Встреча с творческим человеком, наделенным к тому же цепким пытливым умом, всегда сулит много интересного. Поэтому «Вечерка» без колебаний откликнулась на приглашение известного донецкого гончара Александра Ткаченко выпить чашечку чая в приятной компании. И не где-нибудь на кухне, а в уютном кафе с подходящим названием «Чайная роза» в центре столицы Республики. Предложение прозвучало особенно заманчиво в серый, ветреный и морозный зимний день.

Напомним, что потомственный шахтер, а ныне гончар Александр Ткаченко – давний знакомый наших читателей. Мы бывали на его выставках и учились основам ремесла на мастер-классах в Донецком краеведческом музее. Вряд ли кто-то на территории Донецкой Народной Республики, а то и за ее пределами так много знает о керамике и имеет за плечами огромный опыт работы с глинами в виде несчетного количества собственноручно изготовленных керамических изделий, современных и кропотливо возрожденных со времен древней старины. А еще может так интересно рассказывать об их применении в разных уголках земного шара.

Чаепитие на тему…


Но когда человеку есть о чем поведать, ему нужен слушатель – вдумчивый, интеллигентный, разделяющий интересы рассказчика. А когда к тому же рядом окажется не менее увлеченный единомышленник, вот тогда и получается самая что ни на есть приятная компания: мастер гончарного искусства, мастер чайных церемоний и благодарные слушатели, внимательно впитывающие информацию о том, что пить, из чего пить и как заваривать.

Идея тематических чаепитий как-то одновременно пришла к нам с Александром, — рассказывает Ирина Сычева, хозяйка кафе в центре Донецка, в районе пл. Ленина. – Мы знакомы давно, уже имели опыт совместной работы. У Александра планировалась выставка, но возникли проблемы с помещением, а мы как раз в плане мероприятий на текущий год решили проводить дегустацию чая и кофе каждую четвертую пятницу. А чтобы это не было скучно и однообразно, решили приглашать в гости увлеченных людей и интересных рассказчиков. Первым таким гостем и оказался Александр. Пришла наша публика (разрешенное количество и с соблюдением противоэпидемиологических мер), Саша принес свои чайники, пиалы, очень интересно рассказал, как и из чего делается посуда.


Подчеркну, что это не выставка, тем более не продажа керамических изделий, это просто попытка подарить людям запоминающийся вечер, донести полезную информацию, рассказать о наших обычаях и традициях. А еще возможность рассмотреть и потрогать чудесные авторские работы гончара и даже подержать в руках глину, из которой они сделаны.


Людям понравилось, они интересовались, задавали вопросы. Мы решили на этом не останавливаться. Родилась идея приглашать на наши пятничные дегустации других ремесленников – например, кузнеца или мастерицу по вязанию, мастера витражей… То есть собирать такие небольшие гостиные по интересам. А по воскресеньям мы проводим трансформационные игры, но это уже другая история.
“пепси” — в сторону

-К сожалению, наша молодежь сегодня предпочитает «пепси», — вступает в разговор Александр Ткаченко. — Чтобы хоть как-то увлечь людей в сторону собственных традиций, я собрал рецепты приготовления медовухи, пива (не хмельного!), узвара, кваса, киселя и прочих напитков Руси. Решил, как говорится, нести в массы. Для наглядности поставил на витрину кафе несколько своих чайничков – пусть люди видят, как вы-глядит настоящее, испытанное временем керамическое изделие, в котором можно заварить невероятно вкусный и полезный напиток на любой вкус.


Расположенный в городском округе Уси в провинции Цзянсу (КНР) город Исин славится своими уникальными глинами. Из исинской глины Цзы Ша на протяжении многих веков изготавливали посуду (в основном именно чайники), получившую известность во всем мире. Не зря название города переводится как “подходящий создавать”. Но не только в качестве глины кроется секрет исинских мастеров, а еще и в идеальной, прошедшей вековую проверку технологии. Это знаменитое месторождение уже лет 15 как закрыто, его не существует, а чайники якобы из исинской глины продают и сегодня, причем весьма дорого.

-Важный акцент при выборе заварника, — переходит к главной теме Александр, — посуда должна быть не глазурованная. Если ее стенки покрыты глазурью, керамика утрачивает свои свойства. В правильно выбранном изделии пористые керамические стенки впитывают аромат чая, и при каждом следующем заваривании напиток становится еще вкуснее.


