И если вынужденная самоизоляция одних людей заставила буквально повесить носы, то других, наоборот, она реально вдохновила на творчество. В числе тех, кого режим повышенной готовности побудил экспериментировать, — педагогический отряд «Розы Донбасса» макеевского педколледжа.


Наверно, каждый, кто хотя бы раз побывал в летнем оздоровительном лагере, помнит ту его атмосферу общей сплочённости, активного время-препровождения, живого общения и искренней дружбы. Нынешнее лето для детворы тоже должно было стать таким. Но, увы, из-за режима самоизоляции чемоданы оставались не собранными, песни и речёвки — не спетыми, неизвестные тропы — не хоженными, поскольку детвора была вынуждена остаться дома…

Впрочем, «Розы Донбасса» потрудились и воссоздали для ребят в режиме онлайн ту самую обстановку настоящего летнего лагеря со всеми его забавами, общением, особым ритмом жизни. Лагерь получился космическим и по тематике, и по накалу эмоций: мальчишки и девчонки пели и танцевали, учились английскому языку, искусству оригами, квиллингу и даже конструировали малый космический корабль! Как тебе такое, Илон Маск? О том, как это было, «вечерковцам» рассказала командир СПО «Розы Донбасса» Анастасия Каглян.


— Анастасия, как появилась идея создания столь уникального формата детского лагеря — в режиме онлайн?


— С 1 июня свою работу должен был начать наш проект «Территория детства», получивший грантовую поддержку от Росмолодежи во Всероссийском конкурсе молодежных проектов. Однако из-за сложившейся ситуации в мире проект невозможно было осуществить так, как это задумывалось ранее. Тогда и пришла идея воспользоваться интернет-ресурсами (ВКонтакте, Инстаграм, Google Meet), чтобы, пускай и дистанционно, но все равно дарить детям ощущение полноценного летнего лагеря. Перевести все живые процессы на онлайн-площадку, конечно, было непросто. Но у нашего отряда достаточно опыта и наработок плюс к подготовке и организации лагеря «розочки» подошли максимально ответственно, продумав все до мелочей, чтобы занять детей чем-то полезным и увлекательным. И всё в итоге получилось: онлайн-лагерь «Розы рядом» стартовал 1 июня.

— В вашем виртуальном лагере было всё то же самое, что бывает и в настоящем — отряды с уникальными названиями, вожатые, свой ритм и распорядок дня…

— Да, мы стремились по максимуму воссоздать для мальчишек и девчонок атмосферу каникул в обычном летнем лагере. Подозревая, что лето для ребят в сложившейся ситуации начнется, скорей всего, без поездок, мы еще 1 мая бросили клич по школам Республики, рассказали о нашей идее онлайн-лагеря и опубликовали прием заявок. Темой смены, которая продлилась 10 дней, выбрали космос и всё, что с ним связано. Сформировалось 10 отрядов, куда вошли 60 детей от 7 до 16 лет. Все участники «космической» смены — школьники Макеевки, Донецка и Харцызска.

— Очевидно, что этот опыт стал интересным абсолютно для всех участников проекта. В чём, на ваш взгляд, заключается особая польза для детворы, а в чём — для будущих педагогов?

— Вожатые отрядов нашего онлайн-лагеря в основной своей массе — новички. Они прошли обучение в Школе вожатского мастерства и в ходе проекта получили возможность закрепить свои знания, обрести необходимый опыт уже на практике. Пускай этот опыт получился немножко нестандартным, не таким, как в настоящем оздоровительном лагере, но всё же. Обучая детей не очно, а виртуально, предлагая им что-то интересное, вожатые сами учились новому: монтировать ролики, осваивать компьютерные программы и, конечно же, общаться — с самими детьми и их родителями. Это на самом деле огромная практика для будущей работы педагога. По обратной связи от вожатых, по их эмоциям, могу сказать, что «розочки» проделанной работой вдохновлены.

Для школьников это тоже был интересный опыт. Во-первых, чек-лист онлайн-лагеря был очень насыщенным: тут и энергичные утренние зарядки, и интерактивные игры, флешмобы, квесты, челленджи; и тематические огоньки; и мастер-классы: театральный кружок, рисование, квиллинг, оригами, восточные танцы, английский, фотокружок и make up! Дети получили море впечатлений и за счет новых знаний и умений расширили свой кругозор.

