Не исключено, что именно сейчас, когда вы открываете этот номер «Вечерки», актеры Донецкого республиканского академического ТЮЗа готовятся выйти на сцену столицы ЛНР. Туда наши артисты отправились покорять сердца зрителей и жюри IV Международного фестиваля им. Павла Луспекаева «Госпожа Удача».

В этом году фестиваль проходит с 20 по 26 апреля. Помимо макеевчан, на его площадке выступят Юго-Осетинский государственный драматический театр им. Хетагурова, Кинешемский драматический театр им. Островского, Ульяновский молодежный театр, республиканский академический театр кукол из Донецка, Горловский городской театр кукол, а также луганчане — представители академического русского драматического театра им. Луспекаева, государственной академии культуры и искусств им. Матусовского, академического театра кукол, академического украинского музыкально-драматического театра «На Оборонной».

Макеевчане покажут на фестивале премьеру нынешнего сезона — тривиальную драму «Скамейка». И мы надеемся, что «Госпожа Удача» с удовольствием на нее присядет.


— Это уже четвертый по счету фестиваль, куда наш театр выезжает в текущем, 48-м театральном сезоне, — рассказала «Вечерке» директор Донецкого республиканского академического ТЮЗа Татьяна Репунова. — Сначала мы принимали участие в Международном фестивале «На родине Чехова» в Таганроге, куда ездили уже во второй раз, представили трагифарс «Дождь из денег». Хочу сказать, участников в этом фестивале было достаточно много, и все они интересные: Московский театр драмы и комедии, Тамбовский государственный академический драматический театр, Московский театр «У Никитских ворот» и другие. Приятно, что в такой насыщенной программе и столь серьезной компании прозвучал и наш Театр юного зрителя.

— Вторая значимая в профессиональном плане по-ездка состоялась на Международный фестиваль «Мини-фест», в котором принимали участие театральные коллективы из Бельгии, Германии, Испании, Хорватии, России, Эстонии. И мы со спектаклем «Левша», — продолжает Татьяна Ивановна. — Буквально 1 марта побывали в Ярославле на Международном фестивале им. Виктора Розова с еще одной премьерой нынешнего сезона — драмой «Вечно живые». Состав участников розовского фестиваля подобрался тоже весьма и весьма солидный: Московский губернский театр, Омский драматический театр, Молодежный театр на Фонтанке из Санкт-Петербурга, Российский академический молодежный театр и другие. Было приятно слышать, когда в числе двух лучших спектаклей фестиваля по отзывам критиков и зрителей прозвучал наш «Вечно живые», поставленный режиссером Максимом Ждановичем.

В Луганск тоже едем не впервые. В прошлый раз в рамках «Госпожи Удачи» показывали спектакль «Донжуан@love.net». В этом году статус фестиваля изменился: из республиканского он вырос до международного. И мы едем туда снова, на сей раз с драмой «Скамейка», которую очень любим.

— С появлением в репертуаре ТЮЗа «Скамейки» связана одна весьма любопытная история. Расскажите ее, пожалуйста, нашим читателям.

— В марте прошлого года в Донецке гостил Заслуженный деятель культуры ХМАО — Югры, член Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Сургутского молодежного театра Владимир Матийченко. Заглянул он и к нам в театр. В тот момент у нас как раз шел генеральный прогон концертной программы «Когда поет душа». Владимир Владимирович посмотрел концерт, потом мы тепло пообщались и даже подружились. Как-то сама собой из этого общения родилась идея: а не поработать ли нам вместе?

С тех пор постоянно на связи. Летом Владимир Владимирович прислал нам в записи свои спектакли, чтобы мы могли выбрать, какой из них поставить в Макеевке. Все его работы смотрели коллективом очень внимательно, вместе определялись с выбором. Честно скажу, мне у Матийченко очень понравился «Сирано де Бержерак» — зрелищный спектакль с прекрасной сценографией, в котором задействованы 11 артистов. Но в процессе обсуждения пришли к решению, что в теперешней ситуации, когда нет достаточно времени и особой возможности поставить какой-то масштабный спектакль, лучше всего выбрать что-то простое, но при этом глубокое.


