Говорят, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр! Получить истинное наслаждение и стать образованным можно только в театре. Публике нужен балаган! И такой чудесный «Балаган» есть у нас в Республике — молодежный театр, который уже заработал признание на арене международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, завоевав любовь зрителей. Под руководством необузданно-харизматичного и талантливого режиссера Романа Пожидаева ребята креативно перевоплощаются в необычные образы, удовлетворяя аппетиты донецкой публики. О театральном искусстве, закулисных интригах, творческих амбициях и новых формах взаимодействия со зрителем мы беседовали с Романом.


Играл мажора, а стал режиссером

— Рома, интересно, когда и почему решил податься в актеры?

— Меня всегда интересовало театральное искусство, а на первом курсе университета как раз решил попробовать свои силы в качестве актера театра «Балаган». Сразу получил главную роль.

— В каком спектакле?

— Это была комедия «Доктор философии». Играл мажора, которому родители купили диплом. Роль мне удалась, мы хорошо сыграли. Но потом началась война, ребята разъехались кто куда.

— То есть это был твой дебют на сцене? До этого актерским мастерством не занимался?

— Я смотрел сериалы, спектакли, мастер-классы. Меня всегда это интересовало. Но времени не хватало – в течение семи лет занимался регби вместе с братом. Потом я ушел из большого спорта, а Даниил продолжил спортивную карьеру.

— Кстати, у вас же с братом один аккаунт в соцсети, верно? Почему так?

— Сейчас это, конечно, доставляет определенные неудобства. А вообще нас еще в школе зарегистрировали наши девчонки, потому что мы не хотели влезать в соцсети, тогда это еще как-то дико воспринималось. Но потом начали понимать, что совместный аккаунт – хороший способ продвижения своей страницы.

— Не спорю. Но вернемся к театру. Перевоплощение в какой образ далось труднее всего? И о какой роли грезишь?

— Мне тяжело далась роль в последнем спектакле «Безымянная звезда» (есть такой совет-ский фильм), который я играл в прежнем составе «Балагана». Влился в эту роль только в последние три дня перед премьерой. Безумно мучился. Не знал, как говорить, все казалось чужим. Я играл богатого бизнесмена, которого предала любимая. Значит, приезжаю я с деньгами и узнаю, что любимая провела ночь с каким-то ботаником, который рассказывал, как на звезды смотреть. Что-то пошло не так. Она уже не моя. Тогда сумел почувствовать себя в оболочке своего героя. Кстати, мне в этом очень помог спектакль МХАТа «Модель», где играли Сергей Безруков и Олег Табаков. Увидел, как ведет себя на сцене Сергей Витальевич и понял, что должен делать. Это сложно объяснить. Наверное, он просто меня вдохновил.

— Как часто надеваешь маски в жизни, меняешь образы? Какой из них твой любимый? Образ шута? Цитирую твою запись ВКонтакте: «В прошлой жизни, наверное, был царем. Хотя нет – шутом!»

— Я вообще не мастер писать посты (улыбается). Когда увидел бывший царский дворец в Петербурге, задумался, кем был в прошлой жизни. Императором? – Слишком ответственно. Шутом? – А вот это было бы интересно.

— Какие творческие идеи планируешь реализовать в будущих постановках?

— Это будет нечто хулиганское. Уже есть несколько идей. Но озвучивать их пока не стану!

Звездные симптомы – это зло

— «Балаган» уже завоевал множество наград на различных конкурсах и фестивалях. Какие из них наиболее значимы для тебя?

— Многие преподаватели видели наши выступления, в том числе из ГИТИСа. Я запомнил одну фразу, которую мне сказал россий-ский режиссер Сергей Алдонин – он снимал «Людмилу Гурченко», комедийный сериал «Папины дочки»: «Самый гениальный театр – когда есть всего четыре актера и какая-то веревка сзади».

— Есть вопрос материального плана – много ли зарабатывают актеры «Балагана», гастролируя?

— Это коммерческая тайна (улыбается). Но на самом деле мы не гонимся за гонорарами. Если предложат приехать с условием оплаты дороги и проживания — мы, конечно, согласимся. Даже если придется поехать за свои средства.

— Значит, звездная болезнь еще не успела тебя поглотить?

— Думаю, нет. Но после интервью точно буду с умным видом смотреть на окружающих (смеется). Вообще со звездными симптомами нужно бороться. Иначе жизнь в любом случае опустит тебя с небес на землю. Общался с московскими актерами – они очень простые люди. Сергей Безруков, например, совершенно без всякой звездности беседовал с нами на «Тавриде» в прошлом году (всероссийский молодежный образовательный форум).

— Знаю, что ты хранишь билет со спектакля с Сергеем Безруковым в качестве талисмана, который приносит удачу…

— Обожаю Безрукова! Первый раз увидел его в нашем Театре оперы и балета – он приезжал со спектаклем «Пушкин». Тогда я учился в училище и потратил всю свою стипендию – 450 гривен на этот билет. Вообще я, оказывается, человек разносторонний. Первое мое образование – это строительный лицей. И вот на свою стипендию купил билет и был невероятно счастлив, когда посетил спектакль. Этот билетик до сих пор храню, он стал моим талисманом, который помогает в работе. Брал его на перформанс, который мы ставили совместно с немецким театром «Labour», на гастроли и фестивали.

