Фото сделано в день открытия троллейбусного депо №1 и движения по маршруту №2

Троллейбусное движение Макеевки имеет долгую интересную историю и собственные традиции. В послевоенные годы в СССР появилась «мода» на троллейбусы. Много лет служившие верой и правдой трамваи ушли на задний план, их развитие значительно замедлилось. Большие города обзавелись синими «рогатыми» машинами с плавным ходом и уютным шуршанием шин. Завести у себя такие же мечтали все остальные города без исключения…


Еще в 1949 году зарождались планы пустить троллейбус на макеевский ж/д вокзал.
Но в то время это было абсолютно нереальным — город еще наполовину лежал в руинах.
В 1958-м уже предполагалось, какой станет Макеевка в конце семилетки: огромные красивые дома, театр, не уступающий по изяществу Одесскому, гранитная набережная в балке Сухая-Калиново и, конечно, огромный и почему-то красный троллейбус, мягко шуршащий по идеально ровному асфальту. На строительство двух линий (город — вокзал и город — Сов-колония) предполагалось выделить 50 миллионов старых рублей. Но что-то, как часто случается, пошло не так.

А вот описание донецкого троллейбусного маршрута 1965 года: «Сверкающая река асфальта плавно покачивает голубой, почти бесшумный троллейбус. За огромными стеклянными окнами мелькают раскидистые клены, белоснежные цветущие акации, островерхие пирамиды тополей. Давно исчезли очереди на автобусных остановках и под завязку набитые автомашины. Пассажиры сидят на удобных мягких сиденьях. Вы еще не успели дочитать интересную статью в газете, а водитель плавно жмет на тормозную педаль».

Как мечты превращались в реальность

На такой возвышенно-романтической волне в 1969 году в Макеевке началось строительство первой троллейбусной линии. 15 апреля была набрана группа из 47 курсантов, которым предстояло под руководством главного инженера ТТУ Н.И. Ивко полгода постигать премудрости вождения новых машин. Параллельно шло строительство нового депо, место для которого выбрали рядом с шахтой им. Бажанова. Предполагалось, что депо будет сдано к дню рождения Ильича.

9 сентября в город поступили два синих троллейбуса — капитально отремонтированные МТБ-82, переданные из Донецка. Чуть позже пришли еще два. Первым было сделано Южное кольцо протяженностью в 3200 метров: Московская — Свердлова — Карбидная — 2-й Пятилетки — Московская. Оно должно было заменить снятый в этом же году второй маршрут трамвая. 5 ноября по Южному кольцу был сделан пробный заезд, а несколькими днями позже открылось пассажирское движение по маршруту, получившему номер 1. Курсировало две машины с 5 утра до 21 вечера.

Поскольку депо еще было не закончено, ночью троллейбусы отстаивались возле трубзавода им. Куйбышева.

В 1970 году в Макеевку пришла первая партия новых, только что с завода, троллейбусов — 17 штук — редкой модели «Киев-6». Депо, как водится, к дню рождения Ленина закончить не успели, его строительство официально завершилось 29 апреля. 1 мая состоялся митинг и торжественное открытие первой очереди троллейбуса — второго маршрута. Почти сразу же открылся маршрут № 3 — до шахты Бажанова и № 4 — по кольцу в районе гастронома «Даки». Город ликовал, школьники собрали металлолом на свой «личный» троллейбус «Макеевский пионер».


В 1971 году получено еще 29 троллейбусов модели «Киев-6» и ударными темпами ведется строительство еще двух маршрутов. Открывается маршрут № 5 — до Чайкинского поворота и № 6 «Трубзавод-«55»-й квартал». В 1973 году открыт маршрут №7 «Центр-ЖБИ», в ноябре 1974-го — маршрут №8 «Центр-Кировская сторона». В 1976 году маршрут №7 продлен до пос.Объединенный, получены первые троллейбусы типа ЗИУ-9 в количестве 6 единиц. Самый большой выпуск троллейбусов на маршрут осуществлялся в 1977-1978 годах: 70-75 машин каждое утро устремлялись к своим пассажирам.
В 1984 году открылся маршрут №9 «Объединенный — Ханженково» и введено в эксплуатацию Троллейбусное депо №2. В1989 году появился маршрут №10 «Центр — м-н «Калининский», для его открытия завод «Скиф» приобрел 10 троллейбусов и за свой счет построил контактную сеть, тяговую подстанцию.

С января 1976 года в троллейбусах были отменены кондукторы и введены абонементные талоны. Во всех машинах появились специальные компостеры, были открыты киоски по продаже талонов на всех крупных остановках.

1980 год ознаменовался наведением «глянца» — на некоторых остановках были оборудованы автоматы по продаже билетов, а в самих машинах появились магнитофонные записи с объявлением остановок. К сожалению, такие новшества у нас почему-то не приживались и долго не удерживались.

Но макеевских водителей уважали: в дни проведения XXVI съезда КПСС пятерых пригласили помогать их московским коллегам. Другой интересный факт: для школьников проводились троллейбусные экскурсии по городу. На троллейбусах появилась первая реклама — городской универмаг скромно сообщал о большом ассортименте товаров и указывал номера телефонов.

Работать вопреки всему

...1991 год стал последним в существовании СССР и последним годом нормальной работы электротранспорта в Макеевке. После введения купонов завод в Энгельсе отказывается поставлять в наш город новые троллейбусы, запланированные в госзаказе.
Начало эпохи «незалежности» ознаменовалось подарком пенсионерам от государственной власти — им разрешили бесплатно ездить в общественном транспорте. При этом власть не озаботилась вопросами компенсации перевозчикам.

