Слово — испытание — представляет две категории реальности. Одна из них обозначает действие, например, экзамен; другая относится к внутренним скорбным переживаниям. Испытания в жизни — это Божий «выявитель» нашего характера.

В них проявляется нравственная составляющая человека. Все испытания, которые допускает Бог, имеют цель: дать нашему характеру твердость, при этом сделать нас кроткими и отучить от легкомысленного отношения к жизни. Испытания необходимы для выработки в нас силы веры…

Вот и сегодня мы все вместе проходим испытания в связи с ситуацией, заложниками которой оказались. Поэтому на вопросы читателей впервые будет отвечать автор этих строк и ведущая страницы «Духовность». И если вы спросите: «На что будете опираться в своих ответах?» Отвечу: «Конечно же, на Слово Божие, которое есть высший авторитет, и немного на свои знания, полученные в Харьковской библейской семинарии. Если доверяете, тогда читайте!


— Вот вы в каждой публикации пишете, что нужно постоянно читать Библию. Я прочел ее всю, знаю, что там написано. Не понимаю, зачем больше, или надо выучить ее наизусть?

— Слово Божие никогда не истощается, никогда не делается однообразным, никогда не утрачивает отзывчивости. Наша душа всегда найдет в нем отклик. Тысячу раз можно перечитывать те же слова, и они каждый раз будут звучать по-новому. Это действительно источник воды живой. Источник тот же, но вода всегда свежая. Например, у вас есть друг, которого вы любите и знаете уже много лет, но при этом его лицо никогда вам не надоедает, а каждая встреча приносит радость. Так и Слово Божие. Самые знакомые страницы несут нам вновь и вновь новую весть! Точно так же, как наш самый близкий друг при каждом новом повороте жизни умеет сказать нам нечто новое. Библия — это документ возрастающего откровения Бога человеку. Каждая ее страница несет новые познания от Господа, о Его любви и милосердии к людям. Кстати, будет полезно и назидательно, если вы потрудитесь и выучите наизусть хотя бы несколько знаменитых библейских стихов. Удачи!

— Почему некоторые молитвы остаются без ответа?

— Неотвеченные молитвы — это та неприятность, которую мы должны принять, позволив ей вести нас к более глубокому доверию Богу и большей настойчивости в молитве. Но в определённых случаях есть ряд причин, по которым Бог может не отвечать на нашу молитву.

В Пс. 65:18-20, например, говорится, что если мы будем хранить грех в своём сердце, Господь будет закрывать уши от нашей молитвы. Отвечает ли Бог иногда на молитвы неверующих? Да, потому что Его сострадание и милость удивительны. Но единственные люди, которых Он обещает слышать, — это Его дети.

Еще Иаков пишет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).

Другими словами, Бог не отвечает на нашу просьбу, потому что мы просим с неправильными мотивами, делая это не со зла, а, скорее, по неведению. Возможно, мы недостаточно знаем Слово Божье, чтобы понимать Его волю. Какова бы ни была причина, мы должны признать, что мы не всеведущие. Если Бог не отвечает, мы должны развивать доверие, чтобы отвечать: «Господи, я все с благодарностью приму, потому что верю, что Ты — сама Любовь и устроишь мою жизнь наилучшим образом. Да будет Твоя, Господи, воля, которая есть благая, угодная и совершенная для меня…».

С таким отношением к вере мы чаще смогли бы получать милости Божии. Но в трудные моменты жизни забываем о том, что Бог все устраивает так, чтобы это было наиболее нам полезно.

— Какое доказательство приводит Иисус для подтверждения своей божественной природы?

— Рассмотрите основные религии мира и найдете, что Будда, Мухаммед, Конфуций и Моисей называли себя учителями и пророками. Никто из них не приравнивал себя к Богу. Ко всеобщему удивлению, это было сделано только Иисусом, что и отличает Его от всех остальных. Он сказал, что Бог существует и что вы видите Его. И хотя Христос говорил о Своем Небесном Отце, делал Он это, находясь не в положении разделения с Ним, но очень близкого единства, уникального для всего человечества. Иисус сказал, что любой, кто видел Его, видел Отца, любой, кто верит в Него, верит и в Отца.

Он произнес: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Он заявлял, что имеет качества, свойственные только Богу: способность прощать людям их грехи, освобождать их от греховных привычек, давать людям жизнь с избытком и вечную жизнь на Небесах. В отличие от других учителей, которые пытались привлечь внимание людей к своим словам, Иисус указывал людям на Себя. Он не говорил «следуй моим словам и познаешь истину».

Он сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Какое доказательство приводит Иисус для подтверждения своей божественной природы? Он делал то, что люди не могут делать. Иисус творил чудеса. Он исцелял людей… больных, калек, глухих, воскрешал из мертвых. Он имел власть над предметами: производил из воздуха еду, которой хватало для того, чтобы накормить несколько тысяч человек. Он творил чудеса над природой: ходил по поверхности воды, повелевал разыгравшейся буре утихнуть. Люди повсюду следовали за Иисусом, так как Он постоянно удовлетворял их нужды, делая невозможное. Он говорил так: если вы не хотите верить в то, что Я вам говорю, вам следует поверить в Меня хотя бы на основании тех чудес, которые вы видите.

— Грех ли это, утопить только что родившихся котят?

— Очень интересный вопрос, и не такой простой, каким может показаться. Ответ на него требует умения размышлять. Начнем с того, что все животные — тоже творения Божии, как и люди, и весь созданный мир. Господь создал человека по образу и подобию Своему, его наделил бессмертной душой. Но и бессловесных тварей хранит Господь: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7).

Когда человек пытается вмешиваться в замысел Творца, насильственно изменять данные Им законы, ничего доброго из этого не получается. Вспомните, какие беды произошли от попыток повернуть реки вспять. Что уж тут говорить о войнах и нарушении заповеди: «Не убий!»

Кажется, что такое судьба маленького беспомощного котенка рядом с глобальными проблемами? Но ведь утопить, пресечь не вами данную жизнь — значит тоже совершить убийство…

И выгонять, бросать на произвол судьбы животных, значит преступать нравственный закон… Когда вы заводите животное, несколько раз подумайте об этом. Тем более, и Слово Божье рекомендует человеку «исчислить все издержки» перед любым делом. Должно быть понимание того, что придется ухаживать, кормить, заботиться, раздавать потомство добрым людям… Это и времени требует, и финансовых затрат. Хотя многие так и поступают! И кто знает, может быть какому-то одинокому или маленькому человечку пушистый комочек стал бы тем самым утешением в доме, которого так не достает ему? Не зря говорят, что животное в семье способствует усилению чувства добра и любви…
Стоит несколько раз подумать, прежде чем взять на себя ответственность за живое, пусть и не имеющее в себе образа Божия, существо в свой дом. Но уж если взяли…

— Очень часто мне снятся мои умершие родственники. Как относиться к таким снам? Может, усопшие тем самым что-то хотят сказать?

— Случается, что людям снятся умершие родственники или знакомые. Некоторые видят в этом какие-то мистические знаки, другие задумываются о значении сна. Но чаще всего в нем проецируются сильные душевные переживания, связанные с памятью об ушедшем, будь то чувство вины или болезненность разрыва. Слово мудрости Божьей говорит: «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты…» (Еккл. 5:6). Прочтите притчу Иисуса о богаче и нищем Лазаре (Лук.16:19-31). И поймите, что умершие родственники не влияют на то, что происходит на земле и доступа сюда они не имеют. А если после сна вам тревожно, тяжело на душе, не накручивайте себя и не пытайтесь понять значение его, просто помолитесь Богу, почитайте Евангелие, сходите в церковь.

— Что означает выражение «непростительных грех»?

— Понятие непростительного греха было камнем преткновения для многих, ибо оно кажется противоречащим библейскому учению о благодати. Мы знаем, что Божьей милостью прощается всякий грех, но Господь указывает на один грех, который не может быть прощен. Обратимся к библейскому тексту. Религиозные вожди народа приходили послушать Иисуса, но противились всему, что Он проповедовал. Когда Он творил чудеса и изгонял бесов, они говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского» (Матф. 12:24). Эти люди были настолько слепы духовно, что действие Святого Духа они приписывали сатане. И не только говорили это, но и отвергали действие Духа в своей жизни. Святой Дух говорил: «Это Сын Божий. Это – Бог», а они восклицали: «Это не Бог! Это посланец сатаны». Тогда Иисус сказал: «Всякий грех и хула простятся человеку; а хула на Духа святого не простится… Если же кто скажет на Духа святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31-32).

Разумеется, непростительный грех – это не просто значит произнести плохие слова о Духе Святом. Религиозные вожди отворачивались от самого Божественного Откровения. Они так далеко зашли в своей злобе, что отвергали не только Иисуса Христа, но и Святого Духа. Они принимали добро за зло, были духовно слепы и никогда не могли бы прийти к Иисусу, источнику прощения грехов.

Если человек не принимает Христа, он не может получить прощения. Если он отвергает Святого Духа, то такой человек не может быть прощен. Неверие — именно это и есть непростительный грех. Если кто-то совершает его, то значит, этот человек настолько жестокосердный, что становится противником Богу и лишает себя вечности с Ним.

— Что такое страх Божий?

— «Господь — просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюсь?» Замечательные слова! Что может быть унизительнее и мучительнее страха! Человек, который боится, беспомощен. Но как победить, как преодолеть его, этот страх? Каждому из нас дал на этот вопрос краткий и точный ответ Сам Господь: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36). В человеческой душе страх и вера соотносятся друг с другом как свет и тьма. Чем больше одного, тем меньше другого. Только один страх не роняет нашего достоинства — страх Божий. Но это уже совсем иное чувство, не имеющее ничего общего с житейскими страхами. Страх Божий — не мучительное, а радостное чувство, придающее силы, укрепляющее волю, очищающее душу. Это осознанный благоговейный трепет пред Творцом и Его величием, не сжимающий сердце, как любой другой страх, а наполняющий его счастьем.

— «Кто жаждет, иди и пей…», — не могу понять, как это?

— Весь мир представляет собой духовную пустыню, но в то же время в мире есть источник воды живой. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37) — так провозгласил Иисус Христос на празднике в Иерусалиме. Священное Писание не говорит, что сразу в момент призыва люди направились к Нему. Они стали рассуждать между собой, даже ссориться. «Произошла о Нем распря в народе» (Ин.7:43). Они разбирали Его происхождение, говорили о Его словах и делах, но на прямой Его призыв: «Кто жаждет, иди ко Мне…» — никто не откликнулся.

То же самое происходит и в наши дни. Духовную жажду имеют многие: одни недовольны собой, другие не находят применения своим силам, третьих терзают сомнения и мучит желание найти правду, четвертые имеют жажду к очищению и перемене жизни. И так куда ни взглянешь — жажда, жажда и стремление к чему-то лучшему, идеальному. Несомненно, эту жажду в людях возбуждает Иисус Христос, и Он же Сам может утолить ее: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). Пьет и утоляет жажду только тот, кто приходит к Нему, приходит к Нему в молитве, с открытым сердцем.