Вихри первой мировой, гражданской, второй мировой войн, совсем недавний (январь – февраль 2015-го) «Дебальцевский котел» – такой вот героический боевой путь прошел скромный по донбасским меркам (25 тысяч населения без пригородов) городок, явившийся миру всего лишь 140 лет тому благодаря строительству железнодорожной станции.

Эпицентром событий здесь всегда был и остается вокзал, построенный по индивидуальному проекту и реставрированный в прошлом году к Дню города (3 сентября) по решению Управления Донецкой железной дороги.


Чье имя у Дебальцево?

Биография города началась со строительства донецкой каменноугольной железной дороги. Регулярное движение по этой магистрали открылось 1 декабря 1878 года. Основной сортировочной станцией на дороге и стало Дебальцево, начавшее с этого дня свою рабочую летопись.


Однако долгое время не было однозначного ответа на простой вопрос: кто стал «крестным отцом» города – русский дворянин или бельгийский промышленник? Многие источники, в том числе официальные, утверждали: именуется он так в честь бельгийца Де Больца, открывшего здесь в 1894 году механический завод. В подтверждение данной версии – некоторые североевропейские (или – прибалтийские) черты возведенного по эксклюзивному проекту железнодорожного вокзала.

Однако на топографических картах Дебальцево появилось раньше рождения завода. Поэтому есть все основания доверять версии уроженца города Вадима Оноприенко, врача, писателя, автора книги об истории Дебальцево. Он утверждает: имя города происходит от русского дворянского рода Дебальцовых.


Илья Николаевич Дебальцов служил статским советником при одном из министерств. За участие в подавлении восстания декабристов в Петербурге в 1825 г. его пожаловали пустопорожними землями у истока трех рек. Там он основал село Ильинка, одну из окраин которой назвали Дебальцовкой. В 1878 г., когда прокладывалась железная дорога, именно у Дебальцовки построили крупную узловую станцию. С нее и берет начало город, заложенный крестьянами, переселенными из родового дворянского имения Дебальцовых в Воронежской губернии. И имя его к Бельгии никакого отношения не имеет.

Оригинал с латвийским акцентом

Каменное здание вокзала возводилось в 1879-1893 годах по индивидуальному проекту и отличалось оригинальностью конструкций и неповторимостью архитектурных форм. Предположительно, автором проекта был Юлий Цауне – архитектор, родившийся на территории современной Латвии, а после окончания Художественной академии в Санкт-Петербурге работавший в Харькове.


Прибалтийское происхождение автора проекта и отвечает на вопросы, откуда у дебальцевского вокзала архитектурные изыски северного происхождения.
В 1905-1908 гг. станция пережила второе рождение – она была реконструирована по проекту инженеров А.Некрасова и М.Селькова-Савойского. В основу было положено прогрессивное решение: пассажирское движение отделено от грузового, а станция стала использоваться только для обслуживания пассажиров (для обработки грузопотоков в нескольких километрах построена другая). На переустройство израсходовано свыше 3 миллионов рублей – громадные по тем временам деньжищи.


В 1936 году к зданию вокзала был пристроен кассовый зал. В годы Великой Отечественной войны вокзал Дебальцево был значительно разрушен. За 1946-1953 годы здание восстановлено, оно вводилось в эксплуатацию частями. В 1967 г. рядом с ним построено здание отделения перевозки почты, в 1973-м введено в эксплуатацию багажное отделение.

В 2006-м вокзал был реставрирован, однако в 2014-2015 годах вновь сильно пострадал во время боевых действий.


Вокзал станции Дебальцево – 1-го класса, островного типа. Двухэтажное здание общей площадью более 2355 кв.м имеет 30 помещений. В целом вокзал представляет собой совокупность станционных зданий и сооружений, необходимых для обслуживания пассажиров дальнего и пригородного сообщения.

Люди героической судьбы

В бою у вокзала 9 марта 1919 года погибла 23-летняя Людмила Мокиевская-Зубок, единственная известная женщина – командир бронепоезда. Кстати, теме гражданской войны в городе посвящен рассказ “Морозная ночь” российского писателя Алексея Толстого.

В Дебальцево после Великой Отечественной войны работала единственная на весь СССР женщина-машинист – с позволения самого Иосифа Сталина.
В депо «Восток» станции Дебальцево впервые применили сварочный метод ремонта деталей паровозов.

Дебальцево освобождено от немецко-фашистских захватчиков! Эту картину с еще старым зданием вокзала в 1946-1947 годах написал школьный учитель рисования Иван Рыжков

В 1931 году железнодорожники, соревнуясь за досрочное выполнение плана первой пятилетки, приняли участие во всесоюзном конкурсе паровозных бригад. Одним из победителей стал лучший машинист пассажирского депо Т. Заря.

Рабочие активно включились в стаханов-ское движение. По почину П. Кривоноса на больших скоростях водили тяжеловесные поезда многие машинисты дебальцевского узла.


