Сравнительно небольшой лоскут географии по имени Донбасс стал родиной для представителей более 120 национальностей. Однако они попали под жесткий пресс ассимиляции – малочисленные народности непроизвольно уходили от своей национальной идентичности.

Но не все. Татары, численность которых в нашем крае не такая уж и большая, благодаря усердию старшего поколения сохраняет национальные корни – язык, традиции, обряды, религию, а также связь с исторической родиной.

О бытие макеевских татар в очередном выпуске проекта.

Нашими гидами в путешествии по времени и его вехам стали имам макеевской мечети Ас-салям Мавлетдин-хазрат Абушахманов, председатель религиозной организации «Мусульманская община «Ас-салям» Макеевки Вахид Агишев и его помощник Рафаэль Гараев.


Ордера в Нахаловке не выдавали
Татары – народ трудолюбивый. Крепкие землепашцы, зимой они скучали в своих селениях в Поволжье. Когда в конце позапрошлого века в аулы стали приходить вести о строительстве шахт и заводов, где можно хорошенько подзаработать, многие на время вынужденных каникул пошли на запад. Зарождавшийся в ту пору Донбасс становился им «портом прописки».


Часть татар, заработав за зиму на новый дом или лошадь, к весне возвращались на родину. Но часть оставалась, обживалась и в следующие зимы привечала земляков, подавшихся за рублем на завод или шахту. Так и родилась в Макеевке всем известная Нахаловка – место компактного проживания татар.

— Мой дедушка приехал в Макеевку более 100 лет назад – в 1910 году, – рассказывает Мавлетдин-хазрат. – Он вместе с земляками организовывал здесь мусульманскую общину еще до Октябрьской революции, был имамом.

Впоследствии коммунистическая идеология навязывала атеизм, отрицание Бога. Татары по этому поводу с властью не конфликтовали, но дома молились и старались соблюдать свои традиции – свадебные, а также связанные с имянаречением новорожденных и захоронением усопших. Занимались они и кустарным производством, в чем многие – настоящие мастера; в исконно народных традициях старались оформить свое жилье, которое зачастую представляло собой четыре стены да крышу, на них уложенную. Ордера на домострой власти не выдавали. Но и выживать татар из облюбованного места никто не собирался.

Вслед за первой волной переселения пошли вторая (в предвоенное время) и третья (50-е – 60-е годы прошлого века) из Горьковской, Пермской, Ульяновской, Тамбовской областей, Татарстана, Мордовии… В Нахаловке им было уже тесно, они стали обживать поселок Осипенко.

Возвращение веры
До революции, как утверждают некоторые источники, в Макеевке медресе было, затем – начальная школа. Во времена триумфа атеизма о них пришлось забыть. А с началом перестройки и последовавшим развалом Советского Союза стала возрождаться свобода вероисповедания. В 1991-м благодаря усилиям отца Мавлетдина-хазрата Шакур Бабая, а также Сафы Сафиуллина, Агиши Агишева, Аделя Бадамшина и при содействии городской власти в Макеевку возвратилась мечеть. Сегодня это бывшее жилище одного из сотрудников МакНИИ скорее напоминает молельный дом, но важно другое: религия объединила людей, которые хотели собираться вместе и молиться Всевышнему.
Кстати, о силе веры макеевских татар говорит такой факт. Агиша Агишев, отец нынешнего председателя общины «Ас-салям» Вахида Агишева, в советское время был коммунистом, замполитом отряда пожарной части. Но дома он читал коран, совершал намаз. Хотя детей к вере особо не привлекал – их национальное воспитание свелось к изучению татарского языка.

Кааба — главная святыня Ислама, расположенная во внутреннем дворе крупнейшей в мире мечети Масджид аль-Харам в Мекке

С обретением религиозной свободы у макеевских мусульман затеплилась надежда на возвращение в собственность здания своей бывшей школы, построенной франко-бельгийским промышленным обществом.

Но сейчас в этом помещении прописан детский сад. А детишек на улицу ведь не выгонишь.

Ходили разговоры о том, что в поселке Осипенко будет возведена мечеть. Пока ее нет. Но удалось получить землю под новое кладбище.

