9 ноября этого года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, и 2018-й год Всемирная организация ЮНЕСКО объявила годом Тургенева. Пройти мимо такого события коллектив Донецкого республиканского академического ТЮЗа, понятное дело, не мог. На днях к этой дате здесь представили премьеру необычного и очень эмоционального спектакля «На краю чужого гнезда». Вместе с первыми зрителями — студентами Макеевского педагогического колледжа – эту трогательную постановку посмотрели и «вечерковцы».


— В школах литературное творчество Ивана Тургенева изучают более-менее подробно, поэтому многим наверняка известна знаменитая фраза писателя: «На краю чужого гнезда», однако не все знают, что именно она означает, — поделился с «вечерковцами» заведующий литературной частью ТЮЗа Григорий Рысин. — В спектакле мы постарались раскрыть всю глубину этих слов, рассказать о жизни великого русского писателя с не совсем привычного ракурса.

И действительно, спектакль раскрывает Тургенева не через призму известных его произведений, сухой статистики дат и событий, а языком светлых, но чаще — все-таки глубоко трагических чувств, знакомя зрителей с женщинами, которые любили Тургенева и которых любил он. Но любил ли по-настоящему, раз утверждал, что все время находился «на краю чужого гнезда»? Впрочем, зрителям дается возможность самим ответить на этот вопрос, ведь наблюдать за ходом спектакля им доверено не из зала, а прямо со сцены, находясь в той самой студии радио «Образ», где в прямом эфире идет передача, посвященная Ивану Тургеневу.

В студии — три женщины, мужчина и один «голос за кадром». Радиоведущие рассказывают о представительницах прекрасной половины, сыгравших ключевые роли в судьбе Тургенева. В микрофон звучат романсы, и вдруг сама собой как будто запускается творческая «машина времени»… Эпохи теряют четкие очертания, наслаиваются одна на другую, их границы стираются, и перед нами открывается та вечная амурная геометрия, над которой не властны ни время, ни пространство.

Распутывая клубок любовных перипетий в жизни классика, сотрудники радио невольно приоткрывают нам и свои тайны, делятся своими пикантными историями, пытаются прояснить свои запутанные отношения. История как будто повторяется.

Всю жизнь Тургенев был окружен множеством женщин и их вниманием. Вот и радиоведущий Александр, похоже, запутался в трех «тургеневских девушках». Елена — не только коллега Александра, но и его бывшая возлюбленная. У пары подрастает дочь, и вечно занятой отец видит ее крайне редко. Кстати, у Ивана Тургенева была единственная дочь Пелагея, которую ему родила крепостная белошвейка Авдотья. И хотя писатель не признал ребенка официально, девочку все же не бросил.

Внебрачная дочь Тургенева воспитывалась в семье Полины Виардо-Гарсиа — замужней французской певицы, которой Иван Сергеевич был очарован до последнего своего вздоха. И в судьбе радиоведущего Александра есть своя звонкоголосая дива — Ольга — успешная, независимая и недоступная.

Юная Кристина влюблена в Александра, и сейчас у них вроде как роман. Почему вроде как? Да просто относится мужчина к своей пассии несколько прохладно, поэтому исторические параллели прямо-таки напрашиваются. И если в своей жизни Тургенев чаще бросал восхищавшихся им женщин, то в спектакле… Нет, мы не будем раскрывать главную интригу финала постановки и оставим зрителям возможность увидеть все своими глазами.

— Спектакль «На краю чужого гнезда» мы задумывали как своего рода открытый урок, урок внеклассного чтения, — поделился режиссер Алексей Аришин. — Хотелось показать нашим юным зрителям, что великие люди не только писали, творили, но и любили. Это та тема, о которой не расскажет школьная программа. Мне кажется, спектакль привлечет внимание не только юных зрителей. И педагоги, которые приведут своих учеников в театр, смогут почерпнуть для себя что-то интересное, узнать что-то новое.

Наш Донецкий республиканский академический ТЮЗ ищет самые современные способы более тесного общения со зрителем. Ищет — и всегда находит. Вот и история, рассказанная на сцене Александром Васиным, Ольгой Вороновой, Еленой Петренко, Кристиной Вовк и голосом Владимира Грачева под руководством режиссера-постановщика Алексея Аришина, еще раз доказала, что малая сцена — достояние не только фестивалей. Она дает возможность на небольшом пространстве игры до предела сконцентрировать усилия актеров, режиссера, выразить мысль автора, используя минимум театральных изобразительных средств. И при всем этом минимализме не промахнуться и попасть в самое «яблочко» зрительских чувств.

Ольга Зайцева. Фото Александра Петрова.