Основное требование к чайнику: он должен как можно дольше держать тепло. Для заваривания разных сортов чая требуется определенная температура воды, но в любом случае она не должна быстро остывать в заварнике. В самом изделии все детали должны располагаться строго на одной линии – носик, крышка, ручка. Когда в чайник наливаешь кипяток, его корпус, как кондиционер, защищает руки от высокой температуры. Крышка должна очень прочно сидеть на чайнике, — и мастер наглядно демонстрирует, что из его изделий крышечки не вываливаются, даже если их перевернуть вверх дном.
Сегодня о всевозможных чайных традициях и церемониях не слышал только ленивый. В интернете на эту тему имеется огромное количество информации, как и о том, где можно приобрести необходимую по инструкции атрибутику. На самом же деле, считает Александр Ткаченко, все это – бамбуковые кисточки, желобки и прочее — не более чем ловкие манипуляции маркетологов. А если вам захочется выпить свежего горячего напитка, вполне можно обойтись старым добрым чайником.


Или же приобрести гайвань — это традиционная китайская посуда для чаепития. Ее появление датируется XIV-XV веком, временем перехода от прессованного и порошкового чая к листовому. Дословный перевод иероглифов Гай Вань с китайского на русский означает «чашка с блюдцем». Существует и другое название – “Сянь Цай Вань”, что переводится как чаша трех основ. Блюдце означает землю, указывая на укоренение, связь с предками и опору. Крышка — символ неба, указывающий на божественное начало и вселенскую мудрость. Сама чашка обозначала человека, находящегося между небом и землей, указывая на то, что лишь в согласии с небом и землей можно достичь гармонии и равновесия.


От старины до эгоиста
История чая в России берет начало в XVII веке с необычного подарка, присланного царю Михаилу Романову китайскими купцами. Это были 4 пуда (65 кг) чайных листьев. До появления чая на Руси любили пить медовуху, квас, кисели, морсы и сбитень. Медовуху — слабоалкогольный напиток с медом — распивали по большим праздникам, кисель — для поднятия духа, ягодный морс и квас — для утоления жажды летом.


С середины XVII века чай начали регулярно импортировать в Россию из Китая, а впоследствии из Цейлона и Индии. Его появление, а затем повсемест-ное распространение изменило исконный уклад жизни людей всех сословий, сформировав новые традиции. В дореволюционной России большинство продаваемых сортов чая были дорогими, и простой народ предпочитал баловаться его «отечественными аналогами» — травяными чаями. Наиболее полезным и популярным был иван-чай, или копорский чай. Он считался панацеей от многих известных тогда болезней и активно применялся в народной медицине. И сегодня вполне можно обойтись без дорогих брендовых марок чая – если вы заварите, к примеру, листья или веточки малины, смородины, плоды шиповника, ромашку, то прекрасно согреетесь в зимнюю погоду, а ваш организм скажет «спасибо» за весьма полезный для него напиток.


Александр Ткаченко считает, что в семье должно быть 3 неглазурованных керамических чайника емкостью 0,5-1 литр – для заваривания черного, зеленого и травяного чаев. Для одиночки прекрасно подойдет «эгоист» — маленький чайничек, который вмещает 100-120 мл жидкости.


Сам мастер признается, что предпочитает зеленый чай с саусепом и… кофе. Среди ассортимента его изделий присутствуют и турки для приготовления бодрящего напитка. Но это уже другие традиции…


О творческих находках


В завершение в качестве анонса хочется сказать, что в задумках Александра, как всегда, очень много интересного. В рамках своего следующего проекта, назовем его условно «Славянская реконструкция», он планирует представить публике два интересных старинных изделия – подойник и кисельник. Первый представляет собой специальный сосуд, в который доили молоко. Выглядит он как крынка с двумя носиками: из одного, нижнего, сливается молоко, а из другого – отстоявшиеся сливки, которые потом взбиваются мутовкой в масло. Александр разыскал оригинальный старый сосуд, по образу которого изготовил собственное изделие, и утверждает, что такого нет ни в одном музее. К слову, если скотину продавали со двора, то старая хозяйка передавала новой подойник из подола в подол, не касаясь руками.
А кисельник очень похож на сковороду: невысокая емкость с ручкой и носиком для слива. Кисели раньше готовили из круп, так вот каша оставалась на дне, а кисель сливали, он застывал настолько, что его можно было резать ножом.
Еще Александр нашел и изготовил на глиняных табличках старинные календари, в которых месяц длится 40 и 41 день, а неделя включает в себя понедельник, вторник, третейник, четверик, пятницу, шестицу, седьмицу, осьмицу и неделю – всего 9 дней. Месяцев было тоже 9, и они носили совсем другие названия.

Как у любого творческого человека, у Александра Ткаченко постоянно рождаются новые планы, идеи, концепции. Будем следить за его работой и, возможно, узнаем еще много интересной и полезной информации.


Инна САЛАМАХИНА.
Фото Александра ПЕТРОВА.