Мечеть в Макеевке

С экстремизмом не по пути

Татары в основном – сунниты ханафитского масхаба (пути). По этому масхабу происходят все обряды, по нему ведется преподавание и обучение. Однако после развала СССР открылся занавес для эмиссаров, в частности, арабских и западно-европейских. Вместе с ними пришли чуждые советским мусульманам религиозная нетерпимость, фанатизм.
— Но мы и сегодня делаем упор на тот масхаб, который татары-мусульмане приняли более 1000 лет назад, в 922 году нашей эры, — рассказывает Рафаэль Гараев. – Хвала Аллаху, у нас нет никаких контактов с зарубежными экстремистскими организациями, пропагандирующими религиозную нетерпимость.

— Всевышний показал праведную дорогу, которая приведет к счастью и в этом мире, и в мире вечном, — акцентирует внимание Мавлетдин-хазрат. — Один из аятов Корана утверждает: у мусульманина должны быть богоугодные дела и намерения, ибо они и являются причиной счастья или несчастья в этом мире или мире вечном.
Что касается порядка в общине, то он полностью соответствует принятой вере. Пятничный намаз и проповедь в мечети, строгое соблюдение мусульманских традиций, праздники Рамазан с ифтарами (разговение, вечерний прием пищи после захода солнца; в беседку у мечети приходят не только члены общины и не только мусульмане) и Курбан-Байрам, которые собирают по 300 и более человек.


Сегодня мусульмане могут соблюдать пять главных культовых обязанностей – исповедание веры (шахада), молитва (намаз), пост в месяц рамадан (ураза), милостыня (закят) и паломничество в Мекку (хадж).

До начала боевых действий организовывался Сабантуй – народный татарский праздник. Мусульмане Макеевки и Донецка проводят совместные субботники – наводят порядок на своих территориях. Поддерживаются связи и с мусульманской общиной Горловки…

Вся надежда – на меценатов

Финансовые вопросы община «Ас-салям» решает только благодаря помощи меценатов. Новый ковер и кондиционер в мечети, пластиковые окна и двери, коммунальные услуги – все оплатили благотворители.

— А буквально пару недель назад пришел человек и от чистого сердца пожертвовал деньги на обустройство автономного отопления мечети, — рассказывает имам. – Я прошу Всевышнего: дай Бог ему здоровья. А пропавший без вести Шамиль Мамлеев обустроил беседку во дворе для прихожан. И таких верующих у нас много. Дамир Фахретдинов, Абушахманов, Вагитов, Гараев, Джафаров, Агишев, братья Бахтияровы, Загитов, Махмудов… Каждый что-то сделает для мечети, для укрепления веры, и мы все радуемся.
Вообще макеевская мусульманская община считается очень крепкой, в том числе и благодаря родственным связям. И даже имам-хатыб Донецка Рушан хазрат Таиров – выходец из Макеевки. Он и живет недалеко от нашей мечети.

Брак – дело тонкое


— Следствие ассимиляции народов – браки людей разных вероисповеданий, — отмечает Вахид Агишев. – Мужчинам-мусульманам можно жениться на женщинах христианской или иудейской веры – канонических религиозных конфессий, которые указаны в писании, данном от Всевышнего. При условии, что женщина готова принять законы веры своего мужа. А мусульманкам выходить замуж за мужчин другой веры категорически запрещено.
Вообще макеевская община многонациональна. В ней много русских – парней и девушек, осознанно принявших ислам. В исламе их привлекло то, чего они не нашли в других религиях.


Развод же у мусульман – явление очень редкое. Хотя и такое случается. Первый этап отношений – чувственный: любовь, страсть. Особенно это касается девушек. Когда же шоры открываются, они понимают, что сели не в тот вагон. Но уже поздно – появились дети. Кто должен их воспитывать?

ОБСЕ удивляется
В прошлом году макеевскую мусульманскую общину пару раз посещала миссия ОБСЕ, — вспоминает Рафаэль Гараев. – Интересовались, не ущемляются ли наши права. И очень удивлялись, что у нас все нормально в отношениях с коренным населением. И более того: наша небольшая по численности община сохранила свою идентичность на донецкой земле. Как рассказала офицер полиции Нидерландов, в Западной Европе такое невозможно. Там отношения с приезжими мусульманами очень натянутые. А когда им сказали, что старое мусульманское кладбище в Макеевке расположено рядом с иудейским, они были в шоке.

