Кинокартины и произведения жанра фэнтези пестрят футуристическими сюжетами о том, как мир заполонили роботы. И, наверное, мы близки к этим фантастическим сценариям, ибо сегодня в нашу реальность основательно влились чат-боты. Давайте вместе разбираться в их необходимости и функциональности. К тому же, корреспондент «Вечерки» тоже поделится своими впечатлениями от виртуальной беседы с ботом-психологом.


Чат-бот – это робот?

Чтобы легко разобраться в значении термина «чат-бот», разберем каждое слово отдельно.

Чат — это общение в интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников.

Бот — программа, выполняющая какие-либо действия автоматически и/или по заданному расписанию. Обычно боты предназначаются для выполнения однообразной и повторяемой работы, с максимально возможной скоростью (очевидно, намного выше возможностей человека).

Чат-бот — это робот, с которым мы можем общаться в мессенджере или социальной сети. Взаимодействие происходит в обычном окне диалога — точно таком же, как при разговоре с живым собеседником. Единственное отличие заключается в том, что в чат-боте часто используются кнопки (заранее заготовленные фразы), с помощью которых пользователь отправляет запросы.

Любопытно, что первый бот написал еще в 1966 году профессор Массачусетского технологического университета Джозеф Вейценбаум. Он назвал его “Элизой”. Виртуальный собеседник был настолько правдоподобен, что большинству людей было трудно отличить его от живого человека.

Сегодня чат-бот — это программа, которая взаимодействует с пользователем по установленному разработчиками сценарию.

Наверняка вы и сами хоть раз общались с ботом. Или хотя бы видели его. Иногда вы заходите на сайт, и через минуту всплывает окошко бота с надписью “Чем я могу помочь вам?”. А когда вы спрашиваете бота о чем-то, он предлагает оставить контактные данные, чтобы проконсультироваться с менеджером лично. На некоторые часто задаваемые вопросы у него заранее готовы ответы.

Сейчас чат-бот можно внедрить в большинство мессенджеров. Особенно популярны платформы: Telegram, Facebook Messenger, Slack, Viber и соцсеть ВКонтакте.
Более того, чат-бот умеет: давать ответы на распространенные вопросы пользователей; проводить опросы и анкетирование; бронировать билеты на самолет или поезд, номера в гостиницах и отелях, билеты на концерты; оформлять заказы; рассылать рекламные предложения, информировать о скидках и акциях; распознавать речь человека; проводить банковские платежи и оформлять кредиты, но и это далеко не весь функционал.

В общем, это очень удобный помощник.

Алгоритм работы чат-бота выглядит так:
1. В систему поступает запрос.
2. Анализатор, которым снабжена система, разбивает запрос на отдельные слова.
3. Каждое слово система анализирует.
4. Далее ответ, связанный с этими словами, анализатор ищет в специальной базе данных.
5. Когда ответ найден, бот выдает его пользователю.

Принцип работы всех ботов один, зато они различаются по другим параметрам.

1. Поддержка. Техническую поддержку клиентов часто доверяют роботам, потому что они отвечают оперативно и без задержек, а некоторым пользователям проблему нужно решить срочно.

2. Ассистирование. Если вы много работаете, ведете собственный бизнес или развиваете проект, то наверняка знаете, как много всего нужно успеть. Времени мало, и очень хочется тратить его с пользой, а не выполнять скучные рутинные дела. Личный чат-бот-ассистент поможет вам — возьмет мелкие задачи на себя. Он вполне может собирать статистику, искать информацию в интернете, организовывать деловые встречи и досуг, планировать рабочий день, контролировать работу сотрудников, напоминать о встречах и т.д.

3. Продажа товаров. Боты помогут реализовывать товары прямо в мессенджере или социальной сети. Чат-бот консультирует покупателей, подбирает товары, принимает оплату, высылает чеки и трек-номера, отправляет уведомления о статусе заказа.
Маленьким магазинчикам такие помощники вряд ли нужны, а вот крупным брендам без них не обойтись.

4. Создание контента. Это полезный бот, который будет оповещать клиентов о новинках, акциях, скидках, а также делиться интересными советами и лайфхаками. По количеству кликов и просмотров материала бот определяет, какой контент нравится клиентам. Это помогает создавать материалы, которые получат максимальный отклик у аудитории.
5. Организация досуга. Бот также может присылать смешные картинки, видео, музыку, цитаты по запросу, переводить тексты, отправлять обучающие материалы. А ещё с помощью бота можно создать небольшую онлайн-игру, в которой победители получат фирменные стикеры или другие мини-подарки.