— И вы остановились на «Скамейке»…

— Во-первых, это классика советской драматургии. В спектакле есть всё, что близко и дорого нам, там море эмоций. Да и ностальгия по Советскому Союзу, которая сейчас присутствует у многих, стала дополнительным аргументом, побуждающим выбрать именно этот спектакль. Хотелось с помощью «Скамейки» вернуть наше старшее поколение в годы их молодости, а зрителям среднего возраста рассказать и показать, какой была жизнь и отношения между людьми много лет тому назад.

Когда окончательный выбор был сделан, Владимир Владимирович прислал нам необходимые чертежи декораций, фотографии костюмов. Мы определились с исполнителями главных ролей и постепенно подготовили всё к приезду режиссера. И уже 4 ноября встречали Владимира Матийченко в Ростове.

— Правда, что у вас было только 14 дней на подготовку спектакля?

— Да, нам предстояло работать напряженно, в нереальном темпе, с огромными нагрузками. В эти две недели мы фактически отказались от всех других работ, давая возможность режиссеру заниматься только «Скамейкой». Сам Владимир Владимирович приложил максимум усилий, чтобы спектакль состоялся. Он работал здесь не за гонорары, а на личном энтузиазме. И вместе с нами был на премьере.

В «Скамейке» задействованы двое артистов. Принимая это во внимание, планировали, что в спектакле будет два состава. В первый определили актеров Евгения Романенко и Дарью Борисову. Вторым составом должны были работать Алла Горелкина и Александр Васин. Но столь короткий отрезок времени позволял нам тогда полноценно репетировать только с одним составом. Однако от идеи ввести второй не отказались. Как раз сейчас над этим работаем самостоятельно. Надеемся, что в мае «Скамейку» зритель увидит уже с новыми лицами.

— В официальной группе ТЮЗа в соцсети Вконтакте зрители часто публикуют отзывы после просмотра спектаклей. О «Скамейке» всегда пишут с теплом и нежностью… Как вы думаете, почему?

— Это очень лаконичный спектакль. Кроме скамейки и фонаря, на сцене из декораций практически ничего нет. При этом действие очень насыщено эмоционально. У героев так много переходов из одного состояния в другое, что артистам, их исполняющим, скажем прямо, это по началу было выразить достаточно сложно. Но ребята прочувствовали все психологические моменты и абсолютно прониклись происходящим.

Большинство зрителей «Скамейки» — это все-таки люди возраста 40+. Те, кто еще застал советские времена. Сидя в зрительном зале, у них есть возможность поностальгировать, ведь на сцене из динамиков звучит музыка тех лет, герои одеты в костюмы того времени, демонстрируют моральные принципы и подходы того времени, взгляд на отношения… Спектакль напоминает о том светлом и чистом, что когда-то было в нашей жизни и что, быть может, не совсем сохраняется сейчас.


— Татьяна Ивановна, давайте вернемся к фестивалям. Что в профессиональном плане такое общение дает актерам, режиссерам и другим работникам театра?

— Выезжать на фестивали очень важно. Ведь как бы мы ни старались, всё равно так или иначе находимся в определенном замк-нутом пространстве, движемся в привычной, тихой колее, где творчески подпитываемся только друг от друга и от театров-коллег. А общаться, видеть что-то новое, развиваться профессионально и вдохновляться в нашей работе просто необходимо. Хочется эмоционального всплеска. Поэтому фестивали становятся тем самым глотком новизны, свежего воздуха, которого порой так не хватает. Это всплеск идей, открытий — как в себе, так и в окружающих людях, возможность взглянуть на привычные вещи по-иному. Конечно же, это и удовольствие выступать перед незнакомым зрителем и наполниться от этого общения новыми силами.

— Знакомясь со своими зрителями, их интересами и репертуарными предпочтениями, какое самое неожиданное открытие вы сделали для себя?

— К моему удивлению, остаются еще такие люди, которые не имеют представления, что в репертуаре нашего Театра юного зрителя есть не только интересные детские и юношеские спектакли, но и постановки конкретно для взрослых. В этой связи хочу подчеркнуть: если 11 часов утра в воскресенье — это традиционное время спектаклей для детей и их родителей, то суббота — это всегда вечера взрослых постановок. Поэтому по субботам зимой в 15.00, а осенью и весной в 16.00 ждем вас, наши уважаемые взрослые зрители, на спектакли, которые созданы специально для вас. Я готова повторять снова и снова: мы любим всех наших зрителей. И вы это обязательно почувствуете, побывав в нашем театре хотя бы раз.