«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», — говорил известный фотограф, создатель особого жанра фотографии — портретной съёмки в естественной обстановке (англ. environmental portraiture), Арнольд Ньюман. Этой истине верен и наш герой – фотограф, актер Донецкого республиканского академического театра юного зрителя, а также автор рубрики «Книжные обложки» в литературном журнале «Рассвет» Артем Борзов.

«Изучаю фотодело в «онлайне»

— Увлечение фотоделом всегда сопутствовало мне, — рассказывает Артем. – Сначала у меня был маленький незатейливый фотоаппарат, на который я снимал все, что привлекало внимание: пейзажи, городские панорамы, своих друзей. Со временем захотелось изучать искусство фотографии – читал в интернете различные статьи о технических характеристиках камеры, композиционных приемах в снимке, смотрел обучающие видеоролики. В итоге в 2015 году у меня появилась фотокамера, на которую я в первое время снимал все, что видел (улыбается). Затем мне повезло – знакомый фотограф предложил помогать ему в работе в студии и заодно давал мне полезные уроки. Теперь я часто снимаю спектакли, репетиции в родном театре, фотографирую друзей, любимую Макеевку, рабочие и творческие встречи журналистов и писателей журнала «Рассвет». Конечно, не называю себя профессиональным фотографом, скорее, я увлекающийся любитель, которому еще нужно совершенствовать мастерство. Однако герои моих снимков всегда довольны результатом. И, если говорить объективно, сегодня мои работы на порядок лучше, чем были ранее.

— Как говорят, первые 10 000 снимков – самые худшие (смеемся). Сегодня ты продолжаешь обучение фотомастерству в онлайне?

Совершенно верно. Разумеется, большую роль играет разнообразная практика, которая у меня, к счастью, есть. Да и процесс обучения никогда не должен заканчиваться. Всегда нужно развивать свое мастерство.

— Правда ли то, что каждое фото хранит свою историю?

— Это запечатленный момент, след которого остается на снимке. Причем, любопытно то, что самые искренние фотографии получаются уже в финале встречи с человеком. Видимо, тогда спадает какое-то напряжение, удается установить контакт. Фотограф должен уметь работать с людьми.

— Какие снимки кажутся тебе более удачными: импровизированный, случайный кадр или постановочное фото?

— Бывает по-разному. Многие называют студийные кадры мертвыми, но иногда даже такой кадр кажется живым – там математически точно выверен свет, идеальны пропорции, композиция, и, тем не менее, присутствует какая-то легкость и спонтанность. Безусловно, это высокое искусство, к которому нужно стремиться. Пока что у меня лучше выходят случайные кадры, удается поймать интересный момент.

— Какие места в родном городе вдохновляют тебя как фотолюбителя?

— Прежде всего, это наш Пионерский парк – в любое время года там можно сделать интересные снимки. Особенно мне нравится снимать его осенью. Еще люблю Северный парк и Сквер Славы.

— Какие жанры фотографии тебе наиболее близки?

— Не хочу себя творчески ограничивать: мне нравится портретная, пейзажная фотография. В последнее время практикуюсь и в предметной съемке. Городская панорама, особенности архитектуры городских зданий – тоже привлекают мое внимание.

— В «Рассвете» ты курируешь рубрику «Книжные обложки». Идея ее создания тоже принадлежит тебе. Наверное, увлекаешься графическим дизайном, искусством книжной иллюстрации?

— Здесь переплетается все вышесказанное. Более того, мне интересна интерпретация произведений, их восприятие издателями и художниками. Увлекателен и перевод названий литературных шедевров зарубежными авторами. Так, например, в Финляндии «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова перевели довольно необычно: «Сатана пребывает в Москву».

— В зимнем номере «Рассвета» интересно представлены обложки к «Гарри Поттеру»…

— Пожалуй, это наиболее популярное произведение среди наших сверстников. Мое детство ассоциируется с книгами о Гарри Поттере.

— А зимой возникает желание пересматривать киношедевры о его приключениях.

— Согласен! Вообще, в «Рассвете» опубликовано уже много интересных книжных обложек – к таким произведениям как «Евгений Онегин» Александра Пушкина (в английском издании книги была размещена плаха «16+»), «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. В весеннем номере представим книжный облик какой-либо пьесы или рассказа Антона Чехова.

Актер – психолог человеческой души

— Артем, расскажи, пожалуйста, о своей актерской жизни. На твой выбор профессии повлияли родители – Александр и Галина Борзовы? Они ведь тоже известные актеры театра юного зрителя.

— Конечно. Благодаря родителям любовь к актерскому мастерству всегда жила в моем сердце. С детских лет я активно принимал участие в школьных утренниках, всевозможных творческих конкурсах и постановках. Долгое время занимался в макеевской театральной студии «Штрих». Там, моим первым педагогом и наставником стал Александр Николаевич Казачек. У него я многому научился. Применяю в работе эти знания и сегодня. Затем посещал студию в нашем ТЮЗе. А потом, по совету мамы, поступил в Макеевский экономико-гуманитарный институт, выбрав будущей профессией юриспруденцию. Родители не верили, что я действительно намерен стать актером. Папа считал, что у меня была недостаточно проявлена тяга к сцене, не так сильно выражено желание работать в театре. В итоге для общего развития мне было интересно учиться в МЭГИ. Хотя уже тогда я понимал, что мое сердце отдано театру и, все равно, планировал получить еще и высшее театральное образование. Поэтому позднее поступил в Луганскую академию культуры и искусств. Первый семестр отучился на стационаре, а потом перевелся на заочную форму обучения и начал работать в театре юного зрителя.

