Многие из наших читателей наверняка слышали и даже бывали на удивительной «Поляне сказок» — в уникальном музее скульптур на сказочную тематику, расположенном под открытым небом в одном из красивейших уголков ЮБК, в живописных окрестностях Ялты. Создал сказочную поляну и заселил ее причудливыми персонажами в 1960 году народный умелец Павел Безруков. Сегодня в экспозиции музея более 300 скульптур, выполненных народными и профессиональными художниками.


В объектив «Вечерки» попал талантливый человек, в душе которого давно живет идея создания «Поляны сказок» в Макеевке. Узнав, сколько удивительных сказочных персонажей было сотворено его руками, мы убедились, что их хватит даже на былинное поле, не то что на поляну.

Уверяю вас, в нашем городе очень много творческих и квалифицированных мастеров. И если бы мы дружно объединились под общим началом, вполне могли бы создать собственную «Поляну сказок». Пусть не такую огромную, как в Ялте, но она приносила бы не меньше радости макеевской детворе. И в центре, и в каждом районе при желании можно найти место под сказку. Чтобы даже из других городов приезжали полюбоваться. Я очень давно об этом мечтаю, — признается Борис Гладкий.


Борис Григорьевич преподает физкультуру в Макеевском политехническом колледже, профессия и вся жизнь его связаны со спортом. Но в душе всегда остается место увлекательному творчеству – резьбе по дереву. Фантазия мастера и его уверенные руки превращают безликие пни и коряги в милые обаятельные существа, а порой – и в настоящие произведения искусства.

-В конце 80-х, тренируя детей в детской спортивной школе, я подрабатывал в «Зеленстрое». В рамках благоустройства города делал большие, под три метра ростом, деревянные фигуры. Мои персонажи стояли в Северном парке, в центре города, на Кировской стороне. Тогда жизнь казалась надежной и устойчивой, как мои великаны.
Но в 90-е все изменилось, героев моих не пощадило время, потому что были сделаны из тополя, материала легкого в работе, но недолговечного для хранения под открытым небом. Я с удовольствием бы снова поработал над оформлением родной Макеевки. Обращался даже до войны к тогдашнему городскому руководству со своим предложением, но дальше хождения по кабинетам дело не пошло, — сетует Борис Григорьевич.


Теперь в больших фигурах нужды нет, а для души он мастерит в масштабах поменьше.


Борис Григорьевич утверждает, что его отец отлично рисовал и был довольно талантливым человеком. Эту же одаренность перенял и сын. Еще в школе Борис вырезал из дерева всякие мелочи, как, впрочем, и большинство мальчишек в те времена. Когда учился в Харькове в институте, посещал занятия в художественной студии. Резьбой плотно занялся во второй половине 1970-х, примерно тогда же взялся за крупные фигуры. На глаза случайно попался буклет про ялтинскую «Поляну сказок». Борис Григорьевич его купил, изучил и подумал: «А почему бы и нет? Чем я хуже?».


Первыми работами для центрального городского Северного парка (тогда — ЦПКО им. 50-летия СССР) стали фигура Ивана-дурака («Хоть он вовсе не дурак!» — заступается за своего персонажа автор) и огромная щука в деревянном ведре. Работать было интересно, говорит мастер, сложно было только справиться с высотой почти в
3 метра. За 8 лет такого творчества Борис Григорьевич подарил макеевчанам порядка 20 деревянных фигур.


Наш собеседник признается, что, безусловно, умеет делать и кухонную утварь, и мебель, но душа просит не точной работы по чертежу, а свободного творчества. Увидел как-то Гладкий фотографию дивной красоты придиванного столика XVIII века и заразился мечтой сделать такой же. Появились на свет две фигуры гарпий с крыльями – точно как на заветном столике. Или попался в руки высокий пень с корнями, за пару недель усердия он превратился в лесную русалку, несущую мудреную поклажу.


Из такого же подручного материала появились Сова-ведьма, трио певцов, голова казака (очень крепкая, из дубового пня), Корневичок, синичник. Эти вещи и персонажи уютно уживаются на даче семьи Гладких. Они все – для души, а для удобства служат колодец, собственноручно сложенная печь, скамья. Даже, простите, маленький домик известного назначения выглядит весьма мило. Для декора на участке – альпийская горка и деревянный резной мостик. Кстати, на камнях горки можно увидеть очертания серовато-зеленых лиц – это не отпечатки древности и не лешие с кикиморами, а проба художника поработать с новым материалом. «Дерево все же привычнее, мягче, да и инструмент нужен немного другой, — говорит Борис Григорьевич. — Вначале я продумываю идею, беру пластилин и пролепливаю образ. Эскиз отлеживается неделю-другую, потом я к нему снова возвращаюсь, свежим взглядом вижу, что нужно поправить или отсечь».


Вот уже 40 с лишним лет занимается мастер любимым делом. Изучает работы других художников и умельцев, но не копирует, не переделывает никогда. «Каждый художник делает то, что сам видит и чувствует, именно его изделие неповторимо. А копия – это всего лишь бездушное повторение», — считает Гладкий.


Сейчас Борис Григорьевич воплощает в жизнь удивительную задумку – деревянную фигуру Георгия Победоносца, сражающегося с драконом, как символ победы добра над злом. Очень хочется мастеру выполнить красивую, ни на что не похожую композицию.

В городе сегодня режут очень много деревьев, это же столько сырья, — снова возвращается к наболевшей теме Борис Григорьевич. — Если грамотно приложить к нему руки и душу – могло бы получиться множество красивых и полезных вещей.


Будем надеяться, что найдутся в городе руки и души, стараниями которых наша жизнь в один миг в сказку не превратится, но маленькие волшебные персонажи подарят горожанам хорошее настроение, позитив и веру в добро.


Инна САЛАМАХИНА.
Фото Натальи ГЕЛЮХ.