Театральных фестивалей в России сегодня много: на любой вкус — от широкомасштабных и популярных, национального размаха, собирающих всю театральную элиту, до небольших — тихих и уютных. Многие имеют многолетнюю историю и громкую славу, а некоторые только начинают свою творческую биографию. Именно таким стал Первый международный театральный фестиваль «Улица Чехова», который прошёл в Таганроге с 15 по 21 июля. Его организаторам удалось получить поддержку Фонда президентских грантов благодаря оригинальной идее фестивального формата: все спектакли проходили не в театральных залах, а под открытым небом в старинных городских локациях – внутренних двориках Таганрогского художественного музея, музея архитектуры и быта, старинного здания на улице Петровского, Петровских казарм и Таганрогского музыкального колледжа.

«На краю чужого гнезда» по пьесе Г. Рысина


«Улица Чехова» с первого своего дня стал фестивалем-диалогом, где чрезвычайно важно как человеческое, так и профессиональное общение. После каждого спектакля, когда затихали аплодисменты, актеры и режиссер на фоне собственных декораций вели важный, серьезный разговор, слушая авторитетное мнение жюри фестиваля.
Открылся Первый международный театральный фестиваль-конкурс «Улица Чехова» пресс-конференцией. Затем участники и гости фестиваля увидели спектакль Русского государственного драматического театра Республики Адыгея им. А. Пушкина по пьесе-шутке А. Чехова «Предложение» в постановке Николая Иванченко.
Второй день фестиваля — спектакль Таганрогского камерного театра «Бритва в киселе» в постановке Ноны Малыхиной. В него вошли шесть рассказов А.Аверченко и Н.Тэффи. Спектакль пронизан любовью и щемящей жалостью к роду человеческому, к несуразным маленьким людям, которые несут груз собственных сомнений. А поздним вечером в одном из самых популярных таганрогских кафе «Сицилия» состоялся вечер-концерт «Актёрские байки», в котором приняла участие представитель Донецкого республиканского академического молодёжного театра Ольга Воронова.

«Охота жить» по рассказам В.Шукшина


Третий день фестиваля «Улица Чехова»: спектакль театра «18+», представлявший культовое арт-пространство Ростова-на-Дону «Макаронка». Автор пьесы – Марина Огнева, режиссёр – Дмитрий Цупко. Главная мысль этой постановки: «неизвестно, что опаснее – внешний мир и порожденные им жизненные перипетии или зона комфорта с грустным хеппи-эндом». Следующий спектакль третьего фестивального дня «В открытом море» по пьесе одного из самых ярких представителей «театра абсурда» Славомира Мрожека в постановке Людмилы Занозиной. Его представило творческое объединение «Живой театр» из города Новороссийска.
В четвертый день фестиваля состоялось ещё два спектакля. Это «На краю чужого гнезда» по пьесе Григория Рысина в постановке Алексея Аришина. Именно этот спектакль представил на первом международном фестивале-конкурсе «Улица Чехова» Донецкий республиканский академический молодёжный театр. Присутствуя на этом спектакле, зритель, глядя на сцену, становится свидетелем жизненных ситуаций из современной жизни актёров, записывающих в радиостудии программу об Иване Тургеневе. И эти ситуации загадочным образом переплетаются с эпизодами из биографии великого русского писателя, проецируясь на его судьбу. За эту постановку жюри «Улицы Чехова» вручило Донецкому РАМТу Диплом «За лучшее музыкальное решение». Второй спектакль четвёртого фестивального дня был представлен Самарским молодёжным драматическим театром «Мастерская». Это была оригинальная постановка пьесы Родиона Белецкого «Звук самолёта или разговор, которого не было» режиссера Александра Мальцева. На этот раз зрители — свидетели разговора о смысле жизни, о счастье и любви, о путях, которые мы выбираем, избегая банальностей и поучений.
Одно из самых ярких событий «Улицы Чехова» — спектакль пятого фестивального дня «Охота жить» по мотивам рассказов Василия Шукшина в постановке Георгия Циобиладзе, сыгранный актёрами Новороссийского муниципального драматического театра имени Амербекяна. Это не буквальная иллюстрация литературного материала, а попытка создателей спектакля найти ключ к характерам наивных, очаровательных шукшинских героев, разгадать их внутреннюю природу и, быть может, приблизить к нам, сегодняшним.

Знаковым отличием «Улицы Чехова» стало то, что его старт и финал – это спектакли по пьесам Антона Павловича. И закрывал фестиваль знаменитый «Вишнёвый сад» — метафора русской жизни, уникальный материал, по праву вошедший в золотой фонд драматургии. Его показал театр «Камерная сцена» из города Лобня.


А еще в течение фестивальной недели прошли творческие встречи «Театр. Зритель. Критик», «Сайт-специфик. Театр в пространствах города», экскурсии «Таганрогский модерн. Мост в прошлое», «Таганрог – неразгаданный город России», путешествие-игра «Город Чехова», театральный променад «Как бы чего не вышло» и танцевально-художественный перформанс «Проникая в бесконечность».
Для Донецкого республиканского академического молодёжного театра Первый международный фестиваль-конкурс «Улица Чехова» подарил прекрасную возможность активной интеграции в культурное пространство Российской Федерации и новые творческие связи с театрами России.


Григорий Рысин,
заведующий литературно-драматической частью РАМТ, драматург