20 апреля в Республике завершился отопительный сезон 2020-2021 гг., длившийся 183 дня. Погасли топки большинства котлоагрегатов главного генератора тепла Республики – Государственного унитарного предприятия ДНР «ДОНБАССТЕПЛО-ЭНЕРГО». Стартовала ремонтная кампания – тоже непростой сезон для тепловиков.


Итоги завершившегося отопительного сезона и планы на будущее – в интервью с Алексеем Алексеевичем ЦЮПКОЙ, генеральным директором ГУП ДНР «ДОНБАСС-ТЕПЛОЭНЕРГО».


Проведена масштабная работа

Каждый отопительный сезон имеет свою особенность. Каким был сезон завершившийся, 2020-2021 годов?

Сложнее предыдущих из-за погодных условий. Прошлой зимой нередки были температурные перепады, порой достигавшие 20 градусов в сутки. А так как температура, до которой на котельных нагревают теплоноситель, зависит от температуры окружающего воздуха, нам приходилось то резко снижать температуру теплоносителя, то резко повышать. От этого всегда происходит деформация теплотрасс, это чистая физика – сужение, расширение труб. И если такие изменения происходят в течение одних суток, то это дает очень большую нагрузку на теплосети и приводит к увеличению количества аварийных ситуаций.

По каким показателям можно судить об успешности прохождения отопительного сезона?

Основной показатель – обеспечение стабильного безаварийного теплоснабжения. В этом отопительном сезоне время простоев по авариям по сравнению с прошлым отопительным сезоном сократилось на 16%. То есть оперативность реагирования выросла, быстрее решались все вопросы с локализацией, ликвидацией аварий и запуском в работу системы.
Аварийные ситуации в работе теплоснабжающего и любого другого предприятия, оказывающего услуги населению, неизбежны, но серьезных нам удалось избежать. Очень многое зависит от эффективности ремонтной кампании, которая начинается после очередного отопительного сезона. Если к новому сезону хорошо подготовиться, то и аварий будет меньше. Ежегодно нам удается увеличить динамику объема произведенных ремонтных работ – это касается замены труб, оборудования. И это дает свой результат.

В каком состоянии находятся сети теплоснабжения?

Наши теплотрассы проложены еще в 70-80-х годах прошлого века. Заменить все изношенные теплосети одномоментно невозможно, поэтому мы ведем работы поэтапно, исходя из имеющихся ресурсов. Во время каждой ремонтной кампании часть теплотрасс полностью меняем.


О ремонтной кампании

Что запланировано сделать в эту ремонтную кампанию?

Планируется подготовить почти 4000 километров тепловых сетей и заменить порядка 100 километров. Это в однотрубном исчислении. К отопительному сезону планируется подготовить 968 котельных и 135 тепловых пунктов, вывести на плановый ремонт 3058 котлоагрегатов, 19 котлов и 107 насосов – заменить на новые.

Как определяются участки теплотрасс, которые нужно заменить в первую очередь?

Проводится анализ аварийных ситуаций, которые произошли за прошедший отопительный сезон. В момент ликвидации аварии наши специалисты проверяют состояние трубы: она разрезается, и можно определить ее состояние изнутри, толщину стенки, а также состояние изоляции, камеры и канала. Исходя из ситуации и определяются дальнейшие планы по этому конкретному участку. Если необходимо – он вносится в планы по ремонту.
Но основным критерием определения возможных аварийных участков и необходимости их замены являются гидравлические испытания тепловых сетей, которые проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона.

Какие районы самые проблемные в Республике?

Самые густонаселенные, а среди них отдельно выделяется Донецк. Тут больше всего аварийных ситуаций, ведь в городе больше всего сетей: 51% всей теплосети Республики. Да и донецкие сети – самые старые.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Донецк – большой промышленный город, поэтому есть много сторонних факторов, которые дают дополнительную нагрузку и негативно влияют на теплотрассы. Это и особые горно-геологические условия (деформация почвы), и близость к электросети – а это блуждающие токи, разрушительно влияющие на трубы.
Есть новые технологии, особые покрытия, снимающие эту проблему, но их не везде можно использовать. Мы стараемся менять трубы, подающие горячую воду потребителям, на современные пластиковые трубопроводы. На них не влияют блуждающие токи, они долговечнее. Но такие трубы применяются только для теплоносителя температурой до +70…+80°С. Для отопления они не подходят.

Неотъемлемая часть технологического процесса теплоснабжения – выбросы газообразных загрязняющих веществ в атмосферу. На вашем предприятии что-то делается, чтобы сократить их?