— Какой была твоя первая роль в театре юного зрителя?

— Это была роль слуги в водевиле «Беда от нежного сердца». Очень благодарен режиссеру за помощь и веру в меня. Затем, к слову, последовала опять же роль слуги в доме Монтекки в динамичном и ярком спектакле «Ромео и Джульетта».

В каких еще амплуа тебя видели зрители?

Стрелочник из «Маленького принца», Наф-наф в чудесном спектакле «Три поросенка», Козел в спектакле «Кошкин дом».

— Что такого магнетического таит в себе профессия актера?

— Как говорил мой учитель Александр Николаевич, если ты хотя бы раз побываешь на сцене, она тебя больше не отпустит. Так было и со мной. Хотя я еще не могу назвать себя актером. Скорее, я стажер, который осваивает мастерство. Более того, работа актера не так очевидна, как кажется. Зрители смотрят спектакль на сцене, получают удивительные эмоции, взрываются овациями и не задумываются о том, что кроме первой сцены есть еще и вторая – за кулисами. Именно там происходит основная работа, которая предшествует потрясающей, виртуозной игре в спектакле. Зачастую люди не знают о том, что стоит за этой легкостью, сколько потрачено нервов, времени. Какие творческие поиски, дискуссии и эксперименты к этому привели. Как говорит мой отец, актер – это психолог человеческой души. Нужно тонко чувствовать внутренний мир персонажа, работать над биографией образа, вести дневник роли. Конечно, это рабочие приемы, однако, чтобы их выполнить, нужно действительно мыслить и чувствовать глубже, чем другие люди, быть всесторонне развитым человеком, чтобы суметь взглянуть на мир под разным углом в зависимости от мировоззрения своего героя.

«Воспитывайте в себе чувство прекрасного!»

— Тогда, предполагаю, у тебя множество увлечений, верно?

— Наверное, так и есть. Одно время серьезно занимался танцами в студии «Extrim dance» в Донецке. Мне было 12 лет, когда решил развить в себе танцевальные способности и не пожалел об этом. В итоге освоил практически все направления и танцевальные стили. Сегодня получается находить время только для музыки – обучаюсь игре на гитаре и для спорта – практикую йогу, цигун.

— А для чтения? Судя по обилию цитат Вадима Зеланда на твоей странице «ВКонтакте», его книги тебе интересны?

— Да, с любопытством читаю «Трансерфинг реальности» и замечаю, что жизненная философия автора идентична с моей. Причем, его приемы действительно работают – уже не раз находил этому подтверждение. Также в закладках смартфона у меня героический фэнтези-цикл «Ведьмак» Анджея Сапковского и произведения Артура Конана Дойла: детективная повесть «Этюд в багровых тонах» и сборник детективных рассказов «Приключения Шерлока Холмса».

— Сериальное воплощение этого произведения – тоже в числе твоих любимых кинолент?

— Да, прекрасный сериал. Мне нравится игра Бенедикта Камбербэтча, вообще, восхищаюсь им как мастером перевоплощений. В этом отношении люблю британский кинематограф. Английские актеры имеют особенный шарм, свой неповторимый стиль. Они по-другому выглядят в кадре – очень достойно. Например, Киллиан Мерфи – человек, который решил посвятить себя юриспруденции, но увлекся театром и стал замечательным актером. Мне симпатичен и канадский артист Киану Ривз – особенно то, что, несмотря на высокий уровень мастерства, он остается человеком и во всем следует моральным принципам. Я также в восторге и от звезд советского кинематографа – Андрея Миронова, Юрия Никулина, Анатолия Папанова, который гениально озвучил Волка в мультфильме «Ну, погоди!».

— В чем твой вкус жизни?

— Когда занимаешься любимым делом – живешь полной, яркой и насыщенной жизнью. Важно именно жить, а не существовать.

— О чем мечтаешь?

— Быть хорошим человеком, надежным другом, прекрасным отцом и мужем. Своими благими делами оставить след в истории. Добиться успеха в карьере – у меня ведь есть хороший пример: мои родители, у которых я многому учусь.

— Какие пожелания оставишь для наших читателей?

— Желаю развиваться, воспитывать в себе чувство прекрасного, читать хорошие книги, побольше общаться с интересными людьми, расширять свой кругозор, почаще смотреть по сторонам, и замечать, насколько удивителен мир вокруг. Если у меня спросят: что я назову восьмым чудом света? – Отвечу: жизнь.

Любимый рецепт чая

— Предпочитаю чай – облепиховый или черный с молоком, — признается Артем. — Возможно, это обусловлено моей любовью к Англии. Особенно по душе приятная британская традиция – «five o’clock tea» (от ред.- традиционный британский чай между обедом и ужином). Когда научусь готовить настоящий английский чай – обязательно поделюсь рецептом с «Вечеркой».

Беседовала Алиса Садекова.