Выдающиеся музыканты и знаменитые инструменты

Нынешняя осень – юбилейная для Народного музея истории баяна имени Владимира Барелюка, филиала Шахтерской школы искусств. Кладезь музыкального богатства, уникальная в своем роде, впервые гостеприимно распахнула двери 19 октября 1983 года.

Инициатором создания музея стал Владимир Барелюк, в то время преподаватель Шахтерской музыкальной школы, которая сегодня – неотъемлемая составляющая городской школы искусств.

 

Шэн китайский

В фондах музея сейчас хранится 3160 экспонатов – картин, портретов, бюстов, стендов, фотографий, пластинок, поделок и, самое главное, — шикарная коллекция гармошек (в том числе губных), баянов, аккордеонов и других инструментов.

Пройти мимо такой сокровищницы «Вечерка» никак не могла. Наши верные читатели наверняка помнят, что мы дружим с народными музыкальными инструментами: было время, редакция организовывала город-ские конкурсы «Играй, гармонь!».

Владимир Барелюк – личность героическая

Беда всегда нежданная. И в семью Барелюков она ворвалась без приглашения: в 1943-м девятилетний Володя от воспламенения пороха потерял зрение. Из Катыка (так до 1953 года назывался Шахтерск) мальчишка отправился обучаться в специнтернат для слабовидящих в другой город. А там детвору учили не только грамоте и математике, но игре на народных инструментах. Володя, опробовав и домру, и балалайку, выбрал все-таки баян.

По окончании интерната он сдал экзамены в Ростовское музыкальное училище, но его… не приняли – в ту пору не было преподавателей, которые могли бы обучать незрячих музыкантов. Тогда наш герой, человек очень целеустремленный, едет искать правду в Москву. И нашел! Окончив ростовское училище, он возвращается в родной Шахтерск преподавателем в музыкальную школу и параллельно учится в Таганрогском педагогическом институте.

 

Гармонь-черепашка на обычной пластинке — «Ростовской польке» в исполнении Семена Буденного и Григория Зайцева

Важно отметить: все годы верной спутницей Владимира Алексеевича, которого уже два десятка лет нет с нами, была его супруга Жанна Савельевна, прекрасный музыкант и отличный водитель. Она дуэтом с мужем ездила по городам и весям за музыкальными инструментами и другими ценностями, которые добрые люди дарили зарождавшемуся в Шахтерске музею баяна.

Здесь все инструменты звучат в унисон

Удивительное музыкальное трио из недалекого прошлого

В музее, являющем сегодня настоящее достояние республики, нет образцов китай-ского (лаосского, тибетского) шэна – одного из древнейших образцов гармоники. Но сконструированный из бамбуковых и тростниковых трубочек инструмент, воздух в которые подавался через мундштук и в котором использовался идентичный баяну и аккордеону способ звукоизвлечения – способ свободно колеблющегося голоска, хранится в печатном виде. Именно от первых найденных археологами образцов азиатского инструмента и до последних изысков «музыкальной техники» удивительную историю развития поистине народного инструмента красиво преподносит директор музея и преподаватель школы искусств Анна Пархоменко.
Воображение в ходе экскурсии постоянно рисует картины музыкальных праздников разных народов мира. Вот британский бал под шестиугольную английскую концертину. А вот немецкий праздник – под бандонеон, который давно стал национальным инструментом в… Аргентине, – под его чарующие звуки танго этой латино-американской страны воспринимается особенно впечатляюще… А далее в экспозиции будет встреча с современными «моделами»…

У гармони – русская душа

Гармони «Танго» (1929 г.) и «Красное знамя» (1932г.)

Родина русской гармони (а также всемирно известных самовара, пряника, оружия…) – славный город Тула. Как-то тамошний оружейник купил на нижегород-ской ярмарке однорядную немецкую гармонь. Привез ее домой и первым делом… разобрал на части. И убедился: ничего сложного в конструкции! Глазом не моргнув, русские «левши» стали «клепать» гармошки кустарным способом. Смотришь на экспонаты музея баяна – и диву даешься: как можно не просто изготовить такие маленькие гвоздички, скобочки, кнопочки, клапанчики, но и «заставить» их крепить, держать, издавать звуки!.. А ручная инкрустация чего стоит!

 

Банонеон

Конечно же, все «самопальные» гармони отличались по звучанию, они не имели хроматического строя, у них совсем мало клавиш… Но и сегодня эти инструменты чаруют звучанием.

