Одна из лучших традиций «Вечерки» — дружба и сотрудничество с нашими читателями и героями публикаций. Именно такие неравнодушные люди порой «подбрасывают» корреспондентам газеты интересные темы и факты, храня в памяти или своих домашних архивах скрытые от публики «раритеты».
Вот и в этот раз, накануне профессионального праздника автомобилистов, в редакцию пришел макеевчанин Владимир Михайлов, не один десяток лет своей жизни отдавший автотранспорту. В воспоминаниях Владимира Евгеньевича нашлось много интересного и об истории Дня автомобилиста, и о работе автопредприятий Макеевки в пору ее индустриального расцвета. А еще – об умении поколений тех лет счастливо жить и трудиться.

1975 год. В СССР масштабно празднуется День Победы, в наш город приезжают ветераны дивизии, освобождавшей Макеевку, — начинает свой рассказ Владимир Михайлов. — В этом же году зав. отделом транспорта и связи ЦК КПСС Павел Волков подает в Президиум Верховного Совета СССР подборку документов о роли автомобилистов в Великой Отечественной войне и в восстановлении хозяйства страны в послевоенное время. Как следствие, появляется Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника — Дня работника автомобильного транспорта».
Копию Указа Владимир Евгеньевич принес в редакцию, текст документа гласит: «День работников автомобильного транспорта праздновать ежегодно в последнее воскресенье октября». Внизу стоит дата «15 января 1976 г. Москва, Кремль».

Макеевка была в свое время не только городом металлургов и шахтеров, но и городом автомобилистов, — продолжает рассказ мой собеседник. — В 1974 году Министерство автомобильного транспорта Украинской ССР начало некоторые изменения в отраслевых структурах, затронувшие и наш город. В то время на первом этаже здания бывшего «Макеевшахтостроя» располагался Макеевский трест грузового автотранспорта — крупное автомобильное подразделение, в состав которого входили 12 автопредприятий: 3 располагались в нашем городе, 2 предприятия в Мариуполе (тогда Жданове), еще в Новоазовске, Комсомольске, Харцызске, Торезе, Шахтерске, Снежном, Амвросиевке. Все они подчинялись Макеевскому автотресту.
В ходе реорганизации на базе Макавтотреста было создано автомобильно-транспортное объединение (АТО) 04670 — одно из самых крупных не только в Донецкой области, но и в Украине. К трем макеевским предприятиям бывшего автотреста присоединилось Западное автопредприятие из пос. Новорабочий городок (в народе его называли «томилинским» — по фамилии бывшего директора). Так получилось, что день рождения макеевского АТО 04670 почти совпал с днем рождения нашего профессионального праздника, — утверждает Владимир Евгеньевич.


Здесь в качестве знакомства нужно сказать, что он отдал автомобильной отрасли более 40 лет своей жизни. Трудовой путь начал слесарем по ремонту автомобильных двигателей на ЯКХЗ, потом работал в Советском АТП 04672, занимался организацией ремонтов автомобилей и рационализаторством. Хорошо зарекомендовавшего себя молодого специалиста в 1968 году пригласили на работу в Макеевский автотрест старшим инженером отдела перевозок. В 1974-м, после армии, Михайлов занял должность заместителя начальника, а затем и начальника отдела перевозок АТО. С сентября 1976-го — зам. начальника объединения, директор головного АТП. Свой путь в отрасли завершил на посту заместителя председателя правления ОАО «Донецкавтотранс», вице-президента ассоциации Донецкая транспортная компания. Сейчас Владимир Евгеньевич на заслуженном отдыхе, но нашел применение своим силам в Совете ветеранов Горняцкого района.

-Я пришел к вам потому, — продолжает он свой рассказ, — что в душе навсегда остался автомобилистом. И преклоняюсь перед людьми, которые, невзирая на времена и условия, создаваемые нам судьбой, остаются у руля. В канун праздника хочу поздравить их, передать большой привет и рассказать, с какими замечательными людьми мне повезло работать.


Итак, вернемся к АТО 04670 в пору его расцвета. В состав объединения входили 4 автопредприятия, на которых трудились 2,5 тысячи человек, парк имел 1,5 тысячи автомобилей. Объединение обслуживало все предприятия Макеевки, его машины участвовали в строительстве Харзцызского трубного завода, горловского «Стирола», двух станов на заводе Ильича и портовой зоны в Жданове. Кроме того, в составе АТО имелся батальон из 400 автомобилей, приписанный к Вооруженным силам СССР, в котором стояли законсервированные передвижные ремонтные мастерские и прочее оборудование.


Из этого военизированного батальона 110 автомобилей ежегодно уходили в Винницкую область на уборку сахарной свеклы. В объединении даже хранился огромный сахарный бюст Ленина. Специализированный транспорт АТО обеспечивал бестарную перевозку муки на хлебозаводы: полуприцепы с громадными емкостями курсировали на Донецкий, Макеевский, Константиновский, Ясиноватский мелькомбинаты, где в них задували по 8 тонн муки, разгружали ее при помощи установленных на машинах компрессоров. Мука развозилась на хлебозаводы Макеевки, Ясиноватой, Харцызска, Шахтерска, Тореза, Снежного и Амвросиевки.


Каждый год 70 автомобилей объединения отправлялись в Сумскую область на заготовку картофеля для Макеевки, из Тельмановского и Старобешевского районов перевозилось зерно на хлебоприемные пункты, овощи и прочее. В АТО работала специализированная колонна по перевозке молока, ежедневно только на Макеевский молокозавод завозилось до 240 тонн. Пункты забора были в Старобешевском и Тельмановском районах, в Днепропетровской и Запорожской областях. Автомобиль КамАЗ с прицепом вез 16 тонн молока, 16 тысяч литров! Эта же колонна развозила молоко в детсады, школы, магазины Макеевки, часть Донецка и Харцызска.


