То, что красоты и богатства донецкой земли неисчерпаемы, все, безусловно, знают. Каждый уголок нашего края по-своему уникален. Однако, начав проект «Это Родина моя», «вечерковцы» открыли для себя и, надеемся, для читателей такие места, о которых если и имели представление, то очень поверхностное. Один из таких уголков – поселок Ольховатка в 20 километрах от Енакиево, где мы побывали на прошлой неделе. Отправились туда, узнав, что здесь планируется открытие нового ландшафтного парка.


Миновав Ждановку, Кировское, оставив в стороне Енакиево, редакционный автомобиль с журналистским десантом вышел, так сказать, на финишную прямую. Дорога в поселок, прямо скажем, не порадовала, но наш водитель Денис и не такие преграды преодолевал. Уже на подъезде мы увидели столь яркие природные красоты, что сразу поняли: Ольховатка в качестве будущего ландшафтного парка выбрана не случайно. Порадовал чистотой и ухоженностью и центр Ольховатки, где находится поселковая администрация.

Я знаю: парк здесь будет
Глава поселковой администрации Сергей Дубровкин встречает нас в своем кабинете. О родной Ольховатке Сергей Григорьевич рассказывает с любовью и знанием дела.
— Поселок имеет очень давнюю историю и традиции. Через 2 года ему исполнится 300 лет. Первое поселение возникло здесь в 1720 году. Это были старообрядцы, которые ушли сюда от реформ Петра I и поселились на стыке двух небольших речушек. Их потомки до сих пор живут на этой земле. Старообрядческая община в Ольховатке — единственная на территории Республики. Сейчас она насчитывает около 20 прихожан. Храм община строила своими силами. Возвели его в 90-х годах прошлого века на руинах церкви, разрушенной еще до войны. На его территории — колодец с чистейшей прохладной водой, которую местные жители считают целебной, — говорит глава администрации и продолжает:

— На сегодняшний день, конечно, идет процесс возрождения традиций, самой общины, появилась молодежь именно среди прихожан старообрядческого храма. Но, к сожалению, это все пока незначительно. Сложно восстановить то, что в свое время было потеряно.
Глава поселковой администрации считает, что открытие туристических и экскурсионных маршрутов даст толчок в развитии поселка. Ведь после ликвидации шахты местные жители живут только за счет приусадебного хозяйства. А открытие ландшафтного парка позволит создать новые рабочие места.

 

Внутреннее убранство старообрядческой церкви

— Если центром этого парка будет наш поселок Ольховатка, значит, здесь будет находиться администрация, какие-то подсобные службы, — рассуждает Сергей Дубровкин. — То есть до полусотни человек обретут работу. А это означает, что полсотни семей получат средства к существованию. Нужна будет охрана, лесники. И, естественно, дальше пойдет развитие торговых точек, если это будут туристические маршруты, появление инфраструктуры, связанной с туризмом. Так что все это взаимосвязано. Это единая цепочка.

— Места, конечно, здесь благодатные, от Господа Бога. Есть что посмотреть, есть что показать, — говорит Сергей Дубровкин. — Это не морское побережье, зато здесь есть возможность и отдохнуть, и подышать чистым воздухом, пообщаться с природой. У нас тут и зайцы, и косули, и кабаны дикие, и волки, и лисы. И флора в этих местах уникальная.
Рассказывает Сергей Григорьевич интересно. Но ведь не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому достопримечательности Ольховатки мы намерены увидеть своими глазами. А нашими экскурсоводами по будущему ландшафтному парку стали бывший директор местной школы, без малого 60 лет проработавший на этом боевом посту, Федор Иванович Благушин и краевед-энтузиаст Андрей Безводный.

Уникальный музей в обычной школе

Экскурсию начинаем со школьного музея. Такого нынче и в больших городах не сыщешь. Занимает он почти целое крыло школьного здания и состоит из пяти разделов: боевой славы, краеведения, шахтерской славы, истории школы. Центральное место в экспозиции занимает диорама. Не каждый городской историко-краеведческий музей может похвастаться таким произведением искусства. Диорама открыта к 40-летию Победы и посвящена подвигу автоматчика 14-й мотострелковой роты 95-го пограничного полка Василия Утина.

 

Единственный в Республике памятник — «Летят журавли»

О каждом из разделов музея наш гид Федор Благушин может рассказывать бесконечно – и они того стоят. Экспонатов, которые с любовью собирали все неравнодушные жители поселка, столько, что впору позавидовать некоторым более крупным музеям. Один из залов посвящен истории Ольховатки. В нем собраны предметы быта, орудия труда 17-19 веков, коллекция минералов и многое другое. А своеобразной летописью поселка стала книга рекордов Ольховатки. В ней, например, сказано, что наибольшее количество жителей зарегистрировано в 1961 году — почти 8 тысяч человек, а в 78-м родилось рекордное количество малышей — 125. Самая длинная улица — Ленина — 2,5 километра, а самая короткая — всего 300 метров — улица Скелевая.

В зале истории школы представлены парты из земской школы, за которыми учились дети в 20-х годах прошлого века, старый портфель, перьевые ручки, чернильницы, тетрадки, учебники, а также огромная схема-макет поселка Ольховатка. Всего в музее собрано более 6 тысяч экспонатов.