Недополученные за перевозки пенсионеров деньги накапливались и с годами постепенно превратили электротранспорт в банкрота. Во многих городах, в том числе в Макеевке, он оказался вытеснен тесными и неудобными «маршрутными такси».
Впрочем, троллейбусы по инерции еще работали по советским образцам, пытаясь обеспечить дешевую и быструю перевозку пассажиров. В город пришли все-таки 5 новых ЗИУ, а в 1993 году были получены и первые модифицированные троллейбусы типа ЮМЗ, в народе называемые «гармошкой».

В 1999 году из-за постоянной убыточности было решено закрыть 1 трамвайный маршрут и 3 троллейбусных, а также два депо. Примерно такая же ситуация сложилась во всех городах Донецкой области. Было принято совместное обращение электротранспортников Донбасса к администрации области. Никаких последствий оно не имело.
Но если трамвайное движение в Макеевке было ликвидировано окончательно и бесповоротно, то старый добрый троллейбус остается с нами и сегодня. Благодаря стараниям городских властей в июле 2002 года создано коммунальное предприятие «Макэлектротранс», перед которым встала задача реанимации троллейбусного движения. На баланс предприятия было передано троллейбусное депо №1 и 15 единиц подвижного состава, выпуск на линию в то время составлял 7-9 машин. В настоящий момент количество подвижного состава составляет уже 25 единиц, ежедневный выпуск 15-16 машин.

Сегодня на балансе КП «Макэлектротранс» находятся троллейбусное депо, рассчитанное на 35 машино-мест, и 3 тяговые подстанции установленной мощности 5,5 тыс. кВт. Длина контактной сети составляет 38,5 км.


Перевозка пассажиров осуществляется четырьмя троллейбусными маршрутами:

— маршрут №2 «Детский мир — Ж/Д вокзал» протяженностью 15,4 км;
— маршрут №3 «Детский мир — пос. шахты Бажанова» протяженностью 20,3 км;
— маршрут №4 «Детский мир — Даки» протяженностью 16,5 км;
— маршрут №5 «Детский мир — ул. Горностаевская» протяженностью 13,9 км.

Структуру предприятия составляют: служба главного инженера в составе участка по эксплуатации подвижного состава и безопасности движения (УЭПСиБД) и участка по ремонту подвижного состава (УРПС), служба энергохозяйства (СЭХ), гараж; функциональные отделы — планово-экономический (ПЭО), производственный отдел (ПТО), бухгалтерия, отдел кадров (ОК). Общий штат служб и отделов составляет порядка 180 человек. Руководит предприятием Евгений Колесников, опыт которого в данной сфере трудно превзойти. «Вечерка» писала о профессионализме Евгения Николаевича еще в далеком 1995 году, когда он занимал должность начальника трамвайного депо №1. 

Работа всего коллектива нацелена прежде всего на организацию своевременной, комфортной перевозки пассажиров и доступность услуг электротранспорта для всех слоев населения. И КП «Макэлектротранс» прекрасно справляется с поставленными перед предприятием задачами, за что макеевчане ему весьма признательны.

Доска почета

За добросовестный труд, высокий профессионализм, весомый вклад в обеспечение бесперебойного обслуживания населения города и в связи с 50-летием со дня открытия троллейбусного движения в городе Макеевка коллектив коммунального предприятия «Макэлектротранс» награжден Благодарностью Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики.

По случаю торжественной даты были отмечены и самые достойные и верные своему делу сотрудники:

  • За достигнутые успехи в профессиональной деятельности, весомый личный вклад в обеспечение бесперебойного обслуживания населения и в связи с 50-летием со дня открытия троллейбусного движения в Макеевке Грамотой Министерства транспорта ДНР награжден водитель троллейбуса Николай ПИКЛИНКОВ.
  • За добросовестный труд, высокий профессионализм, весомый вклад в обеспечение бесперебойного обслуживания населения города и в связи с 50-летием со дня открытия троллейбусного движения Грамоты администрации Макеевки удостоены водитель троллейбуса Владимир Баев и слесарь-электрик Владимир Лунев.
  • Благодарность главы администрации города объявлена электромонтеру контактной сети Василию ОПЛАЧКО.
    n За значительный личный вклад в развитие и популяризацию Общественного Движения «Донецкая Республика», активную гражданскую позицию и в связи с юбилейной датой Благодарность секретаря местного отделения ОД «ДР» города Макеевки объявлена членам первичной общественной организации: слесарю по ремонту подвижного состава Сергею ДРОЗДОВУ, маневровому водителю Любови ИЗОТОВОЙ, слесарю-электрику Сергею СЫСКО.
  • На основании ходатайства первичной профсоюзной организации за добросовестный многолетний труд, активное участие в жизни профсоюзной организации КП «Макэлектротранс» и в связи с 50-летием открытия троллейбусного движения Грамотой председателя профессионального союза работников жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг ДНР награждены нарядчик, председатель цехового комитета Антонина Кизюн и бухгалтер, профактивист Надежда ХОМЕНКО.

По случаю юбилейной даты «Макэлектротранса» глава администрации Макеевки Сергей Голощапов отметил целостность, высокий профессионализм коллектива и огромную значимость предприятия в жизни города и его граждан.