«…Отличительная наша черта – это полупролетарская полуинтеллигентность, смешанная с романтизмом. Шахтер, профессор, врач или учитель… Если в утреннем автобусе раздается «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду…», сразу становится теплее на душе, мы улыбаемся…»

«Вот такие мы, вечно стремящиеся в лучший мир, головой работаем как отбойным молотком, пробивая себе обозначенную цель. Одни смотрят на нас с уважением, другие – с недоумением, третьи – с завистью. Мы никого не оставляем равнодушными, потому что чем-то отличаемся от всех… Донецкие в Харькове, Киеве, Москве, Берлине, Тель-Авиве… Полуармяне, полуевреи, полугреки… Мы «полу». Найти бы место, где б стать «целым», цены бы нам тогда не было… А целые мы только в Донецке», – эти строки из рассказа нашего земляка Арсена Терованесова «Откуда мы родом», опубликованного в осеннем номере литературного журнала «Рассвет». Автор ироничных рассказов (от ред. — публичная страница ВКонтакте: https://vk.com/club173476763), актер жанра «моноспектакль», страстный любитель литературных путешествий в события прошлого – Арсен – ведет рубрику «литературная история» в «Рассвете» и делится своим творчеством с его читателями.

Личность нашего героя – филигранна, об этом говорит его внутренний симбиоз любви к науке и творчеству. Арсен не только начинающий писатель, но и преподаватель, кандидат юридических наук.

«Ирония – легкая улыбка жизни»

Дружеский шарж художника А. Болотова

— Я всегда стараюсь разделять свою научную деятельность и творческую, — признается Арсен.

— Тем не менее, в рассказе «Об ученых и поэтах» ты утверждаешь, что эти сферы жизни можно успешно сочетать…

— Совершенно верно. В рассказе я писал: «Мы пишем научные работы, потому что хотим как-то развить свой интеллект и удовлетворить личное любопытство! А стихи пишутся… потому что хочется. Ну, страсть, как хочется! Хочется писать и периодически читать перед зрителем…» Но все равно в голове сложно совмещать мысли о науке и сюжеты для рассказов. Это требует определенных усилий.

— В одном из твоих произведений иронично подмечено, что самые важные события в жизни связаны с воздушными шарами – окончание школы, университета… Стало ли таким же важным событием издание сборника авторских рассказов?

— Дело в том, что это был подарок моих родителей, бабушки и дедушки на день рождения. На тот момент я еще не собирался издавать сборник. Это был неожиданный сюрприз! Туда вошли все произведения, которые были написаны до 2014 года, включая мои первые пробы пера.

— То есть, можно сказать, что все твое творчество – автобиографично?

— Около 70 %. Я очень люблю реальный мир. Мне нравится наблюдать, подмечать интересные ситуации, эпизоды и высмеивать их. Практически все, что мною написано, – это или абсолютно документальная история, или основанная на реальных событиях.

— Ты поклонник сатиры или, все же, иронии?

— Сатира – это полузлое высмеивание. Ирония – легкая улыбка жизни, которая более мне близка. В сатиру часто не позволяет переходить уважение к людям. В каком-то смысле яркий пример сатиры – фраза Пушкина из «Евгения Онегина» «Он чином от ума избавлен». В этом отношении очень люблю Пушкина, в частности, произведение «Евгений Онегин», за многогранность содержания романа. Критик В. Белинский не зря называл роман «энциклопедией русской жизни».

— Согласен ли ты с тем, что ирония – это твоя философия жизни, определенное мировоззрение? Под чьим влиянием оно сформировалось?

— Согласен. Конечно, родители, окружение и обстоятельства сыграли свою роль. Я был в третьем классе, когда бабушка положила передо мной сборник рассказов Чехова. Открыл, прочитал и понял, что нахожусь с автором на одной волне. Затем мой читательский аппетит поглотил сказочную повесть Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Стоит отметить, что в нашей семье всегда очень любили рассказы – на полке стояли книги Григория Горина, Михаила Жванецкого, Михаила Задорнова, О.Генри, Проспера Мериме. Кроме того, еще с детства я замечал поразительные вещи, которые хотелось высмеивать, но еще не мог этого выразить.

— В современном литературном мире бытует мнение о том, что жанр рассказа потерял свою популярность. Сегодня в тренде романы и объемные повести…

— Мне кажется, идет некая борьба между старым и новым. Она не очерчена и не заявлена. Мир настолько изменился, стал невероятно скоростным, что люди перестали читать длинные произведения. Сейчас в тренде сторителлинг – искусство краткого рассказа. Стиль письма Достоевского, Толстого или Тургенева – мастеров длинных и содержательных предложений – уже выходит из моды. А с другой стороны, люди пытаются сохранить жанр романа, и у многих авторов это успешно получается. Однако современные реалии таковы, что у нас просто не хватает времени читать и наслаждаться длинным текстом.


«Всегда стараюсь понять читателя»

— Арсен, расскажи о своей первой пробе пера. О чем это произведение?

