Ходить по лестнице пешком намного полезнее, чем подниматься на лифте, утверждают доктора. Но отказаться от современного технического устройства в наше время просто невозможно. Несколько секунд — и вы на нужном этаже. Не надо пыхтеть и потеть при поднятии тяжестей, все за вас сделает лифт.

Вот и автор этих строк оценила полезность такого механизма, когда по заданию редакции надо было попасть на 8-й этаж девятиэтажного дома, что в пос. Восточном. В спешке нажала на одну, потом на другую кнопки, кабина лифта дернулась и перестала подниматься. Вначале испугалась, но, услышав в динамике спокойный и уверенный голос: «Что у вас случилось?», сразу успокоилась. Диспетчер объяснила, что нужно сделать, и лифт поехал. А пока он устремлялся вверх, думала о том, какая же это важная и нужная профессия — лифтер.

Поэтому «вечерковцы» обратились к директору ООО «Максервис-2» Александру Тахтарову, чтобы написать статью о лучшем, по его мнению, диспетчере лифтовой службы. Каково же было удивление, когда Александр Федорович сказал, что все люди его коллектива в составе 72 человек – лучшие, и писать об одном, значит, обидеть других. Что ж, тогда рассказываем обо всем предприятии, а заодно узнаем, как сегодня функционирует эта структура в нашем городе.


Что представляет собой лифтовое хозяйство

Предприятие ООО «Максервис-2» основано в 2002 году. Это специализированная служба, занимающаяся ремонтом и техническим обслуживанием лифтов в Макеевке и Харцызске. Отрасль связана не только с обеспечением обычной жизнедеятельности людей, но должна поддерживать высокий уровень безопасности.


Основные ведущие профессии – электромеханик, который непосредственно выполняет ремонт и техническое обслуживание лифта. Электромонтер диспетчерской связи, занимающийся ремонтом и налаживанием связи между пассажиром и диспетчерским пультом. А также лифтеры – те, кто осуществляют контроль и надзор за работой лифта круглосуточно. Они работают посменно.

Макеевские лифты оборудованы диспетчерскими системами. Есть старые еще советские, которые выполняют функцию переговорной связи, включения и выключения лифта и не более. А есть современные компьютеризированные системы, где на мониторе высвечиваются контрольные точки, по которым можно понять, почему лифт стоит и какая случилась поломка. Это реальная помощь механику для более оперативной работы.

Работа ответственная, скучать не приходится…

И это правда. Бывает, лифтер выходит на поломку в один подъезд, а поступает звонок с другого. Уже по голосу он должен понять психологическое состояние застрявшего, и нет ли угрозы его здоровью.

— Если что-то серьезное, — объясняет Александр Федорович, — то срываем аварийную бригаду с предыдущей заявки, потому что часто нуждаются в помощи инвалиды или сердечники. Но представьте ситуацию, когда летим на срочный вызов, что роженица застряла, приезжаем, а там вместо нее вся кабина до потолка забита строительным мусором, лифт «сидит на клиньях». Не можем понять и смириться с тем, как люди подло порой поступают, — досадует директор.

Увы, «неразумные» часто хулиганят, выламывают двери, расписывают бранными словами стены кабины, царапают, поджигают кнопки и светильники на потолке, срывают правила пользования машиной и номера телефонов связи с диспетчером, есть случаи и вандализма…

Лифтерами работают в основном женщины. Профессия требует определенных знаний и умений работать со специальным инструментом для открытия дверей лифта и освобождения «пленника». Также нужны выдержка и терпение, ведь порой требуется общаться и со взбушевавшимся жильцом. Человека нужно успокоить и предложить те или иные меры выхода из сложившейся ситуации.

