Звучит завораживающе… Однако, к сожалению, проект этого «военно-технического чуда» не был реализован. О причинах, которые этому помешали, а также об истории создания летающей подводной лодки нам поведал руководитель Донецкого военно-исторического клуба Станислав Коробков.


Инновации прошлого века

В середине 30-х годов прошлого века в СССР приступили к реализации создания большого флота. Программа предусматривала строительство линкоров, авианосцев и кораблей других классов. Все это стимулировало появление принципиально новых, технических и тактических решений. В част-ности, была предложена необычная идея — создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета.

Один из вариантов попытки объединить две стихии — водную и воздушную — предложил в 1934 году курсант ВМИУ им. Дзержинского Б.П.Ушаков. Он представил эскизный проект летающей подводной лодки (ЛПЛ). Позже, после обсуждения, проект был переработан и представлен в нескольких вариантах для определения устойчивости и нагрузок на элементы конструкции будущей ЛПЛ. В 1936-м с проектом был ознакомлен капитан 1-го ранга Сурин. В отзыве он указал, что идея Ушакова интересна и заслуживает реализации.

В июле 1936-го проект ЛПЛ рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете (НИВК), получив в целом положительный отзыв: «…Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний…».
Проект не только представлял новый вид техники, но и новый вид тактики боевых действий на море.

Среди подписавших документ — начальник НИВКа, военинженер 1-го ранга Григайтис, начальник кафедры тактики боевых средств, флагман 2-го ранга профессор Гончаров.
В 1937-м тема была включена в план отдела «В» НИВКа.

Дальнейшая разработка уже велась инженером отдела «В», воентехником 1-го ранга Б.П.Ушаковым.

Но вследствие событий 1937 года, которые затронули всю страну, а также то, что этим проектом было заинтересовано уже репрессированное руководство армии и флота, вся дальнейшая разработка проекта велась Ушаковым во внеслужебное время. На свой страх и риск…

10 января 1938 года во 2-м отделе НИВКа состоялось рассмотрение эскизов и основных тактико-технических элементов ЛПЛ.

В конструкции ЛПЛ планировалось 6 автономных отсеков, в 3-х из которых помещались авиамоторы АМ-34 мощностью по 1000 лошадиных сил (л.с.), уже освоенные авиапромышленностью. Они снабжались нагнетателями, допускавшими форсирование на взлетном режиме до 1200 л.с. (винты предположительно двухлопастные фиксированного типа (ВФШ), такие стояли на бомбардировщиках СБ-2). 4 отсек был жилым, рассчитанный на команду из 3 человек. Из него же производилось управление лодки под водой. В 5 отсеке находилась аккумуляторная батарея. В 6-м — гребной электромотор мощностью в 10 л.с.

Прочный подводный корпус ЛПЛ представлял цилиндрическую клепаную конструкцию диаметром 1,4 м из дюралюминия толщиной в 6 мм. Также лодка помимо прочных отсеков имела легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой. При этом авиаприборы задраивались в специальной шахте. Обшивку крыльев и хвостового оперения предполагалось выполнить из стали, а поплавки из дюралюминия. Все эти элементы конструкции не были рассчитаны на повышенное внешнее давление, так как при погружении в них заливалась морская вода, проступавшая самотеком через шпигаты (отверстия для стока воды). Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, которые располагались в центроплане.

При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды. Чтобы исключить коррозию корпуса, предусматривалась окраска и покрытие спецлаком всей обшивки.

Главное оружие торпеды размещалось под консолями крыла на специальных держателях. Полезная нагрузка ЛПЛ составляла 44,5% от полного полетного веса аппарата — это было обычным для машин тяжелого типа.

Процесс погружения включал задраивание моторных отсеков, подтягивание поплавков с помощью гидравлики к центроплану (лодка опускалась на воду), перекрытие воды в радиаторах, перевод управления на подводное, переход экипажа из кабины управления в жилой отсек — центральный пост управления и погружение.

Изюминка проекта

Уникальной была тактика применения ЛПЛ. Лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой не явился препятствием, так как при отсутствии целей в районе действий ЛПЛ могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии пути корабля (конвоя).

До появления цели в точке залпа лодка оставалась на глубине, не расходуя энергию на перемещение под водой лишними ходами.

В случае торпедной атаки производился пуск торпед. При попадании торпед — всплытие — переход в полетное положение — взлет — отрыв от последующего преследования противником — охранение конвоя судов противника (противолодочных охотников). В случае допустимого отклонения противника от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к торпедной атаке.

Возможность повторения захода на цель рассматривалась как одно из существенных преимуществ ЛПЛ перед традиционными субмаринами.

Особенно эффективным должно было быть действие ЛПЛ в группе, так как теоретически 3 таких лодки создавали на пути конвоя барьер шириной до 9 миль.

Лодки могли бы проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров, а при удобном стечении атаковать противника.

Увы, ввиду сложившихся обстоятельств проект не был реализован. В 1938 году научно-исследовательский военный комитет РККА постановил свернуть работы по причине недостаточной подвижности ЛПЛ в подводном положении. Возможно, при грамотном использовании и при отлаженной технологии применения матчасти, от этого «чуда» техники была бы польза. А самое главное — возможно, людские потери были бы меньше. Например, знаменитые подводные лодки типа «Щ».

Потери «щук», принявших участие в Великой Отечественной войне, весьма впечатляющи — 31 из 44 (это 70%). Главной причиной их гибели стали мины: на них подорвались 13 балтийских, 6 черноморских, 4 североморских, 5 лодок потопили надводные корабли, 2 — вражеские подводные лодки, 1 — авиация противника.

Фактически уничтожение каждого вражеского корабли или судна оплачивалось гибелью одной «щуки».

Но несмотря на сложные условия боевой обстановки, несовершенство своих кораблей и систем оружия наши подводники смело шли в бой и уничтожали врага.

Дальнейшие разработки

Летающая подводная лодка всегда разрабатывалась на основе гидроплана, что в конце концов приводило к неудаче. Подобным образом заканчивались все разработки таких двусредных транспортных средств, как например, экрано-план или летающий автомобиль. И только в разработке амфибий был достигнут несомненный успех — внедрение в серийное производство.

Другим подходом к проектированию выделяется подводный самолёт. В нём было применено иное решение, совершенно не оправдывающее своё название: разрабатывалась именно подводная лодка, которая «летает» в воде. Поскольку в таком решении совершенно не нужны балластные цистерны, лодка значительно легче вытесняемого ею объёма воды и потому неподвижная лодка стремится к всплытию. Крылья такой лодки создают эффект, обратный подъёмной силе — «утопляющую силу», но только тогда, когда лодка находится в движении. Таким образом, недостатком подобного технического решения является то, что лодка медленно погружается, причем только на небольшие глубины.

Решением, альтернативным летающим подводным лодкам, является подводный авианосец, скрытно доставляющий самолёты под водой.

Ещё одним решением может служить доставка миниатюрных подводных лодок самолётом-носителем.

Летно-тактические характеристики ЛПЛ

Экипаж — 3 чел.
Взлетная масса — 15 000 кг
Скорость полета — от 100-250 км/ч
Дальность полета — 800 (1000) км
Потолок полета — 2 500 км
Двигатели авио — 3хАМ-34
Максимальное волнение моря при взлете,
посадке и погружении — 4-5 баллов
Подводная скорость — 2-3 узла
Глубина погружения — 45 м
Запас хода под водой — 6-10 миль
Подводная автономность лодки — 48 часов
Мощность гребного мотора — 10 л.с.
Время погружения под воду — 1,5 мин.
Время всплыития — 1,8 мин.

Вооружение
18-дюймовая торпеда — 2 шт.
2 пулемета — ДА — калибр 7.62 мм