По всей Республике планомерно реконструируем твердотопливные котельные, переводя их на газообразное топливо – благодаря этому снижаются выбросы загрязняющих веществ. Выбросы оксида углерода и оксида азота будут всегда, пока мы используем любое органическое топливо. Полностью избавиться от них невозможно. Но их концентрация зависит от оборудования, которое их перерабатывает. Мы уходим от старых угольных котлов, КПД которых – не более 60%, и меняем их на высокоэффективные газовые котлы, КПД которых – свыше 90%. Такое оборудование использует намного меньше органического топлива, соответственно, концентрация выбросов меньше. В 2020 году так были реконструированы котельные в Ясиноватой, Ольховатке.


О приоритетах и финансах

2021-й год начался с повышения тарифов на коммунальные услуги, это была необходимая мера?

Да. Но даже повышение тарифов на коммунальные услуги полностью не покрывает те расходы, которые несет наше предприятие для поддержания системы и стабильного прохождения отопительного сезона.
Дополнительные средства от повышения тарифов позволят нам дополнительно закупать топливо, материалы для ремонта, увеличить заработную плату специалистам.


Насколько важна для «ДОНБАСС-ТЕПЛОЭНЕРГО» кадровая политика?


Люди – главный актив нашего предприятия. Мы активно поддерживаем специалистов, работники имеют все социальные гарантии, профсоюзная организация заботится об оздоровлении, о досуге сотрудников, не забывает и о наших ветеранах.
Но квалифицированных кадров нам не хватает. Мы обучаем их за счет предприятия. Если человек хочет, у нас он может расти, развиваться, повышать профессиональный уровень и, соответственно, разряд, подняться на руководящую должность. Мы сами себе куем кадры: на базе Государственного Концерна «Донбассгаз» есть учебно-методический центр, в котором обучаются сотрудники концерна, в состав которого также входит наше предприятие. Сейчас ведется активная работа по получению лицензии на обучение четырем профессиям: оператор котельной, машинист-кочегар, слесарь тепловых сетей, аппаратчик химводоочистки.

То есть желающие работать могут прийти к вам прямо с улицы и всему научиться?

Мы согласны брать на работу, что называется, «со школьной скамьи», доучивать на производстве. Можно прийти к нам учеником, за это время обучиться и перейти на основную работу. Это можно делать и летом, в ремонтную кампанию. Главное, чтобы у нас была заинтересованность в таком специалисте и имелась вакансия.

Что еще важно для бесперебойной работы теплосети?

Своевременная и в полном объеме оплата услуги по отоплению жилищ потребителями.

«Донбасстеплоэнерго» получает инвестиции от государства?

Да, конечно. Проводить реконструкции и модернизацию оборудования в таком большом хозяйстве не получилось бы без финансовой поддержки государства. Правительство ДНР ежегодно выделяет нам средства из бюджета Республики на целевые мероприятия, связанные с реконструкцией и строительством конкретных объектов.
В 2021 году на выделенные государством деньги мы запланировали начало строительства новой котельной в Торезе, строительство котельной в селе Контарное Шахтерского района – она будет обогревать школу.
А основной проект – реконструкция системы теплоснабжения части Зугрэса и начало строительства новой котельной, которая будет отапливать полгорода.
В 2021 году также планируем провести реконструкцию или капитальный ремонт 20 котельных по всей Республике: в Донецке, Шахтерске, Амвросиевке, Енакиево, Макеевке, Снежном и Харцызске.


О надежности

Насколько серьезным испытанием для предприятия стала пандемия COVID-19?

Конечно, пандемия внесла коррективы в нашу работу, было много отрицательных моментов. Например, из-за закрытия границ были проблемы с поставкой материалов. Люди уходили на самоизоляцию, их нагрузка перераспределялась на других работников. Но, несмотря на трудности, мы провели полноценную ремонтную кампанию, стабильно прошли отопительный период.
Однако был и положительный момент. Пандемия научила нас работать удаленно, заставила руководящий состав перейти на формат видеоконференций. Это позволило сократить расходы на горючее и не тратить рабочее время на длительные поездки – наши филиалы находятся по всей Республике. Конечно, совсем без личного контакта работать не удастся, но затраты на необязательные переезды сократились. Пандемия показала, что можно проводить совещания, не покидая рабочие места.

Как вы считаете, какой должна быть современная теплопроизводящая компания?

Надежной. Причем надежной во всем. Это главное в нашей отрасли. Первоочередная задача предприятия – бесперебойно обеспечивать теплом потребителей. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем состоянию нашего оборудования, стараемся при любой возможности вложиться в его модернизацию, заботимся об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Стараемся быть надежным работодателем, много внимания уделяем социальной защищенности работников, их безопасности на производстве. Не зря девиз нашего предприятия – «С нами надежно и тепло!».