Эти бессмертные строки Анны Ахматовой как нельзя лучше передают мысли, чувства и настроения, царившие в прошлом году во всей Донецкой Народной Республике. 2019-й Глава ДНР Денис Пушилин объявил Годом русского языка, и для ее жителей это стало отличным поводом признаться в любви великому и могучему, снова погрузиться в его историю, вспомнить труды прославленных филологов, творчество знаменитых поэтов и писателей…

Год русского языка Макеевка прожила интересно и насыщенно. Как всегда активной была сфера образования: школы, детские сады, дворцы детского и юношеского творчества… На протяжении всего года там проходили яркие, незабываемые, увлекательные мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения духовных и нравственных качеств, повышение интереса к изучению русского языка. Подробнее об итогах года «вечерковцам» рассказала начальник Управления образования администрации города Татьяна Пилюгина.

— Татьяна Михайловна, какие основные цели, погружаясь в тему русского языка, ставили перед собой образовательные учреждения города?

— Все мероприятия были направлены на реализацию главной цели и ведущих задач Года русского языка: воспитание гражданина и патриота своей Родины, воспитание любви к родному краю, уважение к его истории, традициям и культуре. Конечно же, мы стремились повысить интерес у молодежи к изучению русского языка, пробудить в них сознательное и бережное отношение к языку как национально-культурной ценности. Ну и, конечно, привлечь внимание к вопросам грамотности, развивать культуру грамотного письма.

— Любовь к родному языку, формирование начал речевой культуры, безусловно, закладывается в человеке еще в раннем детстве…

— Все верно, поэтому огромную работу в этом направлении проводят дошкольные учреждения нашего города. В 2019-м в детсадах провели более 300 познавательных, развивающих, воспитательных мероприятий, участие в них приняли более 1500 детей. Для дошкольников были организованы поэтические вечера, конкурсы чтецов, литературные гостиные: «Три минуты славы», «Есенинские чтения», «Как вечно Пушкинское слово…» и другие.

Совместно с педагогами и, конечно, с помощью родителей для ребят подготовили образовательные акции «Книжка-малышка в подарок», «Рукописная книга», «Выставка современной детской литературы», «Вернисаж русской живописи», «Литературная открытка»…

В ходе городских мероприятий, проводимых Управлением образования и Методическим центром, педагоги имели возможность поделиться своими наработками с коллегами. Разработаны практические пособия в помощь воспитателям и родителям: «Знакомим дошкольников с картинами художников», «Знакомим дошкольников с литературой» «Любознательный РЕЧЕ-ручеек» (МДОУ № 194), «Читаем, играем, размышляем. Знакомство со сказками Сутеева» (МДОУ № 119), «Развивайка. В мире искусства», «Развивайка. Знакомство с родным городом» (МДОУ № 33), «Знакомим с русским декоративным искусством» (МДОУ № 80) и другие. Эти пособия одобрены методическим советом Методического центра управления образования, размещены в блоге «Дошкольное образование Макеевки» и используются в образовательном процессе многими дошкольными учреждениями.

— В течение всего года активная работа кипела и в школах города…

— В рамках Года русского языка в макеевских школах прошло около 400 различных познавательных мероприятий: конкурсы сочинений, литературно-музыкальные гостиные, лингвистические батлы, устные журналы, библиотечные уроки, интеллектуальные игры, конкурсы художественного чтения… Общеобразовательные учреждения стали активными участниками образовательных акций как Международного, так и Республиканского уровней. Возьмем, к примеру, «Тотальный диктант». В 2018 году в нем приняли участие 1019 макеевских школьников, отличных результатов тогда было 34. В прошлом году участников было уже 1181, отличных результатов – 111. В «Донецком диктанте-2019» приняли участие 957 человек, из них на оценку «5» работу написали 72 человека. В 2018 году, для сравнения, участников было 602, пятерки из них получили лишь 46.

— Как дела у наших «олимпийцев»?

— В ноябре 2019-го прошел муниципальный этап Республиканской олимпиады по русскому языку. На сегодняшний день мы имеем результаты республиканского этапа, в
котором приняли участие 32 человека. Победителей здесь 17. 1 место – у 2 учащихся
СШ №57; 2 место – у 9 учеников (МОУ №№ 22, 37, 44, 49, 57; гимназия, лицей № 2 «Престиж» — 3 человека), 3 место – у 6 учеников (МОУ №№4, 21, 49, 62, 64, лицей №1
«Лидер»).