На связи с онлайн-психологом

Любопытно, что боты также могут проводить сеансы психотерапии и давать психологические советы.

Мы решили в этом лично убедиться. Наш корреспондент поделился опытом общения с ботом-психологом Наташей в Телеграмме по теме стрессоустойчивости во время распространения коронавирусной инфекции. Интересно, что бот создан профессиональным психологом Натальей Маркович. Это определенно прибавляет ему авторитетности.

— Меня зовут Наташа Маркович, я неправильный психолог. Я умею не только изрекать умные психологические мысли и быть счастливой, но и говорить и делать глупости, плакать, злиться, ругаться матом и громко смеяться. И мне с этим всем хорошо. И чтобы поделиться этим «хорошо», я придумала этот психологический бот. Тут можно поработать над сложными жизненными ситуациями, позадавать себе полезные вопросы, справиться с плохим настроением, получить знаки Вселенной и даже погадать, но тоже заглядывая внутрь себя, — таким было первое сообщение от бота Наташи, которая затем предложила мне выбрать тему нашего диалога в меню ниже. Из предложенных вариантов: «Снять стресс», «Закрыть гештальт», «Руна дня» и «Антикоронавирус» — я, конечно, выбрала последний. И мы вместе начали борьбу с коронавирусом, страхом и депрессией.

— Я знаю, что сейчас тебе, скорее всего, непросто. Как и мне, и нам всем. Давай немного поговорим об этом. И сначала напиши, пожалуйста, свои чувства и эмоции по поводу происходящего в мире. По поводу чертового коронавируса, карантина, падающей экономики, сорванных планов и летящих вниз рубля, доходов и настроения, — предложил мне «понимающий» чат-бот, выслав следом изображение модели эмоций профессора психологии Роберта Плутчика.


Из указанных эмоций я по предсказуемой логике выбрала печаль, опасение и страх.

— Обнимаю тебя, — мило ответил мне бот и пообещал, что мы в любом случае прорвемся. Затем Наташа (будем называть робота по имени) неожиданно предложила поразмышлять о том, где именно локализуются указанные эмоции.

Прислушавшись к своим ощущениям, я идентифицировала их «звездное скопление» в районе желудка.

— Положи туда руку и подыши через это место. Словно воздух входит и выходит через него, — посоветовал мой онлайн-собеседник. — И просто немного понаблюдай дыхание. Это такая маленькая медитация, известная очень давно.

Удивительно, но, помедитировав пару минут, я действительно ощутила облегчение. Легкое эмоциональное напряжение действительно прошло.

Затем Наташа попросила меня написать все возникшие при этом мысли.

Наш чат абсолютно секретный, поэтому позвольте моим наиболее сокровенным мыслям остаться в тени тайны. Скажу лишь только, что мои реплики отражали крайнюю степень возмущения и негодования.

— Ты не представляешь, как я тебя понимаю! Сама в этом живу, — поддержала меня Наташа и предложила поработать над содержимым головы. — Как ты думаешь, сколько из этих мыслей конструктивны (ведут к создающим действиям), а сколько неконструктивны (ведут к новому витку эмоций или разрушающим действиям). Для примера: «Все пропало, денег нет» — неконструктивная мысль. «Давай подумаем: где взять денег» — напротив, конструктивная. Ты имеешь право и на те, и на другие. Всегда. А сейчас особенно. Более того, они нужны для осознания и выражения чувств, а не только для суперважных деловых дел. Просто постарайся разделять их как можно чаще и побольше внимания уделять конструктивным. Именно неконструктивные засасывают нас в панику и стресс, если думать в таком ключе слишком много. А стресс снижает иммунитет. Нам ведь этого не надо, верно?

Анализ собственных мыслей занял у меня чуть больше времени, чем хотелось бы. Но зато я все-таки поняла, что, к счастью, конструктива в моей голове больше.
Но если у вас будет все наоборот – то это абсолютно нормальная ситуация по мнению бота-психолога:

— Просто выбери несколько неконструктивных мыслей и переформулируй их на конструктивный лад. Например: вместо «Черт, все планы на отпуск сорвались!» – «Придумаю, чем интересным и полезным занять себя. О, давно хотел пройти онлайн-курс рисования!».

