«Каждый 88»… Так называется российский короткометражный фильм, который повествует о непредсказуемости человеческой судьбы. Дело в том, что каждый 88-й человек в мире имеет признаки аутизма. Но киносюжет короткометражного фильма вполне способен убедить зрителя в том, это далеко не приговор. Равно как и другие ограничения возможностей здоровья и развития.


Тем не менее, не стоит забывать о том, что только на нас лежит ответственность социальной адаптации таких людей в наших реалиях. Поэтому мое внимание привлек вопрос обеспокоенной мамы, опубликованный в одном из социальных пабликов города ВКонтакте, о формах и видах досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Каким образом осуществляется дополнительное развитие и самореализации таких деток? На каких условиях возможно инклюзивное образование?


Инклюзивное образование – панацея?


Отвечая на этот вопрос, прежде всего, стоит сказать, что в Республике предусмотрено инклюзивное образование, обеспечивающее равный доступ к освоению школьной программы для всех ребят с учетом их индивидуальных возможностей.


В пресс-службе Министерства образования ДНР отмечают массу положительных моментов инклюзии:

Для ребят с особенными возможностями очень важна социализация, и инклюзивное обучение помогает им влиться в коллектив сверстников. Опыт наших коллег из других стран и наши наработки доказывают, что все дети могут обучаться вместе, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и отличий. Правда, инклюзивное образование требует и гибкого подхода к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.


В этом контексте важно подчеркнуть, что речь идет и о разных категориях ограничений здоровья. Тем не менее, опыт показывает, что в коллективы общеобразовательной школы очень хорошо вливаются ребята с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) и те, у кого имеются нарушение речи, и ученики с проблемами опорно-двигательного аппарата. Также на инклюзивном обучении могут находиться дети с нарушениями зрения, причем как слабовидящие, так и незрячие. Ребята с задержкой психического развития или нарушениями интеллекта (разными формами умственной отсталости) тоже успешно занимаются в инклюзивных классах. С некоторыми сложностями адаптируются в большом коллективе дети с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, а также малыши, страдающие нарушениями поведенческой сферы. Иногда на инклюзию берут даже учеников со сложной структурой дефекта. Например, если у ребенка заболевание опорно-двигательного аппарата и нарушение интеллекта или речи.
В общем классе ребенок может обучаться как по программе общеобразовательной школы, так и по адаптированной. Решение об этом принимается индивидуально для каждого ребенка по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии.


Для ребенка с особыми потребностями очень важно общение со сверстниками. Это помогает не просто получать какие-то знания, но и способствует его максимально возможной реабилитации и дальнейшей интеграции в общество.


По словам начальника отдела общего образования управления образования горадминистрации Ирины Авраменко, сегодня в нашем городе продолжают работу классы с инклюзивной формой обучения в СШ №22 им. Маршала Сергеева для слабослышащих детей и для детей, имеющих задержки в умственном и психическом развитии, в СШ №108 им. Первой Гвардейской Армии. С сентября прошлого года открыт первый инклюзивный класс в ОШ №90 для детей, имеющих задержки в умственном и психическом развитии.


Кроме того, на территории Макеевки работают два специальных детских сада: МДОУ «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа» для глухих, слабослышащих детей и детей, имеющих задержки в умственном и психическом развитии; МДОУ «Ясли-сад № 168 компенсирующего типа» для детей-аутистов и умственно отсталых ребят.


Также в нашем городе есть две специальных общеобразовательных школы-интерната №№ 35,36, которые подчиняются Министерству образования и науки ДНР: специальные школы-интернаты №35 и №36.


В связи со спецификой образовательного процесса в данных учебных учреждениях периодически возникает потребность в тифлопедагогах, сурдологах, дефектологах и логопедах.


Если же касаться темы досуга и развития таких деток, следует отметить, что в Макеевке для этого существуют различные направления и возможности творческой реализации.

Родители (законные представители) детей в зависимости от возможностей здоровья ребенка могут выбрать для него различные кружки и секции в учреждениях дополнительного образования как спортивной, так и художественно-эстетической направленности, — разъясняет Ирина Николаевна. – Кроме того, начата работа по внедрению инклюзивной формы образования в учреждения дополнительного образования, в частности, в городском Дворце детского и юношеского творчества им. В. Джарты.


Тем не менее, мы предлагаем рассмотреть и опыт зарубежных стран, особенно в ключе инновационных площадок для детворы с ограничениями здоровья.


Парк развлечений и сенсорный сад

Рекреационные зоны и места отдыха демонстрируют актуальные способности социума ориентироваться на потребности разных членов общества. Инклюзивный парк – не исключение. Такие площадки — это целый комплекс с адаптированными под перемещение на коляске горками, качелями, тоннелями и песочницами, приспособлениями для детей с нарушениями слуха и зрения. В некоторых из них встречаются сенсорные дорожки или тактильные поверхности, которые могут быть также интересны детям с ментальными нарушениями. Одним из примеров может служить открытая в июле 2015 года инклюзивная детская игровая зона в Калифорнии на территории Центра отдыха Сеполведа.
В России пока такие площадки в большей степени служат адаптации стандартных форм детского игрового оборудования под потребности детей с проблемами передвижения. Так фонд «Обнаженные сердца» является одним из основных популяризаторов данного вида детских городков. При проектировании детских площадок используются: городки и домики с пандусами, качель-гнездо, развивающие стенки и лабиринты, специальные качели и карусели для детей с разными возможностями.