Места здесь намоленные

Кто хоть раз путешествовал по святым местам, знает, какой свет остается в душе после их посещения. И дело не только в том, что человек переживает, войдя в божественный храм, и какой веры он придерживается. Сама атмосфера, царящая на святой земле, заставляет задуматься о бренности бытия и недолговечности жизни. В русской православной Свято-Покровской старообрядческой церкви, куда мы пришли в сопровождении Андрея Безводного (кстати, выходца из рода старообрядцев), это ощущаешь особенно остро. Ведь повсюду здесь – от потемневших от времени икон до чудом сохраненных верующими царских врат – ощущается пыль веков. Встретившая нас председатель церковного совета Татьяна Моногарова приглашает в храм, предварительно убедившись, что одеты мы сообразно церковным канонам. Татьяна Александровна очень много сделала для того, чтобы сохранить веру предков. Она рассказывает об истории Ольховатской общины, демонстрируя старые фотографии. О прошлом старообрядческого поселения, о том, как живет община сейчас, может говорить бесконечно.

— Место у нас особое, намоленное, — отмечает Татьяна Моногарова. — Здесь все время шла молитва. Церковь, в которой мы сейчас, построена на фундаменте той, которая разрушена в 1937 году. Время было тяжелое. Вы знаете, тогда не только наша церковь пострадала. Это достоверные факты. Парень, который полез наверх снимать крест, разбился насмерть. Но церковь все-таки разрушили. Иконы из нее люди прятали дома.

И не только иконы. Удалось сохранить венцы, которые используют в обряде венчания. И еще чудом уцелели царские врата.

— Здесь же был монастырь женский, стояли маленькие домики. И там, где сейчас трапезная, жила бабушка Алена, — вспоминает Татьяна Александровна. — И она сохранила царские врата. Где она их хранила?! Это еще с той церкви, которая была у нас до войны. Представляете?

Молятся здесь каждые субботу и воскресенье, при любых обстоятельствах. И не важно, два или три человека пришли в храм — служба все равно будет. Крестятся — двумя перстами. — У нас более длительные службы. Женщинам положено приходить в юбке ниже колен, в платке, с прикрытыми руками, — рассказывает Татьяна Александровна. — Если, к примеру, вы не старообрядцы, но хотите прийти на службу, пожалуйста. Только должны стоять у двери. Можете купить свечку, но поставить ее нужно кого-то попросить. Есть и другие отличия, но они со временем становятся менее ощутимыми.

Поскольку живут в Ольховатке не только староверы, то в соседней Ильинке возведен православный храм Свято-Владимирской иконы Божией Матери. По данным книг переписи Елизаветградской губернии, он основан сестрами Марфой и Марией Дебальцевыми в 1874 году. Часть денег, которые они получили по наследству, сестры внесли на строительство этого храма. Во дворе церкви нас встречает ее настоятель отец Александр (кстати, наш земляк-макеевчанин).

— Этот храм переживал все невзгоды, все перипетии исторические, которые проходили на этой земле с нашим народом. После революции он был закрыт, использовался по разным нуждам — технологическим, техническим, был обстрелян во время войны, — рассказывает протоиерей Александр. — По одним данным, здесь был госпиталь, по другим — его использовали как крепость для защиты поселка. Был разрушен не до основания, стены остались, но уничтожили многое. Восстанавливать его начали в 90-х годах. На возведение храма ушло целое десятилетие. Здесь была образована община. Трудами и заботами общины и людей, живущих в нашем поселке, а также ктиторов, помощников (спонсоры — их так называют, а по церковному — ктиторы) и восстановился храм.

Поразительно, но оба храма практически не пострадали во время боевых действий 2014 года. Снаряды ложились вокруг — прихожане насчитали более 60 воронок и собрали ведро осколков. Но ни одного прямого попадания не было. Старообрядческая церковь и Храм Свято-Владимир-ской иконы Божией Матери представляют собой историческую, культурную и духовную ценность.

Те ландшафтные красоты, которые показал нам Андрей Безводный, — это ценность, дарованная самой природой. Здесь даже водопад свой в балке Скелевой имеется. Чтобы увидеть все природные богатства, пришлось преодолеть не один километр по степи и оврагам. Наш автомобиль, словно амфибия, ехал даже по руслу реки Скелевой.
Еще одним открытием стало посещение «музея под открытым небом» археолога-любителя Андрея Топитчака. Его коллекция каменных баб, маховиков водяной мельницы, каменных корыт и жерновов выставлена прямо перед забором, на клумбе.

А более мелкие  артефакты находятся в гараже, и хозяин с гордостью показывает их всем любознательным.

Мы пробыли в Ольховатке целый день, но, конечно, всех достопримечательностей будущего ландшафтного парка “Ольховатский” увидеть не успели. Предполагается, что он займет территорию в 2 тысячи гектаров и включит в себя 5 объектов: балки Скелевую и Ефимью, урочища Плоское и Россоховатое и заказник «Круглик». Все подготовительные работы уже проведены. Очень хочется верить, что в ближайшее время в Донецкой Народной Республике появятся новые заповедные территории.