Вообще татары исторически интегрированы в российское общество, у многих – родовые дворянские корни. Юсуповы, Рахманиновы, Тургеневы, Баскаковы, Аксаковы, Шехмаметьевы – это татарские роды, принявшие православие и вошедшие в высшее сословие Российской империи.

Продукция татарских народных промыслов давно пользуется огромным спросом даже на мировом рынке. Татарская кухня удовлетворит спрос самых привередливых гурманов любого уголка земли. Национальная одежда чарует взор изысканностью и художественностью.

Определенные вопросы, конечно, волнуют татар макеевской общины: обучение на родном языке, преемственность традиций, связь с исторической родиной…
— Но мы не жалуемся на свою жизнь, мы стараемся делать ее лучше, — отмечает имам-хазрат. – Мой отец как-то говорил мне: «Дай Бог давать, но не дай Бог просить». И мы стараемся всем прихожанам нашей мечети дать все, чтобы их жизнь стала лучше.

Татары нашего города чтут народные и мусульманские традиции, которые привезли
на макеевскую землю их предки.

Народные традиции

Гостеприимство
Татарский народ издревле славится своим гостеприимством. Современные татары также выделяют его как традицию, которая сохранилась до наших дней.


Особое воспитание девочек
В традиционных татарских семьях девочек до сих пор с самого раннего детства учат вести хозяйство, приобщают к приготовлению национальных блюд, подготавливают ко вступлению в брак.


Сабантуй
Ежегодный праздник плуга, символизирующий окончание весенних посевных работ, — важная традиция татар. Сабантуй проходит в деревнях и городах Татарстана, в общинах, расположенных во всех уголках Земли. В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут. Этот праздник любят и ждут дети.
Кульминация торжества — проведение соревнований, игр или скачки на лошадях. Обязательные угощения – национальные блюда и каша (по-татарски — «боткасы»).


Никах
Традиционная татарская свадьба не проходит без мусульманского обряда никах, он проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол составляют исключительно национальные блюда: бялиш, кырт, губадья, чак-чак, корт, катык, перемячи. Жених надевает тюбетейку, невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок…


Келин тушу
После свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы девушка была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. После этого свекровь дает невестке съесть полную ложку меда, чтобы ее речи были такими же сладкими, как мед.

Исем кушу. Имянаречение
Обряд наречения именем новорожденного проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда.

Каз умасе. Праздник гусиного пера
Эта традиция соблюдается в основном в деревнях. Праздник проводится в осенне-зимний период, когда в деревне забивают гусей. Для ощипывания и приготовления тушек собираются вместе молодые парни и девушки, поют песни, веселятся и знакомятся друг с другом.

Народные спортивные забавы

Карга боткасы. Каша для грачей
Этот весенний праздник устраивался после окончания посевов. Утром дети ходили по соседям и собирали ингредиенты для каши. Тех, кто их давал, задабривали комплиментами, а другим сулили беды: неурожай, падеж скота. Потом всей деревней готовили кашу в большом казане на открытом воздухе, раздавая ее всем односельчанам. Часть каши обязательно нужно было оставить и для грачей, так как грач — символ весны. Проводя этот обряд, люди надеются на хороший урожай.

Мусульманские традиции
Намаз и посещение мечети
Намаз (молитва) — первостепенное обязательство для каждого, кто исповедует ислам. Мусульманин должен исполнять намаз пять раз в день. Молиться лучше в мечети, однако ежедневное посещение не обязательно. Единственный день, когда мусульманин обязан совершать намаз в мечети, – пятница.

Мечеть Кул-Шариф в Казани

Никах
В исламе – религиозный свадебный обряд, без которого брак считается недействительным. Проводиться может как в мечети, так и дома.

Суннат
Мусульманский обряд обрезания крайней плоти у мальчиков 7-10 лет. Давний обряд предписан сунной и характеризует национально-религиозную принадлежность.

Джаназа-намаз и похороны
Погребальный обряд в исламе имеет много общего с доисламскими традициями. Умерших хоронят как можно раньше после смерти, обычно – в течение 24 часов. Над телом проводят мусульманские обряды омовения и обмывания с использованием благовоний и камфары.