Открывая эту рубрику, мы надеялись, что читателям будет интересно узнавать в ее героях людей, с которыми они знакомы, живут по соседству или сталкиваются в своей повседневной жизни. И наши надежды не оказались напрасными. Доказательство тому — ответная реакция горожан.

Так, в редакцию обратилась макеевчанка, назвавшаяся Валентиной Николаевной, и настоятельно порекомендовала нам написать о женщине-водителе маршрутного такси, с которой она случайно повстречалась во время поездки в микрорайон «Мирный».

«Согласитесь, в нашем городе это крайняя редкость — женщина за рулем маршрутки», — аргументировала Валентина Николаевна. Конечно, мы согласились, и сегодня в ряду профессионалов, делающих нашу жизнь комфортнее, появилась женщина-автомобилист.

Забегая наперед, скажу, что за час нашего общения Елена Анатольевна разрушила все имеющиеся в моем — и не только — представлении стереотипы о рядовых водителях. Во-первых, она обаятельная женщина, приятный собеседник и цельная личность. Во-вторых, любит музыку, в детстве играла на фортепиано, пела в хоре, сумела освоить премудрости игры в шахматы, которыми и сегодня успешно пользуется. Познавая характеры шахматных фигур, с удовольствием читала детективы и приключенческую литературу — те произведения, над которыми нужно логически мыслить, анализировать, предвидеть шаги и поступки героев. Имеются у Елены Анатольевны и чисто женские хобби — она прекрасно вяжет, печет хлеб и вкуснейшие пироги. Правда, только когда находится свободная минутка, ведь, помимо работы, она еще хозяйка в собственном доме и заботливая мама, большая любительница семейных путешествий. И в-третьих, в своей профессиональной жизни Елена напрочь опровергла расхожую мелодраматичную фразу о том, что настоящей дружбы между женщиной и мужчиной быть не может.

Чем дальше, тем лучше

Родилась Леночка в Первомайске Луганской области, но еще совсем крошкой родители привезли ее в Макеевку. Семья обосновалась в одном из многоквартирных домов поселка им. Чкалова Горняцкого района, затем перебралась в собственный дом. Девочка была старшей в семье, под ее присмотром находились трое младших братишек. Видимо, поэтому и на улице ей привычнее было дружить с мальчишками, не отставая от них в маленьких детских приключениях. Гоняли на велосипедах, даже турниры по боксу устраивали. Любимой игрушкой, вспоминает Елена Анатольевна, был танк на дистанционном управлении. А может быть, уже тогда таким образом проявлялся изначально сильный характер слабого пола.

Как уже было сказано, Елена успевала все — и погулять, и по дому помочь, и собственный кругозор как можно полнее расширить. Училась хорошо, окончила ПТУ №7 по специальности КИПиА с красным дипломом. Автомобилей в мыслях не было, пока однажды не попробовала сесть за руль. Совершенно случайно, любопытства ради ненадолго заняла водительское кресло и сама удивилась — до чего интересно. Было Лене тогда чуть больше 16-ти.

Воспылав вполне достижимой для девушки с характером мечтой, Елена в 1994 году получила права категории В и С, приобрела собственный «Москвич». Времена были трудные, на руках — маленькая дочь, и молодая автолюбительница стала отчаянно колесить по всем возможным дорогам с целью заработать на жизнь. Половину Украины объездила.

В 2000-х, когда торгово-рыночный бизнес начал сбавлять массовость, обретая цивилизованные формы, Елена приняла решение пойти работать водителем маршрутного такси. В ноябре 1999-го открыла необходимую для этого категорию Д и отправилась на новое место работы — маршрут №1 «Центр-Даки». К ней отнеслись сперва слегка иронично, мол, недельку поработает, и надоест, не осилит. Но ошиблись. «Дамочка» мало того, что не сдалась, еще и получила через год в подарок от тогдашнего городского головы Василия Джарты именные часы — как лучший водитель города.
Спустя три года Елена расширила маршрут — перешла на 107-й. Затем были и другие, но родился сын, который требовал мамочкиного внимания, поэтому работу пришлось временно оставить.

А когда ребенок подрос, предприимчивая женщина, мама уже двоих детей, решила, что нужно начинать работать, как говорится, на себя. Оформила кредит на «Ланос», и в 2006 году приступила к работе в vip-колонне службы такси Всегда города Донецка. Работу эту, признается Елена Анатольевна, любила невероятно. Охотно, без страхов и сомнений, отправлялась в самые дальние рейсы и по области, и за ее пределы — в Днепропетровск, Мариуполь, Харьков, Одессу и даже Черкасскую область. Сколько было преодолено километров, выслушано-пережито разных судеб и дано полезных советов — не перечесть. Потоки слез впитала водительская «жилетка», выслушивая в долгой дороге чужие обиды и переживания. Женщина-таксист была для пассажиров водителем, попутчиком и психологом одновременно. И не просто слушала, а старалась, как могла, поддержать человека, отвлечь от грустных мыслей позитивным примером. Своей отзывчивостью и порядочностью привлекла много постоянных клиентов, среди которых были и иностранцы. Многих своих коллег научила максимально точно ориентироваться в большом, бурлящем жизнью Донецке.