В 2016 году на территории выставочного комплекса ВДНХ рядом с рестораном «Макдоналдс» при поддержке благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» была открыта более полная по своему функциональному наполнению «инклюзивная площадка». В ней учитываются потребности в сенсорном насыщении, которые присутствуют у всех детей с ОВЗ. Помимо обычных горок, турников и лесенок там можно найти массажную горку, многоместные качели, сайкл-тренажер, ручные экскаваторы, стол с песочницей, планшеты с оптическими иллюзиями и даже встроенные в поверхность детского городка металлофоны.


Параллельно с инклюзивными детскими площадками в сфере ландшафтного дизайна в России появились «сенсорные сады», в которых все элементы направлены на воздействие на один или несколько сенсорных каналов.


Это могут быть модули, заполненные камнем, песком или опилками, приподнятые клумбы, тактильные покрытия и подвесные конструкции.


На протяжении уже нескольких лет, в летний период фонд садовой терапии «Сад в городе» открывает в столичных парках модульные сенсорные сады.

Восполнение недостатков сенсорного опыта — одна из наиболее важных задач в развитии человека с особенностями психофизического развития. Процесс анализа всего сенсорного опыта, а также его участие в формировании более точного действия, обеспечивающего необходимый уровень адаптации, называется «сенсорной интеграцией». В норме сенсорная интеграция происходит спонтанно. Но в отношении человека с ментальными нарушениями с уверенностью можно сказать, что процесс сенсорной интеграции будет затруднен, поскольку его нервная система не обладает достаточным уровнем развития и зрелости. Для того чтобы обеспечить ребенку с ОВЗ необходимый для его развития сенсорный опыт, нужно насытить все окружающее его пространство разнообразными стимулами, которые будут провоцировать ребенка на взаимодействие, а, следовательно, формировать его сенсорный опыт, — подчеркивает клинический психолог и методист Елена Осипова.


В таком случае, будем надеяться, что инклюзивные парки и сенсорные сады скоро тоже появятся в Республике.


Эстафета возможностей для особых детей


Комплексная психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном формате возможна благодаря российскому благотворительному проекту «Особые дети».

Мы изучили и соединили исследования в области нейрофизиологии и психотерапии, психиатрии, применив на практике работу с психологическим причинами заболевания. Цель данного проекта – оказать поддержку и психологическую помощь при эмоциональном напряжении и моральном выгорании у родителей детей с ОВЗ. А также — запуск восстановительных процессов у ребёнка через его эмоциональную, ментальную и подсознательную связь с мамой. Наш метод позволяет в разы ускорить процесс восстановления психического, интеллектуального и физического состояния ребенка. Счастливая мама – это опора, которая мотивирует ребёнка к преодолению, формированию самостоятельности и социализации,- отмечает создатель проекта, основатель международного центра психосоматики «Здравница» Дмитрий Раевский.
Более того, оказание помощи осуществляется на безоплатной основе.

Семьи с детками с ОВЗ зачастую несут на себе огромную финансовую нагрузку в связи с необходимостью обследовать, лечить, реабилитировать, да и просто ухаживать за детьми. К тому же родители ограничены в возможности полноценно трудиться, чтобы обеспечить определенный финансовый уровень для решения всех необходимых задач. Поэтому мы хотим внести свой вклад в дело помощи этим детям, — объясняет руководитель проекта, клинический психолог Анастасия Бушмакова.


Подробнее узнать об условиях участия, этапах и методах работы можно на сайте проекта.


Еще одна любопытная инициатива, о которой стоит сказать, — «Эстафета возможностей» от Благотворительного фонда «Расправь крылья».


Цель проекта – помочь детям и подросткам с выраженными ментальными нарушениями преодолеть социальную эксклюзию, то есть исключение их из жизни общества. Для этого ребята будут вовлечены в различные онлайн-мероприятия, благодаря чему познакомятся с новыми видами досуговой и трудовой деятельности, расширят свой кругозор и найдут друзей среди других участников.
Проект пока что на стадии разработки, но перспективы его реализации обещают онлайн-путешествия в мир интересных увлечений.


Говорят, что особые дети неслучайно приходят в наш мир. Они учат нас милосердию, состраданию, мужеству и силе духа. А еще взаимопомощи, пониманию и доброте. В наших силах – помочь им расширить рамки своего особого мира. И тогда, возможно, как герой вышеупомянутого короткометражного фильма, они тоже смогут сделать ценные научные открытия и принести в нашу жизнь свет творчества и таланта.


Алиса Садекова.