А у Маши (от ред. — актриса театра «Балаган» и муза Романа) есть перо, которое вручил ей Сергей Витальевич во время спектакля. Она его тоже берет с собой.

— У всех творческих людей — свои секретные ритуалы и странности. Вот ты, например, на авторских мастер-классах заставляешь людей бить друг друга. Зачем?

— Это общеизвестный прием, который помогает стать ближе друг к другу. Если мы с кем-то не знакомы и вдруг начнем бить этого человека по щекам, перестанем его бояться. А после этого уже можно и обняться. Так и с девушками знакомиться можно (смеется).

Мотивирующие интриги и острая критика

— Хитрый план, однако! Путь на сцену всегда тернист. Что нужно сделать молодым людям, чтобы попасть к вам в театр?

— Раньше я набирал в команду много людей. Но потом понял, что не могу работать в таком режиме. Пусть лучше актеров будет меньше, но я каждому из них смогу долго смотреть в глаза, а значит, буду доверять им, как и они мне. Если новый человек придет, мы должны поссориться несколько раз, посмотреть, как отреагируем на это, сумеем ли вновь наладить контакт.

Как сказал продюсер Сергей Сельянов, когда работал с режиссером Алексеем Балабановым, в то время когда они снимали фильм «Брат»: «Если в течение съемок нужно будет есть «Дешерак», мы готовы его есть, и мы это делали». То есть если придется чем-то жертвовать, нужно, чтобы этот человек был готов это сделать.

— Считается, что театр всегда сопровождает флер интриг. Случаются ли у вас казусы со стеклами в обуви?

— Это называется «Против кого мы дружим». Такое у всех есть. Но в «Балагане» сейчас этого меньше, потому что люди другие. Конечно, с этим нужно бороться. Но бывают и классные моменты, которые, наоборот, стимулируют в работе.

Как ты относишься к критике?

— Нормально воспринимаю все замечания. Даже записываю те ремарки, которые попали в точку. Особенно если это сказано правильно и умно, а это у нас не все умеют делать. Российские критики, напротив, способны аккуратно заложить в голову нужную мысль. Поэтому к конструктивной критике полезно прислушиваться.

— Какую из своих работ считаешь наиболее удачной?

— Мне очень нравится последний наш спектакль в таком драйвовом стиле — «А могло быть и так».

— У тебя есть интересный фетиш — коллекционируешь фотолокации звезд…

— Да, меня будоражат ощущения, которые возникают при осознании того, что на этом месте ранее был запечатлен тот или иной человек. Нечто подобное испытывал, когда посетил могилу Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище. Ведь к этому месту приходит столько людей — со своими мыслями и переживаниями. В этом есть какая-то магия. Например, когда мы были в Москве, нашли те два дома, которые засветились в сюжете «Иронии судьбы» — испытал нечто невероятное.

— Топ-5 спектаклей и кинокартин от Романа Пожидаева…

— «Номер 13» — мхатовский спектакль, который поставил Машков, он есть в записи. «В ожидании Годо» — играет Трухин, «Женитьба Фигаро» — играет Сергей Лазарев, «Сон разума», «Похождение» Безрукова, «Матросская тишина» с Мироновым и Машковым. Если говорить о фильмах, то это «Бешеные псы» и «Джанго» Тарантино, «Остров проклятых» Скорсезе — в главной роли Леонардо Ди Каприо, «Ирония судьбы», «После тебя» с Сергеем Безруковым. Еще посоветую посмотреть культовый фильм «Комната», который признан самой худшей кинокартиной в истории кино. Там все паршиво! Режиссер, продюсер и сценарист — Томми Вайсо, который вложил в этот фильм около шести миллионов долларов и совершенно не оправдал эти деньги, однако обрел популярность. Несмотря на то, что жанр киноленты драматический, картина воспринимается как комедия. Этот абсурд определенно стоит посмотреть.

— А ты сам не задумывался о создании моноспектакля?

— По началу у меня были такие мысли. Потом подумал — кто будет на меня смотреть? Наверное, нужно больше опыта. Сейчас мне интересна режиссерская работа, взаимодействие с актерским составом.

— Любопытно, часто ли посещаешь Донецкий драматический театр?

— Постоянно. Многие спектакли смотрел по несколько раз. «Юнону и Авось» Василия Маслия — 7 раз, плачу постоянно — настолько эта работа меня трогает. «Летучий корабль» — детская сказка, во время которой тоже накрывает какая-то светлая грусть, и я плачу… Не очень удался, на мой взгляд, «Милый друг». В отличие от «Игроков» и «Вишневого сада», к примеру.

Дорога к успеху, как правило, лежит через испытания и преграды. Готов поделиться историями своих падений?

— Стрессовые ситуации случаются периодически, особенно в моей профессии, где уровень экспрессии зашкаливает. Но если говорить о фатальных падениях, когда со всех сторон плохо, — без них не обойтись и, конечно, нужно учиться вставать, чтобы идти дальше к цели.

— Что пожелаешь нашим читателям?

— Быть благодарным за все, что происходит в вашей жизни, учиться радоваться мелочам, ценить и наслаждаться моментом. И, конечно, мирного неба над головой.

Любимый рецепт чая Романа Пожидаева

— Предпочитаю крепкий черный чай с большим куском лимона. Ничего нет лучше — такой чай и бодрит, и создает ощущение уюта вокруг.

Беседовала Алиса Садекова.