Макеевский картинг-клуб «Каскад», который возглавляет судья международной категории по автоспорту Виктория Кухарева, был одной из самых ярких визиток Макеевки в довоенное время. Победы во множестве престижных соревнований, целая плеяда воспитанных чемпионов – мастеров спорта и кандидатов в мастера, многие из которых сейчас с блеском выступают в Италии, Германии, других «картинговых» государствах Европы…

А на каких скоростях «Каскад» мчится сегодня? Об этом и не только – в интервью с Александром КУХАРЕВЫМ, ведущим механиком картинг-клуба и его организатором.

— Александр Иванович, что послужило поводом для создания картинг-клуба «Каскад»?

— Год 1999-й. Захожу в дом. Дочка (сегодня – кандидат в мастера спорта) рассматривает картинку в журнале «За рулем». На фото – маленькая девчушечка, сверстница моей Вали, в полной экипировке – за рулем карта. Дочка спрашивает: «А она действительно едет или просто «фоткается»?». – «Едет по-настоящему», — отвечаю. Валя тут же заявила: «И я хочу».
Неделю она мне проходу не давала – хочу карт. Купил, не новый, конечно. Дочка сама его разобрала, а затем с мамой наждачкой драяли до зеркального блеска. В первое время занимались мы у дончан. Потом появились единомышленники в Макеевке, и решение создать клуб созрело само собой. Кресло директора мы предназначили моей супруге Виктории Викторовне. Причем она у нас отнюдь не свадебный генерал. Виктория взвалила на себя всю громадину административной работы, для технарей очень нудной, но крайне необходимой.

— Простите, но одного желания дочки маловато, чтоб управлять картами, более того – целым клубом и воспитывать чемпионов…

— С техникой я дружу всю жизнь. В СШ №39 в поселке Осипенко, когда я учился, было два карта. Там я и получил первые уроки вождения. Всю жизнь отработал в МЧС, увлекался багги, вырос до кандидата в мастера спорта. Но тут чуть до конфликта с женой не дошло. Вопрос супруга поставила ребром: «Я или спорт». Женился я не для того, чтоб разводиться, потому спорт отошел на второй план. Затем чуток подросла дочка, и случилось то, что случилось.

Дмитрий Солодов

— Что представляет собой «Каскад» сегодня?

— В составе клуба – 10 пилотов разных возрастов, от малышей до бородачей. Есть механики, повар…

— Повар?

— А как же. Выезжаем мы на соревнования или тренировки на несколько дней, кормить ведь детей надо. Так что у нас не только карты в боксах, но и своя «техничка» —
«Ивеко», печка, палатки…

— Это ж какой персонал надо иметь, чтоб содержать такое хозяйство…

— Говорить о персонале вообще неуместно. Работаем мы абсолютно бесплатно, просто любим заниматься картингом. И вся наша надежда – на родителей мальчишек, которые в свое время сами занимались в «Каскаде», а теперь привели детвору. Сообща мы и готовим машины. Буквально на днях еще один заботливый папа позвонил: купил сынишке карт, а что дальше делать – не знает. А дальше все просто: надо идти в «Каскад».
К слову, техники у нас хватит на всю Макеевку, нужны только светлые головы и надежные руки. Так что любители техники и скоростей – милости прошу, давайте вместе помчимся за победами.

— Смею предположить, обслуживание картов – занятие недешевое.

— Это так, а спонсоров у нас нет. Потому ищем, где дешевле. Но не в ущерб самой идее. Наши машины оборудованы бортовыми компьютерами, есть и система спутниковой навигации, чтоб отслеживать он-лайн действия гонщика на трассе.

Артем Шавочкин

— Александр Иванович, какие барьеры важно преодолеть, чтоб выйти на старт гонки?

— Требования предъявляются очень серьезные, но все они продиктованы необходимостью обеспечения безопасности участников. Перед гонкой все машины проходят техосмотр (проверяются тормоза, рулевое управление, состояние шин), а пилоты – медицинский (пульс, давление, температура), хотя приезжают на соревнования со справками. Внимательно смотрим прогноз погоды – в зависимости от температуры воздуха идут настройки двигателя…

— Какие скорости развивают карты?

— Норматив у взрослых на КZ – 240-260 км/час., а детвора на «Пионерах» едет километров 100 в час. Хотя дети начинают ощущать скорость лет с 10-12. А до этого возраста глаза выпучат и носятся как птеродактили. Куда, зачем несутся? Главное у них – быть первыми.


— В каких соревнованиях выступают ваши воспитанники?

— Практически во всех, на которые приглашают – в республиканских (ДНР и ЛНР), городских (не важно, это первенство Макеевки, Шахтерска или Дебальцево). Сегодня основная арена состязаний картингистов – в Брянке в ЛНР. Там и собирается большая дружная семья поклонников скоростей из всех регионов. В прошлом году мы завоевывали только первые и вторые места в командном зачете – ни одного третьего. Лидеры? Назову детвору: Дмитрий Солодов, Игнат Польщиков, Артем Шавочкин. У них что ни гонка, то медаль.

— А знает ли история «Каскада» уникального гонщика?

— Был у нас Ваня Заграй. Привез как-то папа прокатить свое дитя на стареньком карте. Мне малыш чем-то приглянулся. Предлагаю пересесть на спортивный карт. Ваня спрашивает: «Как ехать?». — «Быстро», — отвечаю. И уже на первом круге он «улетел». Папа в панике, но я успокоил. Дал вводную мальчишке: едь три круга медленно, а потом – газуй. В общем, через неделю тренировок Ваня показал лучшее время корта, затем побеждал в Полтаве, Киеве, Крыму… Жаль, война выжила эту семью из Старомихайловки, сейчас Ваня в России.

— Насколько важно для пилота хорошо знать карт?

— Без знания машины невозможно мастерски ею управлять. Но уроков сугубо по картам у нас нет. Ребята познают их в процессе тренировок, на которых я подробно рассказываю, как эффективно решать те или иные задачи на трассе, а также во время ремонта и подготовки машин к заездам.

Игнат Польщиков

— Александр Иванович, что в планах на 2020-й?

— Хотим открыть для себя Россию. Нас пригласили бесплатно потренироваться в Батайске на картодроме международного уровня, за что огромное спасибо тамошней администрации. Ведь один день аренды картодрома для одной машины обходится в 3,5 тысячи рублей, не меньше. А нам два-три дня дают. Мечтаем и на соревнованиях выступить. Понимаем: у них техника лучше, но мы нахальней. Словом, надо ввязаться в бой.

Мечтаем обустроить приемлемую трассу у гипермаркета «Сигма-ленд» (бывший «Ашан»). Там территория позволяет. Искренне верим, что органы власти отведут нам соответствующую площадку. И еще хотим с коллегами из ЛНР проводить соревнования не только в Брянке, но и у нас, в несколько этапов, как это принято в большом спорте.

— А что с картодромом в микрорайоне«Мирный» в Макеевке?

— Там надо постелить новый асфальт. Цена вопроса, как сказали специалисты, — 3,5 миллиона рублей. Мы сами обустроили бы там базу – с боксом и т.д. Но «асфальтный» вопрос для нас неподъемный. Тут нужны инвесторы.

Трасса для багги – это проще. Сейчас раскручиваем тему с коллегами. Хотим провести учебно-тренировочные сборы, а там, глядишь, и соревнования пойдут. Нужен лишь человек, который дал бы этому процессу, как говорят психологи, волшебный пендель.
Зачем это надо? Так ведь не все дети хотят быть выдающимися певцами или танцорами, каратистами или гимнастами. Есть мальчишки-технари на генном уровне, которым без нас в свободное время ничего не остается, как болтаться по улицам в поисках приключений. Мы и привечаем таких ребят: у нас приключений – с избытком, а за участие в них еще и медали дают!

Макеевский «Каскад»: что ни старт, то победа!

Невыдуманные истории от Александра Кухарева

  • В первое время Валя побаивалась лихих скоростей. А тут приезжают друзья из Донецка, интересуются, буду ли дочку на соревнования выставлять. Нет, говорю, рановато ей. Но решили все вместе посмотреть на нее в деле. Пошла она на картодром с амуницией, только тапки не переобула. В общем, как понеслась по трассе – боком, юзом, мотор ревет… После третьего круга машу ей «Стой!». Дочка остановилась, гости в восторге, аплодируют. Говорят, она на соревнованиях наверняка в десятке лучших будет. А Валя тем временем снимает шлем и шепчет: «Папа, отцепи тапок от педали газа». Оказывается, тапок застопорил педаль на максимуме, потому она и летела. Главное же – не растерялась. И боязнь скорости у нее прошла.
  • Приехали мы на соревнования. А тут у мальчишки из команды-соперницы мотор стал. Мы вынули движок из своего свободного карта и дали конкурентам. Те в шоке от такого подарка судьбы. А я не мог поступить иначе. Мальчишка тренировался, надеялся выступить, и лишать его такого праздника просто бесчеловечно. Такова философия нашего клуба.