Не просто кабина, а сложнейший механизм

— Лифт, к которому мы все привыкли и относимся к нему как к рядовому элементу быта, на самом деле – сложный механизм, требующий повышенной внимательности и неукоснительного соблюдения правил эксплуатации, — говорит Александр Тахтаров. — Зачастую одномоментно он из строя не выходит, все начинается с каких-либо незначительных отклонений в работе, поэтому своевременно переданная информация от жителей – одна из важных составляющих в обеспечении безопасности.
На вопрос, какие лифты чаще всего ломаются, директор предприятия «Максервис-2» ответил, что порой новые лифты ломаются чаще старых. Почему? Все по той же причине – нарушение правил эксплуатации лифтовой установки. Бич проблем — это кровли. Постоянно текут крыши, вода попадает на оборудование. Температурные режимы не соблюдаются. Плюс чисто бытовые условия — пыль, грязь, обсыпание штукатурки — все это пагубно влияет на станцию управления и ее работу. Отсюда поломки, остановки. А еще важно, к какому коммунальному хозяйству принадлежит лифт: ЖСК или ОСМД.
— В ОСМД порядка больше, — продолжает рассказывать Александр Федорович, — там считают лифт своей собственностью, следят, ухаживают, консультируются с нами, как создать условия, минимизировать поломки и потери. Мы им помогаем. Когда к лифтовой установке добросовестное отношение, там меньше простоев, и кабина находится в эстетическом состоянии. А там, где жилищная организация, такого контроля и надлежащего отношения нет. И даже после ремонта лифт через три-четыре месяца становится таким, как был до модернизации.

Хорошо бы, чтобы жильцы многоэтажек не тревожили лифтовое хозяйство по пустякам. А то напишут жалобы во все инстанции, работники приезжают на место, чтобы разобраться, отремонтировать в срочном порядке лифт, а он работает. Спрашивают, а в чем причина? Отвечают: вы не такого цвета линолеум постелили или в кабине мало света, читать неудобно…

Да уж, комментарии излишни.

Обслуживание не прекращается ни на один день

Неработающий лифт – это аварийная ситуация, и ее необходимо устранить как можно быстрее, ведь кроме существенных финансовых затрат на возобновление его работы, необходимо думать о людях, особенно пожилого возраста, и инвалидах, молодых мамах с колясками, которые ежедневно испытывают колоссальные трудности и неудобства из-за остановки лифта.

Поэтому за каждым электромехаником и электромонтером закреплено определенное количество лифтов района. Механик несет ответственность за его исправную, безопасную работу, следит за всеми узлами и деталями механизма. Каждый день в плановом порядке он обходит свою территорию, а раз в месяц делает полную проверку каждого лифта, если какие-то части изнашиваются, производит их замену.
Электромонтеры проверяют исправность кабельных трасс между домами, обеспечивающих связь с диспетчерским пультом, и налаживают работу переговорного устройства в кабине, через которую лифтер все слышит и может общаться с пассажиром.
Когда происходит замена лифта?

Капитальный ремонт или замена лифта происходит, когда механизм отработал свой нормативный срок эксплуатации — 25 лет. Специальные экспертные центры оценивают, осматривают и дают заключение, в котором указано, что нужно сделать — продлить срок службы лифта или полностью его заменить. Один лифт стоит 1млн. 200 тысяч рублей. На сегодня в полной замене лифтового оборудования в городе потребности нет.

— В Макеевке мы обслуживаем 574 лифта, — делится Александр Федорович. — Запланировано капитально отремонтировать 55 лифтов в разных районах города. 20 лифтов уже полностью готовы к эксплуатации, 35 будут отремонтированы до конца года.
Заканчивая разговор с директором «Максервис-2» Александром Тахтаровым, мы задали ему последний вопрос: благодарны ли люди, когда им вместо старых и изуродованных ставят красивые и современные лифты?

— Спасибо говорят редко. За то время, что уже сделали, только жильцы одного дома из двадцати поблагодарили. Но мы на это и не рассчитываем. Лучше пусть у людей поменяется отношение к общественным лифтам, как к своему имуществу. Ведь очень печально, когда обновленный лифт не бережется, вновь неправильно эксплуатируется… Тогда потраченные деньги и наш труд просто выброшены на ветер.

Беседовала Ольга Бандурка.