В воскресенье в Донецком республиканском академическом молодежном театре состоялась премьера оптимистической трагедии «Человек из Подольска» — спектакля, который совершенно точно пришел в репертуар ДРАМТа всерьез и надолго. Эту мощную по своей эмоциональной энергетике премьеру поставил на макеевской сцене режиссер из Ульяновска Александр Лебедев.

Мне очень понравилось работать с коллективом ДРАМТа, это настоящее счастье. До начала творческого процесса я и сам не подозревал, какими необыкновенными красками в итоге заиграет готовый спектакль. Он стал открытием для меня самого. Так бывает, если каждый вложил в работу частицу своей души, — признался режиссер после генеральной репетиции спектакля, на которую в числе первых зрителей пригласили и «вечёрковцев».


Все мы – люди, и оттого ничто человеческое нам не чуждо. В том числе и поныть о том, что маленькие провинциальные города в основной массе своей – серые, грязные, унылые, убогие, с абсолютным отсутствием перспектив и надежд, с жизнью «на автомате», полной безнадёгой… Вот пострадаешь так годик-другой, а потом логично приходишь к выводу, что выход из этой рутины один: бежать из города, где не повезло родиться, куда подальше и как можно скорее. Ведь мир такой огромный, и в нем так много удивительно красивых мест: Париж, Лондон, Иерихон или Амстердам наконец…


Признайтесь, сколько раз вы слышали унизительные «комплименты» в адрес своего родного города от других? А сколько раз в порыве эмоций помышляли о побеге сами? Спрашиваем сейчас вовсе не для того, чтобы кого-то осуждать. Ведь за что, собственно, судить, да и судьи – кто? Стремиться к лучшему – похвально, только вот движение вперёд становится возможным лишь в том случае, если человек сначала обретёт способность видеть окружающую его действительность без прикрас и иллюзий, во всем её многообразии, со всеми плюсами, минусами и во всех оттенках. Ведь в поисках лучшей жизни можно бесконечно мерить города широтой улиц и высотой шпилей соборов, но это окажется бесполезным. Потому что в любые переезды человек берет с собой прежде всего себя – не всегда умеющего созидать и это лучшее толком оценить.


Но как во всём этом разобраться? Как научиться, самозабвенно очаровываясь журавлем в небе, не обесценивать синицу в руке? Вон ламы в Тибете годами медитируют, постигают дзен, дабы вникнуть в суть вещей и гармонию мироустройства. А нам, простите, некогда заниматься всей этой чепухой: каждый день на работу к 8 часам. А до неё еще на троллейбусе, а потом и на электричке тарахтеть. Между прочим, стоя, в ужасной давке – это вам не поза лотоса на горе. Да и времени, знаете ли, нет в таких условиях ни на что философско-фундаментальное – первым делом надо в люди выбиваться…
Однако как ни прячься за стеклами розовых очков, настоящая жизнь всегда найдет лазейку заявить о себе. И тогда уж мысль о том, как на самом деле устроен мир, может осенить человека совершенно в неожиданном месте.


Вот к пареньку Коле из Подольска это осознание пришло… в полицейском участке, где он оказался по непонятной ему причине. Ведь ничего же криминального 35-летний Николай в своей жизни не натворил: отучился на историка, был женат, развелся, работает редактором в мало кому известной московской газете, живет с мамой, играет в музыкальной группе… В общем, перед нами обычный человек из Подольска. Но за что же тогда паренька задержали? На этот вопрос главному герою правоохранители ответят совершенно невозмутимо: сначала нужно провести допрос, а уж потом станет понятно, в чем его обвиняют.


– Абсурд! – наблюдая за странной завязкой спектакля, воскликнут зрители. – Все же должно быть наоборот! «Еще какой абсурд!» – в один голос поддержат их сотрудники полиции. И начнут танцевать. А следом петь. А потом делать еще много чего невероятного, переворачивающего привычный мир главного героя с ног на голову.
Впрочем, зрителям нужно быть готовым к тому, что привычная картина мира может пошатнуться и у них тоже. Что в определенный момент «выяснения личности», отвечая на странные вопросы о цвете дверей в подъезде и маршруте до троллейбусной остановки, наверное каждый из находящихся в зрительном зале невольно почувствует себя чуточку «человеком из Подольска». Или из Мытищ, как обаятельный сосед Коли в участке. И вместе с этими «людьми из…» зрители тоже будут искренне недоумевать. Не только неожидан-ному появлению на сцене Моцарта, Эйнштейна или Солнца русской поэзии Пушкина. А в основном от того, что, казалось бы, обычные на вид стражи порядка станут рассуждать о «Черном квадрате» Малевича, книгах Владимира Сорокина, творчестве Einstiirzende Neubauten. Но главное – в тонких вопросах внутреннего мира человека вкупе со всеми его «нейронными связями» они в конечном итоге окажутся просветлённее многих восточных мудрецов.


Поэтому вроде бы логичное возмущение от задержания главного героя «ни за что» на протяжении спектакля будет сменяться самыми разными эмоциями: непониманием, растерянностью, жалостью, самоиронией, надеждой… Ведь не зря же режиссер Александр Лебедев жанром спектакля избрал оптимистическую трагедию. Трагедия состоит в том, что герой всё-таки должен умереть – но именно для того, чтобы обязательно воскреснуть. Со свежими мыслями, идеями, порывами, в новом мире, где слово Реальность будет писаться исключительно с большой буквы.


На какой эмоциональной точке в конечном итоге остановитесь именно вы, на какой остановке троллейбуса сойдете, какой увидите палитру своей жизни, сложно предугадать вплоть до самого финала спектакля. Поэтому приходите в театр и не бойтесь узнать о себе много нового.


С премьерой, родной ДРАМТ, прими поздравления еще с одним умным, многоуровневым для понимания и будоражащим душу спектаклем в репертуаре! Спасибо «человеку из Ульяновска» – режиссеру Александру Лебедеву, всему творческому коллективу за бурю эмоций, которую нам довелось пережить на премьере. Для автора этих строк постановка стала своеобразным сеансом психотерапии – про то, что в нашей жизни нет ничего более важного, чем день сегодняшний, и мы сами выбираем, как нам прожить этот день. А еще – о том, что красота всегда в глазах смотрящего.


Ольга Зайцева. Фото Оксаны Дворниченко и Екатерины Приходько.