— Изюминкой интернет-лагеря стал спецкурс по киберспорту, к которому даже подключился специалист из России…

— Тема высоких технологий, осваивания космоса, робототехники сегодня актуальна, как никогда. Поэтому в анкетах, которые заполняли желающие попасть в наш лагерь, оказалось достаточно много заявок на киберспорт. Было решено организовать и такой спецкурс в нашем «космическом» лагере. Когда мы находились в процессе подготовки, на команду организаторов вышел педагог из самарского центра детского творчества «Металлург» Андрей Черняев. Он предложил сотрудничать в этой теме. Андрей Германович провел мастер-класс по конструированию малого космического аппарата, объясняя детям в общем-то трудные технические моменты совершенно простым языком.
Хочу сказать, что школьники остались под сильным впечатлением — и от мастер-класса, и от всего курса по киберспорту в целом.


— Как командир педагогического отряда, вы довольны работой своих «розочек»?

— Они настоящие молодцы! Искренне горжусь каждой «розочкой» и всеми нашими помощниками. Не могу выделить лучших, самых активных, потому что все в проекте трудились, как один, и старались по максимуму.

Самый главный результат для меня — это счастливые глаза детей, их яркие впечатления и отзывы благодарных родителей. Здорово, что эти 10 дней школьники провели с пользой и интересно, смогли чему-то научиться и встретить лето весело. «Розы» выполнили главную миссию вожатых и, несмотря ни на что, смогли подарить мальчишкам и девчонкам атмосферу полноценных летних каникул! В эти дни каждый ребенок и каждый родитель чувствовал, что «розочки» всегда рядом.

На днях в Республике прошло торжественное Открытие III Трудового семестра студенческих отрядов, на котором, конечно же, присутствовали и «Розы Донбасса». В торжественной обстановке ученики Школы вожатского мастерства получили заветные сертификаты, галстуки и бабочки. Также на мероприятии подвели итоги работы онлайн-лагеря «Розы рядом», самым активным из «розочек» вручили благодарности.
И самое главное: начинающие вожатые смогли получить то, чего они так долго ждали — приглашение на работу в детские оздоровительные лагеря. Активного вам лета, трудолюбивые и креативные «розочки»!

Слово руководителю СПО «Розы Донбасса» Анне Мотайловой:

— Анна Александровна, принято считать, что гаджеты отвлекают школьников от активной жизни и даже вредны. «Розы Донбасса» своим проектом доказали обратное. Стало быть, всё дело в правильном подходе и грамотном использовании цифровых благ цивилизации?

— Разумеется. И это действительно серьезный, важный педагогический момент: гаджеты становятся полезными только при правильной организации пользования ими. Но этого невероятно сложно добиться. Если думать, что можно ребенка просто оставить один на один с планшетом или телефоном и он будет развиваться, это глубокое заблуждение. Нужно правильно организовать досуг ребенку, используя в этом процессе гаджет, как инструмент, — вот тогда будет толк. Над созданием экспериментальной программы для нашего онлайн-лагеря работали много разных специалистов макеевского педагогического колледжа, дети все время были под присмотром вожатых, окружены вниманием. Это и позволило добиться нужного результата, когда общение в виртуальном мире идет ребенку однозначно на пользу.


К тому же это был невероятный профессиональный опыт для каждого из будущих педагогов. Пройдя столь солидную практику, выпускники Школы вожатского мастерства теперь совершенно спокойно могут отправляться работать в лагеря. Да и после такой серьезной закалки студенты колледжа всеми нюансами дистанционного обучения овладели в совершенстве.

Еще немаловажный факт, что в жизнь нашего онлайн-лагеря были погружены и дети, и их родители. Все важные вопросы мы сначала отработали с родителями, а только потом с детьми. С мамами и папами у нас была постоянная обратная связь, нам была важна их поддержка и активность.

Могу сказать без тени сомнения: наш эксперимент удался. Результат работы педагогического отряда превзошел все мои ожидания. Вожатые внимательно и креативно подошли к подготовке и реализации проекта. Очевидно, что им самим понравилось участвовать в эксперименте.

На сегодняшний день образование ставит перед людьми перспективы развития самостоятельной работы, саморазвития. Эту тенденцию в полной мере отразил наш проект. Всё, что было сделано в лагере, самостоятельно придумали и воплотили студенты колледжа. Да, консультации и предварительная работа с преподавателями были, но дальше студенты делали всё сами. Им самим было невероятно интересно — и совершенно справедливо, что этим интересом они зажгли и детей.

Ольга Зайцева.