Учитывая холодную погоду, которая установилась к концу сентября, Главой Республики и главами администраций городов и районов было принято решение о раннем старте отопительного периода — с 1 октября.


И вот старт позади, тепловые источники выведены на температурный режим, а значит, можно подвести первые итоги. О работе и насущных проблемах предприятия, которое стоит на страже тепла всей Республики, — читайте в интервью с Алексеем ЦЮПКОЙ, генеральным директором ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго».


ГОТОВНОСТЬ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ

Ранний старт отопительного периода как-то отразился на работе теплосети?

Нет. К 1 октября все плановые и профилактические ремонтные работы на теплотрассах, котельных и теплопунктах «Донбасстеплоэнерго» завершились, к старту мы были готовы. Полный комплекс мероприятий по включению теплоснабжения занял порядка двух суток. Источники теплоснабжения включаются поэтапно, по графику, согласованному с ГК «Донбассгаз» и администрациями городов, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы газоснабжения Республики. Согласно этому графику, в первую очередь тепло появляется на социальных объектах – в лечебных и образовательных учреждениях, затем у прочих потребителей.

В социальных сетях есть жалобы на то, что у кого-то все еще холодно – или во всей в квартире, или в одной из комнат… Звонят в теплосеть, а их перенаправляют в управляющие компании.

Все верно. Диспетчер выясняет, что котельная, обслуживающая этот дом, работает, тепло подается, порывов на теплотрассе нет, следовательно, проблема имеется во внутридомовой системе отопления, а это уже сфера ответственности управляющей компании. Граница ответственности за техническое состояние и качество теплоснабжения между теплосетью и организацией, эксплуатирующей здание, определяется границей балансовой принадлежности. Как правило, это внеш-няя граница стены жилого дома, здания или сооружения. Теплосеть отвечает за температуру теплоносителя и давление в системе до входа в дом, а организация, эксплуатирующая здание, — во внутридомовой системе отопления.

Но все-таки перебои в работе котельных и порывы на теплотрассах случаются…

Достаточно большая часть теплотрасс и теплопроизводящего оборудования уже выработали свой ресурс, физически изношены. Мы делаем все возможное, чтобы аварийные ситуации происходили как можно реже. С началом отопительного сезона начинаем планировать будущую ремонтную кампанию. К весне у нас уже готов план, по которому мы работаем после завершения отопительного периода. Чем больше отремонтируем в межсезонье, тем стабильнее будет прохождение очередного отопительного периода.
К сожалению, не все зависит от нашей работы – котельная может остановиться, если нет электроэнергии. Такое случалось прошлой зимой, когда из-за обледенения были обрывы на линии электропередач. И уже этой осенью были остановлены котельные в Горловке после отключения электроэнергии из-за обстрела ВСУ. Спасибо нашим энергетикам, они быстро исправляют ситуацию, и мы запускаем котельные.

Насколько хорошо республиканская теплосеть подготовилась к начавшемуся отопительному сезону? Что было сделано в период ремонтной кампании?

Подготовлено почти 4000 километров тепловых сетей и заменено более 90 километров, подготовлено 968 котельных и 135 центральных тепловых пунктов, капитально отремонтировано 20 котельных, проведена ревизия более 3000 котлов, заменено на новые 19 котлоагрегатов и 107 насосов.
В прошлом году у нас была положительная динамика по снижению аварийности на тепловых сетях Республики. В этом году объем сделанных в ремонтную кампанию работ – не меньше, чем в 2020-м. С запланированными на 2021-й год ре-монтно-подготовительными мероприятиями мы справились в полном объеме. Это должно позволить продолжить наметившуюся положительную динамику по снижению аварийности.

Ведутся ли какие-либо работы по модернизации оборудования?

Да, две котельные переведены с угля на газ, одна котельная с жидкого топлива на уголь в Дебальцево.

Что дает такая модернизация?

Котельные, работающие на газообразном топливе, энергоэффективны – при меньших затратах энергии дают больше тепла. Уменьшаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Благодаря новому оборудованию снижается количество аварийных ситуаций. В «Донбасстепло-энерго» ежегодно проводится подобная модернизация.

Следовательно, если теплосеть больше отремонтирует и заменит на новое теплогенерирующее оборудование и трубы теплотрасс, то аварийных ситуаций будет меньше?