К. Краснов начал совмещать два наиболее трудоемких процесса на сортировочной станции — расформирование составов с одновременным формированием новых. С 9 по 19 октября 1935-го по этому методу были сформированы 156 поездов, на каждый затрачено в среднем 14,6 мин. вместо 50 по норме. Этот метод вскоре начали применять на всех железных дорогах страны.

Билетный кассир вокзала Дебальцево

П. Аладин предложил в 1936 году новый метод компостирования билетов – непосредственно в поездах, в пути следования, а также круглосуточную продажу проездных документов на пригородные поезда и предварительную (за 2-3 часа до отправления) на транзитные. И этот почин был поддержан по всему Союзу. А инициатор впоследствии многие годы работал начальником станции Москва-Павелецкая.


Сегодня – день оптимистичный

Несмотря на то, что нынче вокзал Дебальцево не бурлит, как в довоенное время, его начальник Светлана Кутакова (на фото) полна оптимизма:

— Во время боевых действий в 2014-2015 годах здание вокзала пострадало на 50-60%. Было прямое попадание в крышу, ни одного целого стекла не осталось. Но уже в 2015-м началось восстановление. В прошлом году, к 140-летию города, в соответствии с решением руководства Донецкой железной дороги полностью реставрирован фасад здания – он восстановлен в первозданном виде. Это единственный в городе памятник архитектуры ХIХ века, и мы сохраним его для следующих поколений жителей нашего города и пассажиров железной дороги, которые будут проезжать по нашей земле.
На вокзале открыты комнаты длительного отдыха (гостиница) и торговые точки.
Как рассказала Светлана Анатольевна, через станцию Дебальцево проходит межрегиональный поезд Ясиноватая – Луганск и 6 пар пригородных поездов. Они связывают город с Ясиноватой, Фащевкой, Мануиловкой, а также с Торезом, откуда очень просто отправиться до Иловайска и далее до Успенки, на границу с Российской Федерацией. Движение пригородных поездов согласовано, ожидания у пассажиров не долгие. И финансовая выгода очевидна – добраться до Ростова-на-Дону стоит порядка 300 рублей, тогда как автобусом – в два-три раза дороже.


В Дебальцево можно приобрести билеты на поезда российского формирования. Это тоже огромное удобство для пассажиров.

Радует оживление в работе железнодорожного узла в целом, ведь основная масса дебальчан, а также множество жителей близлежащих поселков и даже Тореза и Снежного трудятся на предприятиях «железки», которых здесь – более десятка. И подъезжать на работу и домой удобно – расписание движения пригородных поездов учитывает этот фактор.

Только факты

  • Станция Дебальцево служит узловым пунктом для дорог Донецкого каменноугольного района. Совсем недавно здесь сходились поезда из Харькова и Москвы, Ростова-на-Дону и Мариуполя, Луганска и Таганрога…
  • Дебальцево плотно было связано с другими узловыми и крупными станциями региона: Купянском, Ясиноватой, Никитовкой, Лисичанском, Зверево, Миллерово…
  • В советское время Дебальцево-сортировочная была второй всесоюзной станцией по объемам обрабатываемых грузопотоков. Сейчас она восстанавливается. Принято решение и о восстановлении «горки» – увеличение грузопотоков дает о себе знать.

Каких людей видел вокзал!

  •  В 1887 году на вокзале станции Дебальцево побывал русский драматург Антон Чехов. В письме родным Антон Павлович нарисовал схему местности: в центре – большой кружок, а от него в шести направлениях изобразил ветки, которые в свою очередь расходились по направлениям к маленьким шарикам. Чехов разъяснял: «Центральный шарик — это станция Дебальцево. Остальные шарики — это Бахмуты, Лисичански, Лугански и пр».
  • В Дебальцево в 1898 – 1914 годах находилась летняя штаб-квартира выдающегося русского геолога Леонида Лутугина. Исследователь угольных месторождений за создание сводной геологической карты Донбасса удостоен большой золотой медали на международной выставке в Турине в 1911 году.
  • Аккурат в 1898 год на станции Дебальцево родился одиозный украинский поэт Владимир Сосюра. Впоследствии он в стихотворении писал о городе: «Дебальцеве моє, колиско днів моїх, це ти дало мені співучу, ніжну вдачу…». Впрочем, о Третьей Роте (сегодня – часть Лисичанска) он говорил то же самое: «колиско радості й любові…»
  • В городе родился Борис Щербина – Герой Социалистического Труда, один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири, заместитель председателя Совета Министров СССР (1984 – 1989 гг.).
  • В конце августа 1917-го в Дебальцево приезжал Григорий Петровский, революционер и партийный деятель. Он выступил на митинге железнодорожных и заводских рабочих.
  • 22 марта 1920-го на станцию Дебальцево прибыл агитпоезд «Октябрьская революция», возглавляемый председателем ВЦИК Михаилом Калининым. В вагонных мастерских состоялся митинг, на котором Калинин выступил с пламенной речью, призывая трудящихся отдать все силы строительству новой жизни.
  • Во время гражданской войны бывал здесь и генерал Антон Деникин во главе своей Добровольческой армии.