А гармошечные изюминки! К примеру, в левый корпус «ливенки» вклеивалось маленькое зеркальце – чтоб гармонист, первый парень на деревне, во время

Бибельгармоника

«дискотеки» мог поправить чуб, кепку или цветок за ухом. А в левый корпус Саратовской гармони вклеивались колокольчики, которые и сегодня звучат в музее баянов. Елецкая рояльная – это уже попытка сделать клавишный инструмент, прототип аккордеона.

Уникальное творение – гармошка-черепашка. Миниатюрная по размерам, она могла иметь пять – семь, а то и вообще одну клавишу! Один из экземпляров музея – родом из 30-х годов позапрошлого века.

Ценности без границ

 

Гармонь » Тульская» (1920 года выпуска), гармонь-черепашка (30-е годы 19-го века), гармонь «Венская» (1947 г.).

В экспозиции музея очень много экспонатов поистине бесценных.

Уникальная коллекция гармоник, баян-бас и баян готово-выборный ручной работы мастера Голубева из Красноярска, а также бандура – подарки известного баяниста и дирижера Заслуженного деятеля искусств РСФСР Алексея Онегина, гармоника «Ливенская» Народного артиста Украины Вячеслава Воеводина, гармошки-черепашки, в том числе из 30-х годов позапрошлого века, английская концертина, перебравшаяся в Шахтерск из одной из западно-украинских областей, саратовские гармони с колокольчиками, старинная гармоника конца ХІХ века, коллекции гармоник времен второй мировой войны и губных гармошек, в том числе немецкого производства, современные кнопочные аккордеоны «Вельтмайстер», лейпцигская фисгармония, найденная в закулисье торезского ДК, которой более 200 лет от роду…

В целом в экспозициях музея около сотни гармоник и баянов. Некоторые из них восстанавливались реставраторами, другие хранители музейных ценностей решили не трогать, дабы не уничтожить следы уникального ручного производства…

Маршал Георгий Жуков, четырежды Герой Советского Союза, любил поиграть на баяне

Музыкальные картины

В числе ценностей музея – картины, которыми богат холл Шахтерской школы искусств.
Вот маршал Георгий Жуков растягивает меха баяна. Поговаривали, что в такие минуты Георгий Константинович становился намного добрее, мягче. Написал картину донецкий художник Тарас Шевченко. Его же работы – портреты донецких баянистов братьев Романковых.

А вот еще один маршал-баянист – Семен Буденный кисти Заслуженного работника культуры РСФСР Бориса Преображенского. В числе ценностей музея – и пластинки с записями музыкальных произведений в исполнении дуэта баянистов: Семен Михайлович играет с Григорием Зайцевым.
У «Девочки с гармошкой», копии картины Алексея Венецианова, своя история. Местный автор ни за что не соглашался подарить ее музею. И тогда Владимир Барелюк выменял ее за доски, заготовленные для строительства.

А картина с изображением трио баянистов свердловской филармонии добиралась из Урала в Донбасс самолётом…

Играть – так красиво!

Народный музей истории баяна им. В.А.Барелюка – филиал учреждения дополнительного образования «Шахтерская школа искусств», получающий достойную поддержку также от управления культуры горадминистрации и Донецкого республиканского краеведческого музея.

 

Фисгармония переехала в Шахтерск из соседнего Тореза

В самой школе – несколько отделов и отделений. В художественном учат детвору рисовать в разных техниках и заниматься скульптурой, в хореографическом – танцевать. В отделении общеэстетического воспитания малыши от четырех лет познают рисование, лепку, гимнастику, музыкальную грамоту, английский…

Самое же большое отделение – музыкальное – с несколькими отделами. На его базе созданы два оркестра народных инструментов – детский и преподавательский, имеющий звание народного. Существует этот оркестр более 15 лет, играют в нем преподаватели всех отделений школы искусств.

Большой популярностью у горожан, посещающих концерты и «Музыкальные гостиные», пользуются фортепианные дуэты, ансамбль домристов, трио гитаристов, дуэт учащегося и преподавателя баян-аккордеон.

Словом, здесь замечательная музыкальная история человечества переплетается с искусством современного исполнения и делает жизнь каждого человека, который соприкоснулся с Шахтерской школой искусств и ее Народным музеем баяна, чуточку краше.

Проект Сергея Телицы.