Сегодняшний диалог со специалистом мы снова начинаем с читательского письма, пришедшего нам на электронную почту: vecherkamak@gmail.com.


«Часто и в разной литературе встречается мысль, что наше общение с миром, с окружающими людьми напрямую зависит от отношения к самому себе. Приняв и полюбив себя таким, каков ты есть, можно обрести гармонию и внутри, и в общении с внешним миром. Но как принять себя, если ты сам себе не очень нравишься (имею в виду душевные качества), пытаешься измениться, а это не всегда получается? Каков вообще механизм принятия себя?» — задает вопрос наш читатель.


Ответить на него сегодня попытаемся вместе с Евгением
Бабичем
, психологом Макеевской психиатрической больницы №1.

Евгений Владимирович, жизнь в современном мире просто невозможно представить без общения и взаимодействия между людьми…

Именно способность к взаимодействию и позволила человеку как биологическому виду выжить в агрессивных условиях окружающей среды. Нехватка пищи и других необходимых для выживания ресурсов далеко не идеальное с точки зрения физиологии; строение организма, отсутствие преимущества в силовых показателях перед другими конкурирующими формами жизни – все это не помешало homo sapiens занять высшую ступень в эволюционном древе, став венцом творения.
Антрополог Маргарет Мид выдвинула интересный первичный критерий, определяющий достижение биологической группой уровня цивилизации в древней культуре, — продолжает Евгений Владимирович. — Это бедренная кость, которая была сломана и срослась. Не рыболовные крючки, разнообразные виды посуды или обработка камня и дерева, а именно она. Дело в том, что бедренная кость – самая большая в организме человека, требуется от трех месяцев до полугода для того, чтобы она полностью восстановилась. В животном мире раненый зверь – легкая добыча, ведь он не может добывать пищу и воду, защищаться. Чтобы раненый выжил, необходимо, чтобы на протяжении всего времени лечения за ним осуществлялся полноценный уход. Его нужно защищать от внешних угроз, обеспечивать провизией и водой. При этом еще нужен некоторый уровень медицинской помощи, актуальный времени — уход за раной, перевязки и прочее. Таким образом автор идеи хочет сказать, что цивилизация начинается со взаимопомощи в трудные, экстремальные периоды жизненного цикла.

Как эти процессы связаны с формированием самооценки человека?

Взаимодействие между людьми предполагает общение и некоторый уровень так называемых интеракций. Поясню, что означает этот термин. Интеракцию можно рассматривать как некое условное обозначение, характеризующее те компоненты общения, которые связаны непосредственно с совместной деятельностью людей. Используя интерактивный подход в изучении общения между людьми, можно выделить несколько процессов:

-интеракции, которые возникают во время общей деятельности, ведущей к достижению совместных целей и задач;

-форма влияния, при которой один участник процесса влияет на другого посредством внушения или убеждения;

-взаимное влияние сторон.


Можно сказать, что интеракция – это сумма реакций участников процесса общения друг на друга или же навык примеривания роли своего собеседника на себя. Степень успешности интерактивных навыков субъекта определяет эффективность совместной деятельности или, наоборот, ее неэффективность. Успешная совместная деятельность предполагает ориентированность обоих ее участников на интересы друг друга, в случае же нежелания понять своего партнера по деятельности – результат будет отрицательным и приведет в конечном итоге к конфликтной ситуации.

Это же сколько факторов должны совпасть, чтобы понимание между людьми состоялось!

Социальная психология даже ввела термин интерактивной совместимости, выделив различные ее уровни. Первый представлен физиологическими параметрами индивида и включает в себя конституцию тела и возрастные особенности. На второй ступени расположился психологический уровень, который включает в себя темперамент, характер, интеллектуальное развитие и другие способности. Наиболее дифференцированным и высоким является третий уровень, представляющий собой комплекс интересов, ценностей, идеалов и верований индивида. Это разделение и его полнота лишний раз показывают, что совместимость между двумя условными индивидами по всем уровням практически невозможна и успех деятельности будет зависеть от того, насколько успешно ее участники смогут преодолевать возникающие конфликты.

Что вообще такое самооценка и как она формируется?

Самооценка состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального. Говоря понятным языком, когнитивный компонент – это то, что человек о себе знает, а эмоциональный – это то, как он к этим знаниям относится. Принимая за аксиому суждение о том, что отношение к окружающим напрямую зависит от отношения к себе, получается, что проблема с самооценкой у человека может возникнуть как на уровне знаний о себе и способе их получения, так и в субъективном, эмоциональном отношении к этим знаниям. Давайте рассмотрим оба этих вектора, чтобы найти возможные способы изменения самооценки в лучшую сторону.

Что может оказаться не так со знаниями о себе?