Это очевидно. Все упирается в финансы. Мы не бюджетная организация. Мы работаем за счет средств, которые перечисляются нашими потребителями – населением, организациями и предприятиями – за услуги по предоставлению теплоснабжения и горячей воды.

И как обстоят дела с оплатой потребителями за оказанные услуги?

У потребителей есть долги перед теплосетью – и это плохо не только для теплосети, но и для населения. На средства, полученные от оплаты за наши услуги, мы закупаем топливо, материалы для ремонта, платим заработную плату специалистам. Благодаря высокой квалификации и опыту наших сотрудников в целом получается обеспечить стабильное прохождение отопительного сезона. Но мы бы могли сделать больше, имея больше средств. Долги – это не просто недополученные средства, это упущенные возможности по ремонту и модернизации системы теплоснабжения.
Даже в период пандемии можно вовремя оплатить счета. Для удобства потребителей по всей Республике работают пункты приема абонентов ГУП ДНР «Донбасс-теплоэнерго», в которых по телефону производится сверка по оплате за наши услуги. Оплатить счет также можно не выходя из дома, воспользовавшись системой дистанционного обслуживания «ЦРБ Онлайн». Это актуально в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.


КАДРОВЫЙ ВОПРОС

А что с кадрами? Достаточен ли приток молодых специалистов?

Кадровый вопрос и в нашей отрасли теплоснабжения, и в целом у коммунальных служб по Республике на сегодняшний день стоит остро. В «Донбасстеплоэнерго» есть незаполненные вакансии, причем среди рабочих специальностей 47% от общего числа занимает профессия слесаря.
Мы проводим большую работу по привлечению молодых специалистов. Молодежь приходит на стартовые должности, мы много внимания уделяем ее обучению: в теплосети существует система наставничества, проверенная временем. Многие наши сотрудники, которые сейчас занимают должности руководителей, пришли к нам сразу после окончания учебного заведения. И в этом один из основных плюсов молодых специалистов: они мотивированы, стремятся познавать новое и готовы расти. Молодежь – это новые идеи, креативное мышление и самое главное – их уверенность в том, что они могут «горы свернуть».

Сотрудничает ли «Донбасстеплоэнерго» с какими-либо учебными заведениями: профессиональными училищами, вузами — в плане организации практик и стажировок учащихся, а также трудоустройства выпускников?

Да, конечно. Сотрудничаем с Донецким национальным техническим университетом, Донбасской национальной академией строительства и архитектуры, донецкими техникумами промышленной автоматики, строительных технологий и электрометаллургическим.
Мы ищем новых сотрудников еще до момента устройства на работу на наше предприятие. Для этого приглашаем студентов на практики, собеседования, стажировки, присматриваемся к ним на экзаменах, на конкурсах молодых профессионалов, которые проводятся в учебных заведениях. Наши сотрудники часто участвуют там в качестве членов экзаменационных комиссий и жюри. Самых ответственных студентов приглашаем на работу. В этом случае выигрывают обе стороны: и предприятие, получающее молодого специалиста, и студент, получающий уверенность в том, что после окончания учебы у него есть работа.

Насколько привлекательно предприятие «Донбасстеплоэнерго» как работодатель?

Соискателей работы в такой организации, как «Донбасстеплоэнерго», привлекает прежде всего стабильность: работа у нас – это гарантия долгосрочной занятости, официальное трудоустройство и социальный пакет, выплата заработной платы два раза в месяц, а также возможность карьерного роста.


Что в планах на будущее?

Продолжать работать, сохраняя стабильность. По мере возможности модернизировать теплогенерирующее оборудование. Уделять внимание проблеме энергосбережения. Мы заинтересованы в том, чтобы наши котельные не грели воздух. Для этого задумали новый проект — собственный цех по производству пенополиуретановой теплоизоляции и железобетонных плит на базе Филиала «Горловкатеплосеть».
Чтобы исключить большие потери тепла при его транспортировке, надземные теплотрассы изолируются современными изоляционными скорлупами из пенополиуретана, она многоразового использования. Ведь старая теплоизоляция, стекловолокно, быстро выходит из строя, при каждом ремонте ее необходимо менять на новую, потому что от воздействия воды она портится. С течением времени разрушаются и железобетонные плиты, и люки, которыми накрыты теплотрассы и доступы к тепловым камерам. Все это необходимо менять, причем эти материалы теплосети нужны постоянно. Покупать такие изделия значительно дороже, чем делать самим.


Пресс-службы ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго».