Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени Марка Бровуна — один из оазисов удивительных спектаклей, где зрители оказываются внутри житейских историй, мистических перевоплощений, на изломе душевных граней. Постановки наполнены неожиданными эмоциональными оттенками, метафорическими смыслами, драматической остротой…

Как сегодня живёт самобытный коллектив театра?  Рождаются ли в условиях пандемии творческие замыслы? Генеральный директор-художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Волкова, как главный идейный вдохновитель Донецкой муздрамы, поделилась с нами сокровенными мыслями, радостями, воспоминаниями и перспективными планами.

«Вся наша жизнь – театр»

— Наталья Марковна, в одном из интервью вы сказали, что театр – это любовь. Расскажите, как вам удалось сделать для драматического театра невозможные за такой короткий срок творческие преобразования?

-Пожалуй, начну с цитаты Ильи Ильфа: «Говорят, что вся наша жизнь — театр, ну раз так, тогда любовь – ее лучший спектакль». Да, благодаря отцу, (от ред. — М.М. Бровун — художественный руководитель муздрамы с 1994 по 2012 год) любовь к театру я впитала еще в раннем детстве, и с каждым днем она только крепнет. Потому, несмотря на трудности, всегда находятся силы жить, работать и строить планы. Марк Матвеевич преуспел в этом. Он задал нам   интенсивный профессиональный темп. И наша задача – делать все на том же уровне, преумножать традиции и обогащать свой опыт.

—  Несколько сценических площадок, звёздная труппа, 60 постоянных спектаклей, разнообразнейшие постановки, аншлаги и зрительская любовь – составляющие формулы «культурного успеха» драмтеатра. Какие еще «переменные» сыграли свою роль в этом «творческом уравнении»?

— Наверное, тот факт, что каждый член нашего коллектива стремится к профессиональному развитию и любит то, чем занимается. Мы следим за мировыми тенденциями, но внутренний рост человека всегда важнее. Например, наши молодые артисты могут набираться опыта у педагогов на различных форумах, организованных СТД РФ. Благодаря новым знаниям, многие из них смогли раскрыться на Донецкой сцене. И, конечно же, мы храним и преумножаем уникальные традиции музыкально-драматического театра. Не все могут позволить себе четыре творческих подразделения. Такой диапазон дает нам возможность смело браться за самые непростые проекты. 

— Работа в творческом коллективе требует дипломатичности и гибкости. Всегда ли вам удаётся удовлетворять амбиции артистов и режиссеров, распределить роли и постановки?

Работы хватает всем. Поверьте, режиссеры и артисты не отдыхают никогда. У нас нет времени расслабляться после премьеры: сдав один спектакль, мы принимаемся за постановку другого. В коллективе трудятся пять режиссеров, при этом у каждого свой фирменный стиль, и поэтому в репертуаре нет однотипных спектаклей. Они, действительно, все разные. Касательно актеров, просто посмотрите их репертуарные листы – количество ролей впечатляет.

Недавно открылась Сцена на Садовом. Какие появились возможности, благодаря новой площадке?

— Да, это историческое событие. Решением Правительства Республики летом 2019 года здание на Кобозева, 62 – первый театр Юзовки – был передан муздраме. Так, уже 19 декабря того же года в его стенах открылась Сцена на Садовом. В какой-то мере это решало вопрос нехватки рабочих площадок. Спустя две недели после новоселья мы представили первую премьеру – сказку «Путешествие Голубой стрелы». Часть постановок Малой и Новой сцен переехали сюда. Так их увидело куда больше зрителей. Здесь были выпущены премьеры: «Контракт», «Полная гармония», «Даль памяти», «Винни-Пух», кинотеатральный анекдот «Требуется дворник». В фойе второго этажа появился «Кабинет драматурга», в Мраморном зале проводятся выставки. В конце марта ожидается еще одно важное событие – открытие Гостиной на Садовом, где будут проходить творческие вечера, оркестровые программы.  Это место призвано остаться культурным центром Донбасса.

«Мы сохранили главное – дух спектакля»

— В театре есть спектакли, которые отличаются завидным долголетием. Например, «Ladies night. Только для женщин», «Три шутки», «Эдит Пиаф». «Страсти по Торчалову» тоже довольно долго лидируют в рейтинге зрительских симпатий. В чем секрет?

— Каждый спектакль уникален. Но по восприятию они все разные. К тому же за годы не раз менялись и актерские составы, дорабатывались мизансцены, оттачивались роли, артисты значительно выросли, стали опытнее, но не потерялось главное – дух спектакля. «Три шутки» Чехова – изящная, легкая, смешная вещь, которая смотрится на одном дыхании, с филигранными работами мастеров старой школы. «Ladies night. Только для женщин» – самый смелый спектакль в нашем репертуаре: лучший пример того, что настоящее искусство никогда не станет пошлостью. «Эдит Пиаф» – это бенефис актрисы Валентины Саврасовой, сыгравшей великую певицу 20-го века, показавшей ее душевные метания, силу личности и глубину таланта. «Страсти по Торчалову» вряд ли можно назвать старожилом: его премьера состоялась в 2016 году. Это неКомедия для людей с крепкими нервами, которая держит в напряжении до самого конца.

— Спектакль «Детский сад №…» вошёл в шорт-лист III Международного театрального фестиваля камерных и моноспектаклей «Он. Она. Они» Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ). Чем обусловлен такой выбор?

— Этот спектакль камерный и глубокий, в нем поднимаются очень серьезные вопросы, при этом крайне интересна форма подачи материала: взрослые актеры играют детей. Подкупает то, что в нем нет морализаторства, наоборот – только правда жизни, может быть для кого-то и неудобная, но зато самая настоящая. В сентябре 2017 года мы представили его на Международном фестивале малых форм «Мизансцена» в Донецке. Тогда постановка вызвала живую дискуссию, члены жюри высказывали диаметрально противоположные мнения. К сожалению, ввиду пандемии, нынешний показ пройдет дистанционно.

— Какие спектакли в репертуаре театра вы считаете безусловными фаворитами? И как им удалось покорить сердца наших зрителей?

— Чтобы ответить вам, я могу взять репертуар и перечислить все названия по порядку. Комедии, трагедии, драмы, мюзиклы, сказочные истории – на все без исключения спектакли билеты раскупаются в считанные дни. Все дело в том, что вкусы у людей разные, а мы даем возможность выбора. Наш репертуар построен так, что каждый найдет «своего фаворита».

— На ваш взгляд, театр должен сохранять традиции или идти в ногу со временем?

— Театр, как человек, взрослеет, набирается опыта, учится на ошибках, постигает новое. Что-то принимает, а что-то отвергает. Сейчас у Донецкой муздрамы очень высоко поднята планка, и ее опускать нельзя. Мы благодарны зрителям за любовь и поддержку, за то, что следуют за нами, принимая и  классический репертуар, и экспериментальные постановки. Идти в ногу со временем для нас означает быть камертоном сегодняшнего дня, отражением актуальных тем. При этом Донецкая муздрама верна своей традиции – быть современным театром.

Привлекаете ли молодых режиссёров?

— В настоящий момент в театре работают пять режиссеров: Василий Маслий, Анна Цыбань, Игорь Рыбчинский, Владимир Быковский, Виталий Юсупов. Некоторые из них начинали свой режиссерский путь еще будучи совсем молодыми. Но для создания хорошего спектакля важен не возраст, а мироощущение и то, насколько остро человек чувствует жизнь. Конечно, нам важно развитие и обмен опытом, потому мы всегда открыты для сотрудничества с приглашенными специалистами. Удачным оказалось общение  с российским постановщиком Сергеем Бобровским. «Вишнёвый сад» – лауреат нескольких международных конкурсов, а  «Ромео и Жанетту», думаю, совсем скоро также ждет фестивальное признание.

«Нужно вызвать зрителя на диалог»

— Любопытно, вы поклонник спектакля с эффектными декорациями и костюмами или же минимализма с глубокой философской игрой?

— На мой взгляд, задача любого спектакля – вызвать зрителя на диалог.  Эффект от декораций и костюмов будет тогда, когда они служат общей задаче постановки или являются частью режиссерского замысла. Спектакли нашего репертуара оставляют послевкусие, дают возможность сопереживать, обсуждать, спорить…

— Вы согласны, что любая постановка – это творческий риск? Чем вы руководствуетесь при выборе пьесы?

— Рискуют те, кто не уверен в правильности своего выбора. Мы предлагаем зрителям только проверенную временем классику или качественную современную драматургию. Но даже если это откровенный эксперимент, то каждая постановка получает строгую оценку худсовета и только потом  выходит на сцену. Часть успеха спектакля зависит от хорошей литературы. Остальное – от вложенного труда, опыта и профессионализма. Мы очень серьезно относимся к выбору пьес, и эмоции здесь не стоят во главе угла.

По-вашему, что сейчас желает увидеть на сцене наш зритель?

— «Что нового вы бы хотели увидеть на сцене нашего театра?» — у нас даже существует подобная тема для зрительского обсуждения в официальных соцсетях.  Предложений очень много и они разнообразны. Наши творческие и технические возможности сейчас таковы, что мы можем воплотить практически любое произведение.

Кто на ваш взгляд создаёт историю театра? Режиссеры, актеры или дирекция?

— Дирекция, творческая и техническая части… – каждый делает свой большой вклад в развитие муздрамы. Актеры и зрители – это тоже единый механизм. Другое дело, что многое зависит от реальных событий и контекстов, сама жизнь создает историю современного театра. Хотя есть и отдельные личности, которые способны изменить творческий путь на определенном этапе.    

Любопытно, какие выработались внутренние «закулисные» правила в театре?

— Наш коллектив всегда был, есть и будет дружным, а иначе и нельзя, ибо каждый спектакль требует максимальной сплоченности. Когда началась война, многие артисты буквально жили под одной крышей и ели за одним столом. Главное для нас – это взаимовыручка и поддержка. И это касается не только закулисья, это скорее политика театра как внутренняя, так и жизненная. Старшие артисты всегда помогают молодым. Это тоже норма. Еще существуют два важных правила: в стенах театра со всеми здороваться, а рабочий день начинать с расписания. Ну, а сегодня, в период пандемии, мы не забываем носить маски и обрабатывать руки.

В воспитанниках театральной школы-студии «Перспектива» вы уже видите будущих звезд сцены?

— Могу больше сказать – они уже наши звездочки, которые наравне с профессиональными артистами выходят на сцену в ряде спектаклей. С появлением школы-студии мы взяли за практику привлекать воспитанников к детским постановкам или участию в новогодней кампании. Их работы можно увидеть в сказках: «Три поросенка», «Снежная королева», «Мэри Поппинс» и других. Некоторые из выпускников поступили в ДонНУ на актерскую специальность.

— Какие новые проекты вы готовите для зрителей? Какие премьеры нас ожидают в этом сезоне?

— Как правило, мы не раскрываем карты наперед. Но скажу, что традиционно готовим сразу несколько премьер разных жанров на разных сценах театра. К Году русской культуры приурочим премьеру по произведению русского классика. Также составили целую карту поездок в Россию на фестивали и конкурсы. Но всему свое время. Сначала дело – потом разговор.

Беседовала Алиса Садекова.