Учащиеся школ города №№ 2, 34, 37, 41, 47, 49, 56, 57, 80, 89, 90, 108 и Дома детского и юношеского творчества заявили о своих филологических способностях, став участниками и призёрами Международного московского конкурса детского творчества «Билингва», Международного конкурса чтецов «Эта обыкновенная и необыкновенная классика», II Международного литературно-творческого конкурса «Мир глазами ребёнка», Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», Международного фестиваля «СТИХиЯ-2019» (стихи собственного сочинения), IV Международного дистанционного конкурса «Старт по русскому языку» и других.


— Давайте отдельной строкой скажем о достижениях учителей-словесников…

— Хочется отметить работу учителей-словесников макеевских школ №№7, 49, 50, 53, 62, 72, 80, 89, 90, 108, лицея №2 «Престиж». Они стали победителями и призёрами Международных и Республиканских конкурсов профессионального мастерства: Всероссийского профессионального конкурса «100 лучших методических разработок», смотра методических разработок «Методический шедевр», виртуальной выставки-презентации «Современное образование в Донецкой Народной Республике-2019», Международного Пушкинского конкурса-2019 «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер? Не мешают ли классики учить русский новому поколению?» и других.
В рамках Интеграционной программы и при содействии Русского центра в Московской области состоялась Межрегиональная научно-методическая конференция «Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку», в которой приняли участие учителя русского языка и литературы Валентина Лысяк (СШ №37) и Ираида Акиншина (СШ №108). Также в Московской области прошел международный тренинг «Сингапурские технологии. Эффективные приёмы развития навыков и компетенций ХХI века», участниками которого стали директор лицея №1 «Лидер» Наталья Черноиван и заместитель директора СШ №15 Оксана Рыжикова. На интернет-платформах и в печатных изданиях республиканского и международного уровня разместили материалы своего перспективного опыта учителя-словесники макеевских школ №№34, 37, 47, 53, 89, 92.

— Какая роль в Год русского языка отводилась работе библиотек общеобразовательных учреждений?

— Школьная библиотека – это уже давно не просто структурное подразделение общеобразовательного учреждения, а культурно-образовательный центр с книжным фондом и электронными материалами, строящий свою работу с учениками интересно и современно. Практически все школьные библиотеки в 2019-м провели книжные и виртуальные выставки литературы, посвящённые знаменательным и памятным датам русских писателей-юбиляров, а также книг-юбиляров, беседы по истории создания книги, истории русского языка, а также мероприятия, направленные на популяризацию книги и чтения путём размещения материалов на библиотечных и школьных сайтах, сайте Методического центра, Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования и различных образовательных порталах РФ.

— Чем запомнится 2019-й посетителям «сокровищниц знаний»?

— Прошедший год был насыщен праздниками книги, встречами с писателями родного края, конкурсами, акциями и множеством массовых, групповых и индивидуальных форм работы. Запоминающимся мероприятием для библиотекарей и учащихся старших классов стала Республиканская просветительская Акция «Урок литературы в библиотеке» по творчеству А.П. Чехова и поэтические зарисовки «По страницам мероприятий к 220-летию А. С. Пушкина», с участием артистов Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М. Бровуна. Более 20 мероприятий провели и педагоги четырех учреждений дополнительного образования, в которых приняли участие 2500 воспитанников.

Прошли городские конкурсы детского творчества «Книжки-малышки для маленьких сестрёнки и братишки», листовок-памяток, буклетов «Учимся говорить правильно». На конкурс детского творчества участники представили 191 работу. Материалы конкурса и книги переданы школе-интернату №35 республиканского подчинения.
За год были созданы 5 сборников и 6 проектов из опыта работы школьных библиотекарей, презентация которых состоялась на заседании библиотечной студии школьных библиотекарей. Сборники материалов представлены на республиканскую виртуальную выставку «Современное образование в Донецкой Народной Республике-2019». Это две работы в номинации «Педагогические технологии и одна работа в номинации «Педагогические инновации в общеобразовательных организациях». В Год русского языка 2 библиотекаря отмечены Почётным знаком и Грамотой Российского книжного фонда «За верное и преданное служение книге» (СШ №59,108).


— Позади серьезная, многоплановая работа. Татьяна Михайловна, будет ли она продолжаться и дальше, побуждая подрастающее поколение любить и хранить красоту родного языка?

— Конечно. Год русского языка завершился, но мы не планируем сбавлять темп. Будьте уверены, что работа, повышающая интерес учащихся к изучению Великого русского слова, популяризации классиков литературы, произведений писателей и поэтов родного края активно продолжается и будет продолжаться год за годом.