Уже полвека жители Макеевки пользуются услугами коммунального предприятия “Макэлектротранс”, машины которого круглый год и в любую погоду рано утром везут нас на работу, а вечером возвращают домой. Молодежь частенько предпочитает им шустрые маршрутки, а людям постарше, в свое время накатавшимся в старых неудобных «РАФиках», весьма приятно во весь рост, не сгибаясь на ступеньках, войти в просторный салон троллейбуса и удобно устроиться у большого окна. И к месту тебя доставят, и городскими пейзажами полюбуешься, еще и свысока посмотришь на обгоняющие легковушки.

Ежедневно на разные маршруты города из депо отправляются полтора десятка троллейбусов. Кто управляет большими электрическими машинами, что для этого нужно знать и уметь, где учиться прежде чем сесть за руль, расскажет наша очередная публикация о самых нужных профессиях.

Инна Сысоева, водитель троллейбуса №253, наверняка визуально знакома многим жителям поселка шахты им. Бажанова, ведь именно по этому, третьему маршруту девушке чаще всего приходится выезжать на смену. Инна пришла на работу в КП «Макэлектротранс» 17 января 2017 года. И хоть стаж работы имеет небольшой, прекрасно зарекомендовала себя как отличный специалист, безупречный водитель и замечательный человек.


Так сложилось, что первой своей профессией Инна выбрала специальность повара-кондитера, хотя, признается она, всегда имела особый интерес к троллейбусу. Поэтому когда услышала о наборе на курсы водителей, решительно отложила в сторону привычные для девушки ложки-поварешки и без сомнений отправилась обучаться новому делу.


В Донецком учебном комбинате полгода длился теоретический курс, включающий в себя принципы работы, детали машины, электробезопасность, охрану труда и прочее, потом — поездки с инструктором, вначале по депо, затем по городу… Успешно сдав экзамены, получив права и допуск к напряжению до 1000 вольт, Инна смогла воплотить в жизнь свою мечту — самостоятельно сесть за руль троллейбуса.

Правда, вначале и по Макеевке пришлось некоторое время поездить с инструктором, чтобы ознакомиться с маршрутами, ну а дальше, пожелав доброго пути и гладких дорог, молодому водителю предоставили полную самостоятельность.

Рабочий день Инны Сысоевой и ее коллег начинается около пяти часов утра. Ровно в 5.30 машина выезжает из депо на маршрут. Но до этого водитель должен успеть получить путевку, талоны, пройти предрейсовый медосмотр, отметить путевку у мастера и принять машину — осмотреть визуально, нет ли видимых поломок, простучать колеса и учесть все необходимое, чтобы не случилось неприятных сюрпризов на рейсе. За техническое состояние троллейбуса ответственность несут, конечно, слесари, но водитель должен осмотреть машину, и даже если на месте никаких спорных моментов не обнаружено, перед выездом на маршрут делается нулевой рейс (по выезду из депо до конечной остановки), чтобы еще раз проверить и прослушать — не гремит ли что, не стучит?.. И, конечно, перед выездом из депо обязательно проверить тормоза! Все в порядке, вопросов нет? Тогда — счастливого пути и добро пожаловать пассажирам.

Продать талоны, подсказать нужную остановку, объяснить, что в том месте, где кому-то ближе и удобнее, останавливаться нельзя (есть две остановки по требованию — парк в летнее время и гастроном «Металлург»), поддерживать порядок в салоне и, в первую очередь, следить за дорогой — обязанности водителя в пути.

Как правило, говорит Инна, все поездки складываются вполне благополучно. И даже если в дело вступает человеческий фактор в самом дурном расположении духа и при большом желании поскандалить, улыбка водителя и вежливое общение быстро сводят на нет готовый вспыхнуть конфликт.

— А если ЧП в дороге, поломка или знакомый всем пассажирам момент, когда на перекрестке, рассыпаясь искрами, слетают с троллеи штанги? Как вы, такая хрупкая, одна справляетесь? — не могу удержаться от вопроса.