К тому же при объединении был создан пункт попутной загрузки автомобилей. Помимо того, что «не гоняли порожняк», зарабатывали 25 процентов от стоимости перевозки. Ежегодно на предприятии проводились общеобластные соревнования по вождению и прочему профмастерству.

Есть один интересный случай, о котором наверняка мало кто помнит, — говорит Владимир Михайлов. — 30 октября 1976 года в Донецке в театре оперы и балета проходило торжественное собрание по случаю Дня работника автотранспорта, а 31-го состоялся парад автомобилей, к участию в котором было подготовлено порядка 100 машин начиная с довоенных марок. При помощи МРЭО и ГАИ мы отыскали в совхозах и у частников ГАЗ АА, ЗИС-5, Студебеккер. Додж 3/4 нашли в Советском АТП, он возил руководителя Макеевского трансагентства Бориса Ряполова. В этом агентстве можно было заказать транспорт, чтобы отвезти груз в любую точку Советского Союза.


К слову, Донецкое областное автоуправление по объемам перевозок и уровню организации было третьим в Союзе. Первое место занимал Мосавтотранс, 2-е — Ленавтотранс. Донецкое облавтоуправление также стало инициатором наибольшей выработки на каждую списочную автотонну.


Работать было нелегко. В любую погоду груз должен был отправляться по назначению. Трудились ударно: нас снимало телевидение, о работе предприятия писали газеты. Профессионалы АТО 04670 получали ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, Трудовой славы, не говоря уже о грамотах и благодарностях. Преклоняюсь перед теми, кто возит пассажиров и грузы сейчас, но у нас был совсем другой стимул, мы гордились своей профессией, своим трудом, своей страной, — вспоминает Владимир Евгеньевич.


Стоит еще вспомнить, что на балансе Макеевского автообъединения находился участок, занимавшийся ремонтом дорог. А еще имелось свое общежитие, построенный собственными силами жилой фонд, который потом ушел в жилфонд города. Работники АТО отдыхали в санатории «Слава» в Алуште, на балансе предприятия состоял пансионат «Чайка» в Урзуфе, куда приезжали отдыхать даже космонавты; 2 пионерлагеря на Азовском побережье и Северском Донце. По праздникам трудящихся развлекали собственные ВИА и духовой оркестр. В объединении была собственная радиоточка.

У нас работала замечательная династия Рудневых, — продолжает свой рассказ Михайлов. — Вера Руднева возглавляла спортивно-массовую работу на предприятии, наши спортсмены выступали даже в первенстве Украины, завоевали массу кубков и наград. Объединение постоянно занимало призовые места по Министерству автомобильного транспорта Украины, переходящее знамя осталось у нас на вечное хранение.


А когда случилась беда в Чернобыле, на ликвидацию последствий были отправлены и наши люди, техника. Много автомобилей там и остались, возвращать их обратно было нельзя.


АТО 04670 просуществовало с ноября 1974-го по сентябрь 1986 года. Первым гендиректором был Николай Жуклинец, в 1978-м им стал легендарный человек Николай Афанасенко, о котором «Вечерка» неоднократно писала. Под стать руководителям были и люди, самоотверженные труженики, о которых я не могу не упомянуть.
Григорий Озеров проработал в автомобильном транспорте 60 лет, был директором Западного АТП, зачинатель контейнерной перевозки хлеба. Виктор Звягинцев обслуживал ЖБИ на автомобиле МАЗ с двумя прицепами, возил по 24 тонны груза. Экипаж Владимира Ткаченко и Ивана Кащавки осваивал новые автомобили КамАЗ на дорожных работах и сыпучих грунтах. Иван Гайдаш на МАЗе с прицепом независимо от погоды каждый день возил городу молоко. Алексей Кузьмич был шахтером, получил травмы, потом работал на КрАЗе, а когда подвело зрение, перешел в автомастерские, золотые руки были у человека.


Нельзя не вспомнить Николая Пименова и шлифовщика Евгения Жмурина, медника Виталия Радкевича. Василий Черников до сих пор крутит баранку на «Почте Донбасса». Не могу не назвать Николая Патану — молодым фору даст; Григория Романенко — он был в составе комсомольско-молодежного экипажа, занимавшего 1-е место по Украине в автоперевозках; Николая Кашпора, Андрея Михая — он работал на строительстве дороги Киев-Одесса, сейчас водитель скорой помощи. На Олимпиде-80 тоже были наши представители — механики, водители, например, Евгений Дугельный. Саша Лысенко был делегатом Всесоюзного съезда комсомола. Безотказные труженики Валик Овсяный, Юрий Волошин — атаман нашего казачьего полка, ведет активную работу в Горняцком совете ветеранов. К сожалению, нет уже с нами моториста Вани Старикова и Степана Штемпуры — он прошел миллион километров без капремонта.


У меня всегда был принцип: можно человека отругать, если виноват, но никогда не забывать похвалить и поощрить, если он это заслужил. И наши ребята, поверьте, того действительно заслуживают. Хочу передать им привет и пожелать не стареть сердцем и душой. А молодым автомобилистам быть похожими на своих отцов и дедов, — завершил воспоминания Владимир Михайлов.


Что ж, остается присоединиться к его словам и традиционно пожелать макеевским автомобилистам ни гвоздя ни жезла, гладких дорог и счастливых возвращений.


Инна САЛМАХИНА. Фото Натальи ГЕЛЮХ и из архива Владимира МИХАЙЛОВА.