Распространение коронавирусной инфекции внесло малоприятные коррективы во все сферы нашей деятельности. И если по природе своей домоседы изменения ритма жизни ощущают не так уж и остро, то людям творческим, привыкшим к постоянному активному
поиску, находиться в замкнутом пространстве очень сложно. А уж тем более, когда ты артист, когда смысл твоей жизни — яркая сцена, заполненный до отказа зрительный зал и, конечно, громкие аплодисменты.

О том, как переживает непростое для себя время Донецкий республиканский академический театр юного зрителя в Макеевке, где черпает вдохновение и чем радует свою аудиторию, рассказала журналистам его директор.

Татьяна Ивановна, судя по анонсам, которые регулярно печатаются в «Вечерке», особый режим жизни не лишил горожан радости общения с творчеством ваших артистов. Более того, появились новые интересные проекты и идеи…

— Невероятно жаль, что в разгар работы, в самые активные для театра месяцы ситуация сложилась так, что мы не имеем возможности работать привычным образом, в полной мере выполняя свои обязанности. Но и сидеть сложа руки — не в традициях коллектива ТЮЗа.

Нам пришлось переформатировать работу под реалии сегодняшнего дня, включившись в онлайн-режим. Что это значит? Все желающие могут посмотреть наши спектакли и проекты в сетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, на канале театра в YouTube, а также на портале «Культура Донбасса». В сеть выложены спектакли «Левша», «Все мыши любят сыр», наша любимая сказка «Про ведьму Матрену, Ивана и Алену» Алексея Аришина, а еще «Кошка, которая гуляла сама по себе». Кроме того, мы подняли из архива запись постановки «Диоген» 2003 года, планируем выложить «Чайку».


Специально для онлайн-показа записан моноспектакль Константина Бабанина «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной». Это масштабная литературная композиция из лучших произведений великих русских поэтов разных эпох на вечные темы — любовь, честь, достоинство и верность Родине.

Очень важным событием в творческой жизни театра стала запись телеканалом «Оплот» нашего спектакля «Вечно живые» (на фото) по пьесе Виктора Розова. С этой постановкой мы участвовали в фестивале имени Розова в Ярославле, где нас очень тепло приняли. Спектакль показали по телевидению 9 мая в 18.45, в самый прайм-тайм. Этот вариант записи остался в нашем распоряжении, и, возможно, мы организуем еще один просмотр.
Не могу не отметить следующий творческий факт: на базе театра снимались игровые сцены для документального фильма «Победители», который делался по заказу Министерства информации ДНР. В период праздничных дней этот проект наверняка посмотрели многие макеевчане и не только. Повторюсь, все игровые сцены в фильме — работа наших артистов. Это стало новым и очень интересным опытом, мы благодарны Министерству информации, что привлекли нас к этой работе.

К республиканскому концерту, посвященному 75-летию Победы, артисты ТЮЗа также подготовили отдельный номер «Письма с фронта». Это был наш вклад в общую память.
Для самых маленьких зрителей запущен проект «Волшебные сказки». Три раза в неделю — в понедельник, среду, пятницу — 22 актера читают их по очереди. Это очень нравится и малышам, и их родителям.

— А как поживает полюбившийся детворе ТЕАТРиК?

— ТЕАТРиК начал свою работу в этом году. Фойе 2-го этажа было переоборудовано в сцену с нарядным занавесом и воздушными шариками. Такой маленький уютный «театр и компания», рассчитанный на 30 малышей с трех до семи лет. В этом несколько интерактивном проекте основные классические произведения советской детской литературы, которые должен знать ребенок, доносятся в театрализованной форме. Мы играем «Дядю Степу милиционера» по произведениям Сергея Михалкова, «В гостях у Агнии Барто», последний проект, который мы сделали и уже выпустили онлайн, — «Муха-Цокотуха». Когда театр работал в полную силу, после спектакля маленькие зрители около получаса путешествовали вместе с родителями по закулисью, знакомясь с театральными профессиями и традициями.

Сейчас в рамках ТЕАТРиКа для онлайн-формата мы готовим новый спектакль «Вообразилия» по стихотворениям Михалкова и Чуковского. Его тоже обязательно
выложим в сеть.

— Но наверняка новые решения ведут к определенным сложностям…

— Конечно. Новый опыт без вопросов не обходится. Например, для качественной съемки нужны специалисты и профессиональная аппаратура — камеры, устройства для принятия звука. Ищем выход: специалистов приглашаем, технику берем взаймы, если возможно — обходимся своей. Когда «Оплот» записывал «Вечно живых», пришлось снимать часть кресел в зале. Процесс записи был достаточно сложным для нас, но результат того стоил. Когда видишь крупным планом лицо героя, его глаза, эмоции, восприятие происходящего значительно усиливается. Но артисту сложнее — ни на мгновение нельзя выйти из образа и настроения спектакля.

— Что происходит в стенах театра сейчас, когда нет зрителя?

— Конечно, нам грустно, когда под сводами ТЮЗа не звучат детские голоса, но работа продолжается. Площадь театра не очень велика, репетиционных точек не так уж много, но ежедневно в каждой из них что-то происходит: в репетиционном зале занимается балет, в фойе — ТЕАТРиК, на сцене репетируется спектакль и т.д. Работа кипит. Оркестр разучивает новые мелодии — как вы знаете, перед началом спектаклей у нас с балкона 3-го этажа звучат музыкальные произведения в его исполнении.

Жаль, что пришлось отложить на время конкурс «Самый театральный класс», который пришелся по душе и педагогам, и детям. Проект трудно делать в режиме онлайн. Но как только театр откроется, думаю, обязательно продолжим.


На данный момент в работе находятся три онлайн-проекта. Первый — «Мой Пушкин». Ко дню рождения поэта, 6 июня, будут звучать песни как на стихи Александра Сергеевича, так и о нем, и не только песни. Второй проект — по заданию Министерства культуры ко Дню России, а это 12 июня, ведется запись большого концерта, для которого готовим номер о Ханжонкове. Раскрою маленький секрет — это будет «Немое кино».

Третья работа — символ того, что мы как можно скорее хотим вернуться к полноценной жизни и общению со своим зрителем, — клип на известную песню «Жить». Ее будут исполнять наши актеры, а видеоряд расскажет о жизни театра сейчас. Этим клипом планируем попрощаться со зрителем в конце сезона.

Что же касается репетиционных работ, то 15 мая принята постановка «Айболит» Максима Ждановича. Спектакль получился очень неоднозначным, в нем много
неординарных талантливых нюансов. Большинством в один голос художественный совет театра постановку принял, но остались некоторые вопросы. Найти ответы на них, надеемся, поможет «живой» зритель, когда вернется в зал. В онлайн-режиме «Айболита» показывать не будем.

Идут репетиции по восстановлению спектакля «У ковчега в 8», который был поставлен еще в довоенное время, с успехом шел на местной сцене и очень хорошо звучал на фестивалях. Восстановлением спектакля занимается Вадим Басалыгин. Надеемся, в скором времени работа будет завершена, хотим и этот спектакль выложить в записи. К слову, наш театр ежемесячно выкладывает в соцсети афиши предстоящих показов. И «Ковчег» на июнь в них уже внесен.

Еще в начале года мы решились на большую авантюру — поставить спектакль под названием «Шанс», собственную интерпретацию знаменитого американского фильма 1985 года «Кардебалет». В нём задействована практически вся труппа, у каждого героя — собственная жизненная история, у каждого свой шанс. Думаю, что такой формат должен привлечь зрителя — ярко, красочно, музыкально.

И еще один серьезный проект. Уже шьются костюмы и делаются декорации к спектаклю «Спроси когда-нибудь у трав» по мотивам романа о молодогвардейцах. 50 лет назад наш театр открывался спектаклем «Молодая гвардия». И предстоящий юбилейный сезон, пусть и в такой неопределенной ситуации, мы решили открыть вот таким символичным образом. Много интересных задумок по этому поводу: хотелось бы побывать и в Краснодоне, снять видео с участием наших артистов там, на местах памяти и славы. Но нужно, чтобы открылись границы…

— Татьяна Ивановна, после вашего рассказа зрители наверняка будут ждать встречи с театром с еще большим нетерпением.

— А уж как мы ждем этих встреч! Хоть статистика видеопросмотров велика, невероятно скучаем за «живым» зрителем. Артистам очень важно видеть восхищенные глаза, слышать аплодисменты и крики «Браво!» в свой адрес — как признание таланта, как вдохновение для новых ролей. Магия театра необъяснима, неповторима, и ощутить ее можно только находясь в зрительном зале. Мы за это время придумали массу флешмобов, чтобы признаться публике: мы вас любим и очень ждем. Трудно передать, насколько огорчила коллектив театра отмена спектаклей. Были готовы новые постановки, проданы билеты, ожидались аншлаги. Большим успехом пользовались спектакли «Как боги» и «Таинственный ящик», но…

…Но мы ждем перемен к лучшему. И я хочу обратить внимание публики: все спектакли, на которые проданы билеты, обязательно будут сыграны. Бережно храните их и непременно возвращайтесь к нам, не пожалеете!

Инна САЛАМАХИНА.
Фото Александра ПЕТРОВА.