На протяжении тысячелетий куклы являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры, представляя собой своеобразную мастерскую, где создаются самые необычные и удивительные образы. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы — идеи подобия человеку.


Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в ее природе заложен какой-то мифический, сверхъестественный смысл? В своей истории в 30 тысяч лет — а именно таким определяют возраст куклы многие исследователи — кукла как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, оберегами, украшениями интерьеров, философской моделью. Их потенциал огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этого вида искусства.

На минувшей неделе в рамках инициированного Министерством культуры ДНР культурно-выставочного проекта «Фестиваль музеев» в Донецком республиканском краеведческом музее состоялось открытие выставки «От оберега до игрушки» из фондового собрания сувенирных кукол Музея истории города Горловки.


В одном из залов ДРКМ в пятнадцати различных тематических композициях разместились более ста уникальных кукол. Основу этого внушительного собрания составляет частная коллекция преподавателя Горловского пединститута иностранных языков Ирины Вахниной, собранная ею во время путешествий по бывшим республикам СССР и заграничных командировок. Зная о коллекции педагога, кукол ей дарили студенты и друзья. Их набралось порядка 250 экземпляров, 186 из которых передал в дар горловскому музею супруг Ирины Леонидовны в память о ней. Теперь куклы оказались в Донецке, и полюбоваться ими может любой житель республики.


Без лица, но со смыслом


Открывая выставку, научный сотрудник Музея истории города Горловки Анна Шестерненко рассказала посетителям немало интересного из истории кукол. Первые их экземпляры были сугубо обрядовыми и изготавливались из глины, древесины, веток и соломы. Выбор материала определялся тем, каким образом культовую фигурку приносили в жертву. Дошедший до наших дней обряд из традиции славянских народов — сжигание Масленицы. Сделанное из соломы и одетое в старую женскую одежду чучело сжигали на поле, а пепел рассеивали или закапывали — для привлечения урожая и как символ избавления от всего старого и ненужного.


Кукла выполняла не только роль жертвы, но и служила талисманом, который должен был защищать от болезней и напастей, избавлять от злых духов и привлекать удачу и благополучие. У славян для этого была кукла-мотанка. Она служила оберегом и не имела лица — считалось, что через глаза в нее может вселиться злой дух. Для изготовления мотанки использовали солому, ветошь, лен, бересту, ветки, дерево и глину. Каждая из кукол имела свое предназначение.
Особое место занимала «Берегиня». Эту мотанку изготавливали в каждой семье, ее задачей было защищать дом и его жителей от всевозможных неприятностей. «Берегиня» считалась главным талисманом дома. Она стояла на уровне глаз и, встречая каждого гостя, отводила недобрые взгляды.


Древнейшие игровые куклы выполнялись в узелковой технике и делались на скорую руку из ткани, соломы, травы, чтобы успокоить и занять ребенка. Не менее популярной куклой для игры у всех народов было полено, укутанное в лоскут ткани. Иногда из полена вырезали фигурку, или дети играли сплетенной из травы «стригушкой».
Представленные на выставке куклы-мотанки выполнены горловчанкой Ольгой Хромцовой и являются современным осмыслением традиций прошлого.


Матрешки и копии людей


…В 1672 году была создана первая художественная кукла-монахиня из папье-маше тиражом в 12 экземпляров. Во второй половине XVII столетия во Франции для рекламных целей была разработана прекрасная кукла «Пандора», к которой прилагался целый гардероб и аксессуары — они должны были демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду.


Более массово кукольные копии людей появились в XVIII веке. Керамические головки кукол, ручки и ножки отливали в специальных формах, а затем пришивали к сделанному из ткани телу. Головы украшали снимающимися париками из натуральных волос. Такие куклы были очень дорогими и хрупкими, поэтому редко попадали в руки детей.


В XIX веке открылись кукольные фабрики: «Арман Марсель» и «Хойбах» в Германии, «Французское общество производителей игрушек» и «Жюмо» во Франции, «Маротте» в Италии.


Считается, что русская расписная деревянная кукла появилась в 1890-х годах. В Москве работала мастерская «Детское воспитание», где первые эскизы разработал художник Сергей Малютин. Изготовленная им русская кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане, переднике и цветастом платке на голове, в рука у нее был черный петух.


Российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывавшиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), с легкостью освоили технику изготовления матрешек. Имя Матрена входило тогда в число наиболее распространенных женских имен в России, оно сделалось нарицательным и стало обозначать разъемную красочно расписанную куклу — символ материнства и плодородия.
Первые русские фабричные куклы напоминали бабу на чайник с фарфоровыми кренделями прически. В XIX веке открылся Императорский завод Журавлева и Кочеткова, эскизы для которых рисовали художники Рерих, Малявин, Поленов и другие. Кукольное дело пользовалось уважением.


В 1824 году немецкие кукольники изобрели механизм, с помощью которого кукла могла говорить «мама» и «папа». В том же столетии они придумали кукол, которые ходили. Американский изобретатель Томас Эдисон создал миниатюрный проигрыватель, благодаря которому кукла разговаривала.


В ХХ столетии в производстве кукол начинается настоящий бум. Звездой стала кукла Барби, у которой появились родственники и друзья.


На выставку — с фантазией


Представленная горловским музеем коллекция кукол и их наряды наглядно демонстрируют традиции народов мира и их хозяйственный опыт. Шерстяные клетчатые юбки — одежда шотландских гвардейцев, в шелковые платья одеты куклы Японии и Китая, костюмы из хлопка у представителей Средней Азии, из льна — у народов Восточной Европы. В теплый мех укутаны народы Севера.
Это куклы сувенирные, декоративные, они используются в интерьере или музейных экспозициях и дают представление о страницах всемирной истории и культуры. Названия композиций говорят сами за себя: «Сувенирные куклы народов Востока» (а также — Азии, Западной Европы, Крайнего Севера), «Королевская гвардия Великобритании», «Венок дружбы», «Чаепитие», «Кукольный карнавал» и другие.


Что касается новинок музея, то кукла «Добрый Шубин» выполнена волонтером из Москвы Варварой Даревской и является образным воплощением фольклорного хозяина шахт и покровителя шахтеров. Его украшает красочная роспись узнаваемых видов Горловки. На руках Шубина — голуби как надежда и пожелание мира.


Кукла-мотанка «Горловка» создана творческим коллективом мастериц города и передает местный колорит: городские пейзажи, шахты, луга и поля. Ее крылья охраняют жителей от бед и несчастий.
Выставка «От оберега до игрушки» дает возможность не только полюбоваться куклами, но и совершить вместе с ними настоящее кругосветное путешествие. Стоит только включить собственную фантазию, и можно увидеть, как греются в яранге посреди бесконечных белых снегов чукчи… Или как удивительно красиво и гармонично танцует свой волшебный танец индийская девушка в ярком сари… А вот изящная француженка ожидает за столиком кафе свою чашечку кофе солнечным парижским утром…


Словом, приходите — не пожалеете. Куклы охотно проведут вас в мир культурной самобытности и традиций любой части света.


На выставке побывали Инна САЛАМАХИНА и Александр МАРЕНКОВ (фото).