— Ничего страшного, — спокойно улыбается Инна, — на случай серьезной поломки в районе «Детского мира» всегда стоит тягач, который мы при необходимости вызываем. Свою машину нужно обесточить, поставить противооткатный упор, знак аварийной остановки и оставаться на месте ждать, обычно недолго. Покидать машину водитель не имеет права. А с мелкими неприятностями мы справляемся сами. Вот у меня как-то на стрелке слетел башмак (головка токоприемника), которым штанга цепляется к троллее, и в стрелке же застрял. Сообщила диспетчеру о ситуации, вызвали токопроводчиков, они приехали, башмак со стрелки сняли, а уже набила я его сама — молотком. А штангу на место поставить и вовсе ничего сложного — там сила натяжения всего 12-14 килограммов, просто нужен определенный опыт, — пожимает плечами девушка, и мне кажется, что для нее безвыходных ситуаций не бывает в принципе.


В штатном режиме троллейбус следует по маршруту строго по графику. Остановки — тоже, дается минута резерва и допускаются две минуты опоздания. Выполнение графика контролируют диспетчер и линейные работники. Форс-мажоры, к сожалению, иногда случаются, к тому же специфика работы троллейбусов такова, что если встала или опаздывает одна машина, следующие за ней — тоже.

Вот так, строго по расписанию, несколько раз за день курсирует троллейбус Инны Сысоевой от кольца поселка шахты им. Бажанова до «Детского мира». В 18.40 — конец смены, в депо встречает мастер, отмечает путевку, остается сдать кассу и поставить машину в бокс.

Заметьте, рабочий день водителя троллейбуса расписан не то что по часам — по минутам, и, в отличие от важных офисных работников, этот сотрудник никогда не опаздывает и не уходит с работы раньше ни на одну минуту. И даже обедает на своем месте, успевая еще и подмести салон при необходимости. График работы, повторюсь, с 5.30 до 18.40 через день.

А когда стажировалась в Донецке, рассказывает Инна, первый троллейбус там выезжал на маршрут в половине пятого утра. До работы добиралась дежурным автобусом, который забирал ее в 3.20. Приходилось вставать в 2 часа ночи, чтобы собраться, а в 3.40 девушка уже была в депо. Потом — стажировка с пассажирами, полная смена, 8 часов. Если смена вторая — с 13-14 часов до 22.30-ти. В 23.30 забирал дежурный автобус, в 12 ночи Инна попадала домой. Три месяца по такому графику работы она шла к мечте как настоящий герой.

Согласитесь, трудно назвать профессию водителя троллейбуса легкой. Большая машина с железным характером, «кусачее» электричество, безопасность и комфорт пассажиров — это все зона его ответственности. И я очередной раз восхищаюсь своей спокойной и улыбчивой собеседницей, которая откровенно довольна и работой, и прекрасным слаженным коллективом, и руководством предприятия — с ним у сотрудников полное взаимопонимание. И секрет такой гармонии вовсе не сложен.

— Просто я очень люблю свою работу, — искренне признается Инна. — Это такая романтика: выезжать рано утром на улицы города, когда он еще досыпает, но уже вымыт и убран. Когда поднимается солнце и протягивает ласковый лучик тебе в окошко. А вечернюю усталость абсолютно сводит на нет красота заката. Люблю дорогу, пассажиров, свою машину. Это трудно объяснить, нужно просто почувствовать — мое. Я чувствую.

К слову, свою машину Инна ласково называет Ласточка, старается приукрасить и сделать уютнее кабину, а к Новому году празднично нарядить салон. Видимо, в благодарность за доброе отношение и красивое имя троллейбус никогда не вредничает, полностью покоряясь воле и рукам своей хозяйки.

Профессионализм и отличные человеческие качества молодой коллеги отмечает ее непосредственный руководитель, начальник службы УЭПС БД Надежда Алхутова:
— Инна — очень хороший сотрудник и человек, приветливая, улыбчивая, должностных инструкций не нарушает, напротив, очень трудолюбивая и ответственная. Никогда не пререкается — надо, значит надо, и в выходной выйдет, и на демонстрацию, и на субботник. За что уже и грамоту у нас заработала. Хотелось бы побольше таких коллег, — говорит Надежда Вячеславовна.

Остается добавить, что когда Ласточка отдыхает в депо, Инна Сысоева привычно трудится дома, где главная ее работа — быть мамой. С 9-летним сынишкой делают уроки, с большим удовольствием вместе рисуют и, как любая мамочка, Инна мечтает, чтобы сын был здоров и счастлив. А рано утром спешит на работу, чтобы вместе со своей Ласточкой сказать родному городу и пассажирам «Доброе утро!».

Инна САЛАМАХИНА. Фото Александра ПЕТРОВА.