Проблемы в этом компоненте могут возникать, когда человек ориентируется в самооценке на мнение окружающих, не имеет достаточных ресурсов для поддержания высокого уровня самооценки своими силами. Также причиной затруднений может выступать выраженная самокритичность, ориентировка на свои неудачи при игнорировании собственных успехов. Ответы на все эти вопросы содержит когнитивно-поведенческая терапия. Суть её заключается в том, что на первом этапе специалист выясняет ошибочные когнитивные конструкты личности, причины их возникновения, источники, которые подпитывают эти заблуждения, и старается разрушить их, используя принцип рационализации. Однако зачастую просто объяснить ошибку – мало. Поэтому на следующем этапе подключается бихевиористическая модель, в основе которой лежит принцип обучения. Используя новые знания о себе, человек под наблюдением психотерапевта моделирует ситуации, в которых может их использовать. Такое практическое закрепление знаний действиями дает высокую вероятность успешной интеграции новых стратегий мыслей и поведения, что улучшает субъективный уровень жизненного комфорта человека.

А как навести порядок в эмоциях?

Эмоциональный компонент самооценки корректируется сложнее. Происходит это из-за того, что эмоции хуже поддаются рациональному воздействию. Человек может понимать, что то, что он чувствует, не имеет под собой объективного фундамента, но при этом все равно продолжать чувствовать то, чего не хочет. Здесь на помощь приходят глубинные формы терапии, которые практикуют различные представители психоаналитической парадигмы. Основная идея различных учений этого направления заключается в том, что ребенок получает модель взаимодействия с миром в первые годы жизни, и на основе этого опыта строится все дальнейшее взаимодействие субъекта с миром. Например, самый известный представитель этого направления — Зигмунд Фрейд — считал, что все травмы человек получает до пятилетнего возраста, а всю остальную жизнь тратит на их исцеление. Он привязывал это к стадиям взросления.

Получается, не зря говорят, что часть наших взрослых проблем — родом из детства?

Основная идея учения Фрейда заключается в том, что запреты (или же контроль) являются одновременно единственно возможным путем развития личности и источником фрустрационного напряжения, которое может вызывать дезорганизацию человека. На каждом этапе ребенок должен овладеть каким-либо новым навыком, который является ведущим в каждом возрасте. В случае успешного овладения он переходит на следующий уровень. В случае неудачи — происходит застой, так как фрустрируется ведущая потребность, что вызывает у личности субъективный дискомфорт.
Формы работы с эмоциями человека у представителей психоаналитического направления разнятся от гипноза до глубинных духовных практик, а их вектор зависит от конкретного поднаправления, выбранного специалистом. Это обусловлено тем, что эмоции тесно связаны с бессознательными процессами психики, которые практически не поддаются рациональной, вербальной коррекции, требуя фундаментальной перестройки структурных компонентов личности человека.

Евгений Владимирович, давайте кратко подытожим всё сказанное…

Итак, мы выделили два вектора в решении вопроса низкой самооценки: когнитивный и эмоциональный. В первом случае человеку необходима рациональная помощь в получении новых знаний, отказе от старых ошибочных конструктов, а также направляющая помощь в за-креплении этих знаний в своей жизни. Второй вектор покрыт мраком бессознательного, а способы воздействия являются очень спорными и неоднозначными. Однако стоит признать, что эмоциональная сфера человеческой личности является далеко не полностью изученной, и сложные проблемы требуют сложных решений, таких как гипноз или расстановочные практики.

Как распознать, что у человека есть проблемы с самооценкой?

Хочу предложить читателям «Вечерки» один необычный способ самодиагностики, основанный на идее о том, что наше восприятие окружающего мира тесно связано с самооценкой. Нас всех может что-то очень сильно раздражать в окружающих. Это может быть их «неуместное» поведение на людях, склонность опаздывать всегда и везде или что-либо еще. Зачастую, когда нас что-то раздражает в других, то мы в первую очередь не принимаем это у себя. Бывают и весьма казусные случаи, когда раздражающие маркеры инвертируются — то есть в другом человеке нас раздражает то, чего мы себе не позволяем на осознанном уровне, но где-то в глубине души хотим так поступать, потому что нам кажется, будто это принесет удовлетворение.
Первым шагом в этом случае будет осознание проблемы, вторым – поиск ее более глубинных причин. С этим этапом можно справиться как самостоятельно, так и с помощью специалиста — в случае, если собственных ресурсов не хватает для отделения объективной информации от эмоционального, субъективного компонента. Помните, что неразрешимых проблем нет, и специализированную помощь вам окажут в Психиатрической больнице №1, которая находится по адресу: Макеевка, ул. Трояновского, 88А. Психологическую помощь вы можете получить по телефону доверия: 071-309-42-03.


Подготовила Ольга Зайцева.