На мой взгляд, отличный способ не унывать. Бот дело говорит. А вернее – пишет. Но и этого, порой, недостаточно для того, чтобы обрести эмоциональное равновесие. Поэтому Наташа предложила мне пофантазировать:

— Представь, что ты чайной ложкой размешиваешь в стакане чай. Там целая буря из чаинок и, может быть, ещё не успевшего раствориться сахара. А ты смотришь со стороны, и тебе спокойно. Перестаёшь размешивать, и ждёшь, пока чаинки осядут. И сейчас представь все происходящее на планете, всю эту смуту, хаос, потери, волнения и переживания в виде этих чаинок в стакане, которые ты наблюдаешь из космоса. Понаблюдай немного. Рано или поздно, но чаинки осядут. Просто надо подождать.
— Давай теперь побудем философами и поразмышляем, — следом предложил мой онлайн-психолог. — Можешь ли ты взять и все изменить? Отменить вирус, карантин, нелетающие самолёты, сломанные планы и то, что люди гибнут? Можешь ли сделать так, чтобы чаинки осели на дно быстрее?

— Конечно же, не могу, — ответила я.

— В этом вся фишка. Наши тревоги не помогут разогнать тучи. Мы не можем взять и изменить реальность. Но своё настроение можем, и это хорошая новость. Почувствовать себя увереннее и спокойнее как минимум. Возможно, даже радостнее. И для того чтобы взять себя в руки, Наташа порекомендовала создать иллюзию контроля за ситуацией.


— Надо запланировать ритуалы. Четкое их выполнение даст понять нашему мозгу, что мы все ещё можем действовать по собственной воле. Сами решили — сами сделали, — разъяснил мне умный бот. — Первый ритуал — переживания по графику. Это позволит нам взять под контроль чувства, выбираться из их петли, когда мы гоняем их по кругу. Не застревать в них. Например: в 10:00 я боюсь и злюсь 10 минут. Или плавающий: я расстраиваюсь каждый раз, как накатило, но не более 15 минут и не чаще 4 раз в день. Очень важно придерживаться этого плана. Так мы не только не даём себе раскиснуть, но и привыкаем к мысли, что наши эмоции более менее управляемы нами. А не наоборот. И вместе с тем есть возможность поныть.

Что ж, все вроде бы просто. Теперь мне нужно составить график психологических ритуалов и отправить его боту. Конечно, следовать эмоциональному расписанию тоже нужно неукоснительно. Интересно, что у меня получится. Если вам это тоже необходимо – присоединяйтесь! А лучше напишите боту Наташе и пройдите весь сеанс психотерапии вместе. Надеюсь, в итоге вы обретете спокойствие и драгоценный эмоциональный баланс.

В тему
Наши друзья, помощники и советчики

— С помощью ботов можно автоматизировать операции с личными средствами.Например, инвестирование на фондовом рынке или перевод с карты на карту. Этими и другими финансовыми функциями роботов давно пользуются не только за рубежом, но и в России благодаря мультивалютному роботу @InvestBOT.

— Бот-юрист, разработанный 19-летним британцем Джошуа Браудером, за полтора года помог водителям Лондона и Нью-Йорка оспорить 160 000 штрафов на общую сумму 4 миллиона долларов. В Telegram есть российский Бот-юрист, который тоже может проконсультировать по разным юридическим вопросам.

— Бот-доктор может посоветовать лечение на основе симптомов пользователя или найти ближайшую больницу, а знания свои он берет из медицинских справочников.Один из таких чат-ботов – HealthTap. К примеру, на вопрос о боли в горле бот дает развернутый ответ о ее причине, о том, в каких случаях стоит обращаться к врачу, какие лекарства принимать, а какие нет и т.д.

— Даже такая функция, как общение с погибшим другом, стала реальностью!
Cтартап Luka, в котором они решили попробовать «продлить жизнь» Романа Мазуренко (бывшего арт-директора «Стрелки») с помощью «цифрового памятника», используя доступную информацию о погибшем.

Для того чтобы «пообщаться» с Романом, необходимо установить приложение Luka, а потом найти в нём соответствующего бота (@Роман или @Roman — в зависимости от желаемого языка).

— Боты-стилисты давно стали хорошими советчиками для многих.Они помогают пользователю в составлении имиджа, подсказывают, что ему подходит, а что нет, как сочетать те или иные цвета в одежде, что лучше надевать при определенных недостатках фигуры, какой макияж и цвет волос подойдет цветотипу пользователя и т.д. Удачный пример подобного чат-бота – @EpytomBot в Telegram. Здесь можно узнать о том, что сейчас в тренде, как правильно выбирать и сочетать одежду и т.д.

Алиса Садекова.