А еще, признается Елена Анатольевна, ее привыкшему к шахматным задачам пытливому уму всегда было очень интересно заранее просчитывать возможные варианты пути, «включая» в голове географическую карту и выбирая самый оптимальный маршрут. Заметьте, о чудесах автомобильной навигации тогда еще мало кто знал. К слову, Елена Сурмак сумела и высшее образование получить — окончила МИСИ по специальности «Автодороги и автохозяйство».

— Одно из дорогих и приятных воспоминаний того времени, — продолжает свой рассказ моя собеседница, и я вижу, как глаза ее наполняются слезами, — что мы, таксисты, изо дня в день собственными глазами наблюдали, как развивался и хорошел любимый Донецк. Как поднимался ввысь бизнес-центр «Акула», строилась «Донбасс Арена», возводился красивейший аэропорт, в котором мы встречали пассажиров.., — вместе со слезами выливается наружу искренняя душевная боль Елены Анатольевны о том, чего уже никто не в силах изменить.

По тем же печальным обстоятельствам пришлось оставить работу в такси — в 2014 году ездить по обстреливаемому Донецку и остальным нашим городам стало страшно. Бывало, вспоминает Елена Анатольевна, сажала с собой в машину 8-летнего сына, брала чемоданчик с документами и самым необходимым, и так вот и ездили — подготовленные ко всему.

Женские руки, заслуживающие уважения

Сегодня Елена Сурмак — водитель машины №165 маршрута №20 «АС Плехановская — м-н «Мирный», который обслуживает ООО «Магистраль». Ее рабочий день начинается в 5 часов утра — она получает путевой лист, проходит медосмотр, принимает машину у механика. Проверяет наличие масла в двигателе, охлаждающей жидкости, состояние колес. Если претензий нет — выезжает на маршрут. В 5.30 в рейс отправляется первая машина, движение прекращается в 19.30-20.00, в 20.45 с АС «Плехановская» уходит последняя, дежурная машина. Елене Анатольевне такое дежурство выпадает 2 раза в месяц.


Три дня выходных, три дня подряд — тяжелый мужской труд за рулем. Сегодня на дорогах много женщин-водителей, но обычно это только хобби. А здесь — в самый жаркий зной и лютый мороз, при любом состоянии дорог маршрутка обязана везти пассажиров. Какой иногда ценой это дается — пожалуй, знает только водитель.

И тем значимее его труд, выше профессионализм, сильнее уважение к нему.
Как ни старалась, не смогла я уловить в рассказе Елены Анатольевны ни одной жалобной нотки. Работу любит, машину знает на отлично, неисправности ловит на слух, о коллективе и коллегах-мужчинах отзывается с теплотой, которую, пожалуй, редко встретишь в исключительно женском обществе.

— Я счастливый человек, — говорит моя собеседница. — На работу иду с удовольствием и домой спешу с радостью. Мой дом — моя крепость, коллеги и их жены — настоящие мои друзья, всегда выручат и поддержат, иногда и шоколадкой побалуют. Каждое утро, каждый свой рейс начинаю с позитива. Люди всегда охотно отзываются на шутку, на улыбку, на доброе слово. Хоть и могу за себя постоять, в конфликты ни с кем не вступаю. Я люблю жизнь и не хочу тратить время на ссоры и обиды. Мои пассажиры мне доверяют, знают, что довезу их к нужному месту быстро и аккуратно. Почему-то приятно смотреть, когда они иногда безмятежно засыпают у меня в салоне, — улыбается Елена.

Удивительной силы характера женщина. 26 лет водительского стажа, 20 лет работы с пассажирами. При этом учтите — когда ее коллеги-мужчины возвращаются с работы домой, их ждет вкусный ужин и уютный дом, о котором заботится супруга. Можно просто отдохнуть после смены. А Елена Анатольевна таких привилегий лишена. Трудно найти равного по целеустремленности и силе духа мужчину, поэтому и домашние заботы дополнительно ложатся на плечи, добавляя усталости. Есть отрада и поддержка, пока только набирающая силу, — сын Даниил. Дочь стала взрослой, улетела далеко из родного гнезда, а сыночек рядом, придает сил и вдохновения на каждый новый день. Где нужно — всегда подставит маме свое юное, но такое родное и надежное плечо. Трехмесячный щенок овчарки, дворовые гусята и уточки, полив огорода — круг его забот и вклад в семейное благополучие.

— Мечтаю купить нам с сыном велосипеды, чтобы путешествовать по месту. Если замахнуться дальше — мечтаю свозить его в Крым, промчаться на машине по знаменитому мосту, особенно ночью, — доверительно позволяет себе немного романтики сильная женщина.

Очень хочется, чтобы ее мечты сбылись. Чтобы не переставали уважать коллеги, руководство ценило безупречный труд, а пассажиры были взаимно вежливы и помнили — в руках водителя находятся наши жизни. Эти руки дорогого стоят, особенно если они женские.

Инна САЛАМАХИНА.
Фото Александра ПЕТРОВА.