«Правда – хорошо, а счастье – лучше!» — согласны ли вы с этим философским утверждением? Вроде как на первый взгляд всё верно. Ну а что если посмотреть на эту мораль сквозь призму общественных устоев, бытовых проблем и материальных благ?


Вот именно это и попытались сделать артисты Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна вместе с российским режиссером Сергеем Бобровским.


9 апреля на Большой сцене муздрамы в рамках Года русской культуры состоялась премьера комедии «Наливные яблоки» по пьесе гениального русского драматурга Александра Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше».


Российский режиссёр Сергей Бобровский работает с донецкой труппой уже в третий раз, отмечая командный дух и стопроцентную ежедневную включённость артистов в творческий процесс.

Это комедия, может быть, с грустинкой, и она, как всегда, про людей. Здесь есть любовь и другие взаимоотношения. Но самое главное, что из этой истории не исчезли проникновенные диалоги автора, мы лишь добавили некие аллюзии и акценты, — отметил Сергей Бобровский.


Ему удалось подчеркнуть созвучные нашему времени аккорды произведения и в то же время сохранить в постановке дух эпохи Островского, озвучив широкий круг вечных тем о выборе между разумом и чувствами, коварством и совестью.

Мы знаем Сергея Александровича как профессионала своего дела, который специализируется на спектаклях по русской классике. С постановкой «Наливные яблоки» планируем поехать на фестиваль в Российскую Федерацию. Надеюсь, её ждёт успешная фестивальная жизнь, — поделилась мыслями генеральный директор-художественный руководитель театра, Заслуженный деятель искусств Украины Наталья Волкова.

Итак, начнем.


…Две тысячи яблок на сцене, импровизированная площадка приусадебного яблочного сада (спасибо стараниям талантливого художника-постановщика, Заслуженного работника культуры ДНР Руслана Фадиенко) и душевные песни групп «Аквариум», «Звуки Му», «Чиж & Co», Валерия Меладзе (над вокалом артистов работала хормейстер, Заслуженный деятель искусств Украины Татьяна Пащук)…


Первым на сцене появляется колоритный садовник «с ногами Фавна» – не сразу в прихрамывающем сторожиле наливных яблочек можно узнать Максима Селиванова (образ особенно контрастен на фоне сеньора Фредерико в спектакле «Юнона и Авось» и заядлого шулера в «Игроках»).


Тон и настроение сценической истории сразу задает мелодичная композиция «Чиж & Co» «О любви». Ведь эта пьеса действительно затрагивает тему сердечных чувств.


Глава богатой купеческой семьи – суровая и твердая духом Мавра Тарасовна, казалось, забыла о том, что значит жить с любовью в сердце. Заслуженная артистка ДНР Мария Марченко (зрители муздрамы наверняка помнят ее в образе обаятельной Ханумы) эффектно воплотила на сцене строгий нрав и зависимость от общественных устоев богатой купчихи.


Ее слабовольный бесталанный сын ежедневно спускает заработанные деньги на развлечения, изысканное вино «Шато ля Рос» и проводит время, утопая в собственном высокомерии и унижении тех, у кого нет и гроша за душой. Хитроумный и ленивый Амос Панфилыч во всей красе раскрывается перед зрителем благодаря актерским трюкам и харизме Народного артиста ДНР Владимира Швеца (главный герой спектакля «Страсти по Торчалову» предстает перед публикой в совершенно ином амплуа). Но и с нерадивым сыном тоже происходят метаморфозы. «Первая отвага в человеке – коли денег много; а деньги под исход – так человек скромнее бывает и чувствительнее, и об доме вспомнит, и об семействе», — иронично цитируют Островского артисты в спектакле.


Внучка главы семейства Паликсена наивна и юна. Да и, кроме всего прочего, страстно влюблена в молодого бухгалтера Платона Зыбкина. Как и свойственно зажиточным купцам, ей спутника жизни выбирают заранее с учетом личной выгоды. Барышню хотят выдать за какого-нибудь генерала.


Возлюбленный бухгалтер талантлив и по факту практически незаменим для финансового благополучия семьи. Однако в среде ворующих слуг и под началом купца-транжиры находится в положении униженного и отверженного шута. Всему виной – честность и патриотические взгляды юноши.


Тем не менее в этой, казалось бы, безнадежной ситуации правдолюбие обернулось счастьем только по стечению обстоятельств. Благодаря заботливой и саркастичной нянюшке Фелицате (в ее образе – звезда «Игроков» Павел Бодров) вернулась старая любовь бабушки-купчихи – Сила Ерофеич Грознов – глыба морали и грозовой голос совести (роль кавалериста исполнил Народный артист ДНР Сергей Лупильцев, обожаемый зрителями Каренин). Сердце пожилой купчихи ожило, суровый голос стал певучим и приятным. И это, по нашему мнению, самый удивительный и трогательный момент спектакля – чудесное преображение женщины, которая любит и любима.


Множество символов и аллюзий, подтексты нашей реальности, театральные приемы, оголяющие проблемы разных классовых сословий, богатство русской речи в душевных диалогах…


В итоге перед зрителем разыграна веселая и мудрая история о том, что в жизни каждого человека есть место для счастья. И все-таки есть в наших душах умение быть счастливыми. Нужно только найти в себе ключи к заветному счастью, бороться за него и открыть сердце для любви.


Алиса Садекова.