В прошлую субботу Донецкий республиканский академический театр юного зрителя завершил 48-й театральный сезон премьерой «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера.

Режиссер-постановщик спектакля — уже известный макеевским зрителям и зарекомендовавший себя новизной, креативом Максим Жданович, у которого день премьеры совпал с днем рождения.


В свой самый главный день в году Максим сделал и себе, и собравшимся в зале ценителям театрального искусства прекрасный подарок. Создавать неповторимую атмосферу режиссеру помогали художник-постановщик Александр Григоров и художник по костюмам Юлия Ковалева, своим видением происходящего осовременившие спектакль.


Интересным и неординарным было уже само начало спектакля. Пока зрители рассаживались по местам, а свет еще не погас, действие на сцене уже началось. Не спеша, не привлекая к себе особого внимания, по одному на сцену выходили артисты, беседуя, перемигиваясь…

И вот появляется главный герой, семнадцатилетний Холден Колфилд, в исполнении молодого многообещающего артиста Николая Гусейнова. В шуточной форме он напомнил о переводе мобильных телефонов в беззвучный режим, и… началось волшебство.


Полились воспоминания Холдена – с того самого дня, как он ушел из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне. Герой искренне делился со зрителями, что этот мир и гнетет его, и притягивает. С людьми ему тяжело, но и без них – невыносимо.

Спектакль не зря называется разговором в 2-х действиях, ведется он от имени главного героя, рассказывающего о своих одноклассниках, переживаниях, мечтах, первых шагах в отношениях с девушками, с членами своей семьи.

Скорбь и грусть Холдена о его рано умершем брате Алли Колфилде проходит красной нитью в обоих действиях. Алли сыграла дочь Николая Гусейнова Ангелина.


Яркая, экстравагантная Салли Хейс в исполнении Альбины Никифоровой – это увлечение главного героя, но не больше. «Дальше поцелуев не идет». Она не разделяет его негативного отношения к тому, что Холдену столь не мило, а главное, к школе.
Паренек описывает увлечения, характеры, особенности его одноклассников Роберта Экли и Стрэдлейтера. Огромное влияние на Холдена оказывает его преподаватель мистер Антолини (актер Вадим Басалыгин, мастерское перевоплощение которого в разных героев просто завораживает). Интересны его философские рассуждения о жизни: «Каждый несет ответственность в обществе», «Свобода не дает безответственного отношения к окружающим», «Право человека – это жить благородно, защищая правое дело».

С нежностью относится Холден к своей сестре Фиби, которую исполнила Валерия Аршинова. Она не жалеет для брата сэкономленных денег и вместо 2 долларов дает ему 8 долларов и 85 центов, чем доводит его до слез.

Именно в разговоре с Фиби Холден делится своей мечтой: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».


Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его же самого – она заявляет, что и в школу больше не пойдет, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену приходится забыть на время о своем всеотрицании и занять точку зрения здравого мысла. Он проявляет благоразумие, чувствуя ответственность за сестренку.

Трогательному, очень красивому музыкальному сопровождению спектакля – «Hallelujah» (John Cale) – особый респект. Музыка как нельзя точно отражает внутреннее состояние героя, соответствует его настроению в разные периоды жизни, его рассуждениям, мытарствам, воспоминаниям.

Красивым, философским, заставляющим задуматься о смысле жизни получилось окончание 48-го театрального сезона в макеевском ТЮЗе. Все, кто еще не знаком со знаменитым произведением Джерома Дэвида Сэлинджера, я уверена, захотят его прочитать. Те же, кто давно любит «Над пропастью во ржи», удивятся его современному прочтению. Браво, наш любимый творческий коллектив театра!

Виктория Коротыч, поклонница театра.

Фото Ольги Проц.