – из своих 70 лет – без малого полвека он посвятил именно ей, работая в одной из самых популярных газет — «Вечерний Донецк».


В 1993 году он написал свою первую детскую книгу «Путешествие за звездой».


Успех был невероятный, издательству даже пришлось допечатывать тираж.


А затем последовало продолжение истории с этими же героями. Книгой донецкого писателя заинтересовался «Союзмультфильм», Валерию Ильичу прислали договор на ее постановку. Могла бы получиться интересная космическая эпопея с яркими героями, но у киностудии начались финансовые проблемы… Зато вышла книга, в которую вошли три приключения понравившихся детворе героев.


Всего у Валерия Герланца более 60 книг, изданных для детей в прозе и стихах, изданные в том числе, в России, Канаде, США, Чехии.


Сказочных историй нет только в одной детской книге Валерия Ильича — «Маленький герой необъявленной войны», в которой повествование о событиях последних лет в Донбассе звучит из уст ребенка.


Сегодня Валерий Герланец продолжает писать. Практически завершена рукопись об истории театра и кино Донецкого края, начиная со второй половины XIX века и до наших дней. Кроме того, уже увидела свет реально-ирреальная драма «Прокофьев».


Мама – первая муза


Именно этому произведению, а также любопытным фактам из биографии нашего выдающегося земляка, всемирно известного композитора и пианиста Сергея Прокофьева была посвящена творческая встреча писателя с журналистами и учениками первой в Донецке школы телевидения «Телешко».


Культурное мероприятие состоялось в зале Донецкого художественного музея, где сегодня экспонируется новая выставка Равиля Акмаева «Сергей Прокофьев. Музыка и жизнь» в рамках Года русской культуры и к 130-летию со дня рождения талантливого композитора.


Диалог с гостями встречи писатель начал с интересной теории философа и этнографа Льва Гумилева, который ввел в употребление новый параметр этнической истории — пассионарность. Это признак, возникающий вследствие толчка и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающее — и способны на это. Именно таким человеком – деятельным гением – и был наш земляк Сергей Прокофьев.

Ведь это единственный творческий деятель из Донбасса, который всемирно известен, — подчеркнул Валерий Герланец и, отвечая на вопросы юных журналистов и участников мероприятия, поделился собственными открытиями в биографии великого композитора.


Интересно, почему родители Прокофьева переехали сюда, в Донбасс?


Молодая высокообразованная семья оказалась в наших краях в 1878 году – в те времена село Сонцовка (ныне село Красное) считалось подлинной Тмутараканью. Оказалось, что отец нашего земляка – Сергей Алексеевич Прокофьев, будучи студентом, поддержал народническое движение и попал в поле зрения царской охранки. Его начали обрабатывать, предлагали стать доносчиком, но он отказался. Вот почему Сергей Алексеевич согласился поехать с молодой женой в Богом забытый Бахмутский уезд Екатеринославской губернии, в сельцо, в котором находилось имение его сокурсника Дмитрия Сонцова, представителя старинного дворянского рода.

Кто стал первой музой композитора?

Безусловно, это его мама, великолепная пианистка, преподаватель музыки в сельской школе. Она заметила, что в четырехлетнем возрасте Сережа очень внимательно слушал, как она играет, а затем пытался повторять, и у него получалось! Мама поощряла увлечение музыкой и была настоящей музой юного гения. В возрасте 5-6 лет Сережа уже играл свои музыкально-зрелые произведения.

Однако, кроме музыки, он наверняка был талантлив и в других областях?

Сергей прекрасно играл в шахматы, любил велосипедные прогулки, увлекался математикой. И хотя его образование было домашним (к мальчику приходили учителя), он демонстрировал любознательность и прекрасные способности практически во всех предметах.


В зрелом возрасте Прокофьев любил совершать длительные утренние прогулки на природе. Ему казалось, что все вокруг – это музыка: пение птиц, шелест травы… Он мог сидеть на скамье в живописном уголке и в голове творить музыку, которая потом ложилась нотными кружевами аккордов и терций на бумагу.


«Музыку нужно полюбить»

Какое произведение Прокофьева вам по душе?

Кантата «Александр Невский» и музыка к балету «Ромео и Джульетта». К слову, с этим балетом в биографии Прокофьева связана любопытная история. Танцоры не могли своими движениями и пластикой попасть в такт музыки. Для этого на репетиции пригласили самого Прокофьева, ведь его музыкальная интерпретация балета отличалась новаторскими идеями для того времени. Более того, даже всемирно известная балерина Галина Уланова сказала ему, что это ужасное произведение, которое сложно понять. В ответ Сергей Сергеевич предложил балерине постараться полюбить эту музыку, чтобы почувствовать её душой. Интересно, что в итоге именно так и получилось, и в своих мемуарах Галина Сергеевна позднее напишет, что поняла, насколько это гениально!


Стоит сказать, что именно для нее Сергей Сергеевич позднее напишет балет «Золушка».

Да, действительно, очень необычная история! А какой факт из биографии музыкального гения поразил вас более всего?

Тот факт, что он не побоялся вернуться к себе на родину – в сталинскую Россию. В своих дневниках Сергей Сергеевич писал, что ему необходимо слышать русскую речь в ушах. У него была невероятная тяга к родному краю.


Исследуя родословное древо самого композитора, я выяснил, что Сергей Прокофьев – прямой потомок по материнской линии древнего боярского рода Колычёвых, к которому принадлежал и митрополит Филипп – оппонент и жертва царя Ивана Грозного. Возможно, именно это родство и послужило основной причиной того, что весьма преуспевающий за рубежом пианист и композитор все же вернулся на родину, на земле которой были созданы самые выдающиеся его произведения, в том числе и музыка к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Сергей Ильич, наверняка, чтобы воссоздать картину жизни великого композитора вы потратили многие годы труда?


Жизнью и творчеством Сергея Прокофьева я заинтересовался где-то три десятилетия тому назад. Буквально по крупицам собирал факты, интересные воспоминания родственников, друзей и коллег-музыкантов. Бывал в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, села Красного, слушал музыку нашего гениального земляка, которая лучше слов говорит об обуревавших его мыслях и чувствах.


В год 120-летия композитора на его малой родине в селе Красном впервые побывали его внучки Беатрис-Марта Форрест и Корделия-Ольга Прокофьева, проживающие в Англии. С ними мне довелось побеседовать в ходе проходившей международной музыкальной резиденции «Музыка на века».


В финале встречи писатель отметил, что внуки Прокофьева бережно хранят память о нем и продолжают нести миру творческую искру Прокофьевского таланта.


Алиса Садекова