Стоило человеку появиться на земле, жизнь его сразу наполнилась вечными заботами: нужно было где-то жить, что-то есть, как-то устраивать свой обиход. В далекую эпоху неолита homo sapiens додумался смастерить первые изделия из глины и воды. Позже, проявив немного смекалки, древний изобретатель придумал гончарный круг. Прошли тысячелетия, изменились человек и окружающий его мир, а старинное ремесло гончара остается прежним — все так же вертится круг и послушно подчиняется руке мастера пластичная глина, принимая по его велению нужную форму.

Совершить своеобразное путешествие во времени, познакомиться с историей и разновидностями глиняных изделий, а также узнать эксклюзивные секреты гончарного мастерства мы смогли на показательном мастер-классе Александра Ткаченко «В гостях у гончара» в Донецком краеведческом музее.


Мы не привыкли отступать

— Я потомственный шахтер, но дивное гончарное искусство манило меня с самого детства. Просто, как и у любого мужчины, в жизни моей есть определенные обязательства — дом, работа, семья. Поэтому творчество пришлось на время отложить. А когда вышел на пенсию, решил, что могу заниматься тем, к чему давно тянется душа, — рассказывает о себе Александр Викторович. — Я жил в городе Кировское, и мне как-то попала в руки книга «Лепим из глины». Ее, кстати, до сих пор издают. Решил учиться ремеслу по ней. Читаю: чтобы глина не засыхала, оберните ее тряпкой и положите в холодильник. Оборачивал, клал в холодильник, мама терпела, не ругалась. А глина нужные свойства теряла. Написано: чтобы глина не прилипала к рукам, смажьте их подсолнечным маслом. А если вы лепите фигурку животного, вам же нужно приделать ей лапы, хвост, а руки и изделие уже в масле?.. Я выкапывал из земли глину, делал игрушки, а они лопались — в книге просто не сказано, что не нужно брать для работы суглинок. Или написано: когда изделие высохло, поставьте его в духовку. Так там температура 200 градусов, а нужна, оказывается, 1000. Я обжигал в духовке — мои изделия лопалась и пропускали воду. Другой бы забросил такое неблагодарное дело, а я методом проб и ошибок разбирался. Заодно и вынес важный урок: ничему не стоит верить на слово, к любой информации нужно подходить вдумчиво, — говорит мастер.

За 10 лет, отданных гончарству, Александр Ткаченко не только разобрался во всех его нюансах и секретах, он многократно расширил свой кругозор во многих сферах. Ведь ремесло хоть и древнее, но без знания физики, химии, геометрии и других точных наук безупречную продукцию не изготовить, утверждает мастер. И об истории гончарства, керамических изделий и их применении по всему земному шару знает не меньше дипломированного специалиста.

Чему учит теория

— Глины бывают разного цвета, отличаются по химическому составу и физическим свойствам, — рассказывает своим слушателям Александр Ткаченко. — Например, глины из Шахтерского карьера низкотемпературные, для обжига изделий из них достаточно тысячи градусов. Глины из села Водяное под Ясиноватой имеют зеленоватый оттенок из-за того, что формируются вблизи водного источника, и перегнивающие водоросли придают им такой цвет. Терракотовая глина из села Николаевка возле Славянска очень жирная и пластичная. На бульваре Пушкина в Донецке много скульптур из шамотной глины — это обычная глина, в которую добавляются фракции песка. Полуфарфор в природе не существует, его изготавливает человек. Температура обжига для изделий из полуфарфора — уже 1300-1350 градусов. Самые распространенные и любимые в работе глины — майоликовые, марка МКФ-2. Практически 95 процентов изделий делается из нее.

Перед началом работы гончар должен подготовить глину. Измельчить большие куски, замочить в воде на 2-3 дня, время от времени помешивая палкой, процедить через мелкое сито. На сите задержится песок, корни, трава и прочий мусор, а в ваших руках останется пластичная масса. Ее следует «обветрить», накрыв грубой тканью. Потом кусочки глины нужно промять руками в течение 20-30 минут каждый, и только тогда можно начинать работать. Заметьте — процесс подготовки глин не менялся тысячелетиями.

Готовое изделие сушат, абсолютно исключая сквозняки, иначе оно будет высыхать неравномерно и деформироваться. После сушки следует обжиг. Он длится 10 часов, каждый час добавляется 100 градусов. Ни в коем случае нельзя печь открывать, при перепадах температуры изделие может порвать (такие тонкости могут напомнить хозяйкам дрожжевое тесто). И набирает температуру, и остывает печь для обжига очень медленно.

Неизменными на протяжении веков остаются и инструменты гончара: это собственные руки, гончарный нож из твердых пород дерева, леска для срезания изделий с рабочей тарелки круга и собственно сам магический инструмент — гончарный круг.
Первые гончарные круги были примитивные — на ось ставился маховик, одной рукой гончар вращал круг, второй придавал изделию форму. Чуть позже появился более современный вариант — круг вращался ногой, оставляя руки мастера свободными.

Эволюция керамики

До появления гончарного круга посуду делали так: раскатали пласт глины, вложили в какую-то матрицу — выемку в дереве, скале, глина высохла, и получалась определенная емкость, порой неправильной формы. Такая посуда называлась пластинчатой.

Еще существует жгутовая керамика: на раскатанный пласт укладываются глиняные жгуты, смачиваются водой, жидкой глиной и вытягиваются до нужной формы.
Применялся и такой гончарный метод: кожаный или холщовый мешок нужной выкройки наполняли песком и облепливали снаружи глиняными пластами или жгутами. Потом дергали за веревочку, песок высыпался, мешок вынимали, и получалась глиняная посудина.

Самый распространенный пример жгутовой керамики — сосуд квеври. Это керамическое изделие, напоминающее амфору, но без ручек, имеет форму конуса и используется при изготовлении вина. Квеври бывают разных размеров — от обычного кувшинного до громадных, на несколько тысяч литров.

Интересен процесс изготовления такого сосуда: делаются жгуты диаметром 5-6 см, такие себе длинные «колбаски», гончар кладет жгут себе на плечо и ходит по кругу, укладывая его нужным образом. По мере нарастания высоты мастер ставит подмостки, поднимается на них и продолжает работу. В день таким образом делается не более 30 см сосуда. Нижняя часть должна застыть, а на верхнюю укладывается мокрая мешковина или холщовка, и только через пару дней гончар продолжает работу. Так неделю-две в закрытом помещении формируется сосуд. Потом 5-10 мужчин крепкого сложения уносят его в обжиг. А уже после обжига квеври закапывается в землю, и в нем можно делать невероятно вкусное вино.

Запускаем магию круга

На одном дыхании прослушав теоретическую часть мастер-класса, мы смогли воочию увидеть, как же рождается гончарное изделие.

— Как только гончар приступает к работе, его ладони постоянно должны увлажняться, чтобы было скольжение в руках. Все изделия делаются из исходной формы — цилиндра. Одна рука всегда поддерживает изделие, другая прилагает усилия либо внутри него, либо снаружи — в зависимости от того, какая требуется форма, — рассказывает Александр Ткаченко.
А зрители, как завороженные, смотрят на гончарный круг, на котором происходит настоящее волшебство. Вот глина, как живая, тонким стеблем вытягивается вверх, превращаясь в изящную бутылочку, потом раздается вширь, округляется в боках, принимая форму важного кувшина. Не прекращая вращения, слегка оседает и становится приземистым надежным горшком для изготовления в печи всяческой вкуснятины. Не нужен горшок? Взмах ножа, прикосновение рук, и через пару секунд на гончарном круге вертится аккуратная мисочка.

Чтобы готовое изделие выглядело привлекательно, его разукрашивают. Наш мастер использует для этого опять-таки глину, которая, как мы уже знаем, бывает разных оттенков, при обжиге они становятся более яркими и различимыми по цвету. Все исходные материалы, утверждает Александр Ткаченко, он сдает на анализ в санстанцию, дабы убедиться, что они пригодны для бытового использования. Керамику украшают и всевозможными камешками, веточками, бусинками, оттисками — все, что только подскажет незаурядная фантазия мастера, идет в ход.

Блиц-вопрос мастеру

— Александр Викторович, согласны ли вы с тем, что гончарство — это в своем роде хобби-антидепрессант?

— Совсем обычная на первый взгляд глина требует особого к себе подхода. Во время работы — никаких разговоров и рассказов, только музыка. А самое главное — душевное равновесие мастера. С дурными мыслями даже в карьер спускаться не стоит. Гончары всего мира согласны с тем, что глина — живой материал, и с каким-то грузом на душе не следует приступать даже к его заготовке. Только после молитвы, с хорошим настроением и светлыми мыслями о том, какие прекрасные вещи изготовите и кому подарите, сколько пользы и радости принесете людям. Озлобленным и мрачным лучше к глине не подходить, она этого не терпит. И принимает не каждого.

— А каким образом она это выражает?

— Я сразу вижу. Много работаю с людьми, есть мастер-классы, где каждый желающий может прикоснуться к глине, что-то попытаться сделать, получить первое ощущение материала. И как только человек садится за круг, сразу видно — кому стоит продолжать работать, кому нет. Глина сама выбирает. И если не приняла, изделие, даже если и получится, жить не будет — либо побьется в процессе изготовления, либо в печи его разорвет, это точно. Проверено на раз.

— Вы делаете керамику преимущественно прикладного значения или декоративного?

— Все мои изделия абсолютно функциональны. В быту пользуюсь исключительно посудой собственного изготовления. У меня даже сковорода, по-украински называемая жаровня, керамическая. Я делаю их с крышкой, продукты в них вообще не пригорают, масло можно не использовать, овощи готовятся в собственном соку. В глиняном заварнике получается невероятно вкусный чай. Люди зря отказались от керамической посуды. У нас ведь когда-то были центры гончарного мастерства — в Богородичном, Пескуновке, Николаевке и других местах. Там дети и внуки старых гончаров и поныне хранят записанные со слов дедов технологии и секреты.

Дабы они не были полностью забыты, равно как и само ремесло гончара, и чтобы люди в попытках им овладеть не делали ошибок и не испытывали разочарований, и была открыта моя школа гончарного мастерства, первая в Донбассе. Надеюсь, что мои знания и опыт пригодятся будущим мастерам, а наши изделия подарят людям радость и привнесут уюта и тепла в их дома.