— Мне было 10-11 лет, когда написал его. Сочинение о местоимении как части речи, я развил рассказ и разделил его на отдельные действия. Учителям очень понравилось, мне – нет. Рассказ не был смешным. Первая ироничная проба пера состоялась благодаря моей собаке – озорному пуделю Тоше. Помню, как-то мы ждали гостей, бабушка приготовила салат «Оливье». И вдруг мы услышали чавканье – на кухне передними лапами на столе, задними на табуретке стоял и нагло поедал салат наш пёс. Причем, с абсолютным удовольствием. Когда мы окликнули его, он никак не отреагировал, продолжая уничтожать салат. Видимо, понял, что ему конец и решил напоследок вдоволь наесться (смеемся). Вот из этой истории впоследствии родился ироничный рассказ.

— Арсен, ты ведь связан не только с литературой, но и с театром. Одно из твоих произведений даже было поставлено на сцене?

— Актер театра «О» Михаил Мармур в Харькове представил на сцене рассказ о шариках. Это было интересно!

Если говорить о моей сценической жизни, стоит отметить, что меня еще с детства тянуло к публике. Всегда себя более комфортно чувствую, когда вокруг много людей, нежели наедине с компьютером, к примеру. В детстве я посещал кружок журналистики в Доме творчества, там же режиссер театра «Рампа» Тамара Якубовская приглашала ребят кружка в качестве гостей – тогда несколько раз выступил с рецензиями. Затем Тамара Владимировна пригласила меня сыграть роль шута в сказке «Золушка», которую она переработала в стихах, и я перевоплотился в этот образ. Впоследствии мне была предложена роль в пьесе «Власть тьмы» Толстого, однако, прочитав произведение, я понял, что не хочу играть в этом спектакле. Пьеса мне не понравилась, и я отказался. Так, впрочем, поступал всегда, если персонаж был не по душе. Когда уже начал писать рассказы, режиссер приглашал меня выступать с сольными номерами, и я стал актером театра «Рампа». Потом мне приходилось участвовать в творческой жизни театра «Балаган» и «Театра Намады». Однако я понял, что это очень капризная профессия. Ее нужно настолько любить, чтобы углубиться! Мне же гораздо интереснее писать сценарии, рассказы и предлагать актерскому коллективу их исполнить. Хотя в юные годы мечтал стать актером.

— Сегодня ты часто появляешься на сцене арт-пространства «Куприн» в Донецке и представляешь публике авторские рассказы, не так ли?

— В «Куприне» я вступаю с литературными историями – о Есенине в Харькове, о Пушкине, о поэтах серебряного века, о влиянии Испании в творчестве русских поэтов и так далее (от ред. – накануне нашей встречи Арсен выступал в «Куприне» с историей о влиянии Востока на творчество русских поэтов). Я страстно люблю историю!


— Стало быть, рубрика «Литературная история» в «Рассвете» — проявление этой любви?

— Конечно. Это желание рассказать о том, что знаешь. Но при этом в сухие исторические факты я добавляю индивидуальный взгляд. Выходя к зрителям или к студентам в аудитории, важно помнить о том, что, прежде всего им должно быть интересно меня слушать. К примеру, ребятам на лекциях я должен доказать, что мой предмет важен, суметь заинтересовать их. Если им будет не интересно, значит, я зря пришел на пару.

— Возвращаясь к теме театрального искусства, можно сказать, что твое сценическое амплуа – это моноспектакль?

— Да, обожаю этот жанр. Особенно хорош в нем Александр Филиппенко. Поражает то, как человек в течение трех часов может держать зал в напряжении. Поэтому я люблю профессию преподавателя – когда нужно завладеть вниманием студентов и суметь удержать его.

— Владеть вниманием аудитории получается?

— Всегда стараюсь понять публику в качестве исполнителя или преподавателя. Очень важно чувствовать энергетическую связь со зрителями. Если ее нет, я стараюсь импровизировать и что-то менять. Самое страшное – это равнодушие. Уж лучше пусть забрасывают помидорами (улыбается).

— Ты поклонник творчества Жванецкого, Задорного… А современные stand up- комики вызывают твое восхищение?

— Михаил Жванецкий как-то сказал на одном из своих концертов: «Я привык, что юмор – это лекарство, а сейчас он превратился в жратву». Дело в том, что юмор для меня – это история, которая имеет философское, рациональное или поучительное зерно. Стендапперы же просто шутят. Хотя и среди них есть талантливые люди – Гарик Мартиросян, например. Но мне больше по душе юмористические рассказы, а не хохмочки.

Арсен в компании очаровательных дам: поэта Елены Тереховой и главного редактора журнала «Рассвет» Розы Лермонтовой-Кашубы

«Я — человек кнута и пряника»

— Читая твой рассказ о музе, я поняла, что ты находишь вдохновение в удивительных жизненных эпизодах. И, все же, в каких взаимоотношениях ты с музой сегодня?
— В этом произведении в качестве эпиграфа я взял строки моего самого любимого поэта Владимира Высоцкого:

«Я щас взорвусь, как триста тонн тротила, —
Во мне заряд нетворческого зла:
Меня сегодня Муза посетила, —
Немного посидела и ушла!
У ней имелись веские причины —
Я не имею права на нытье, —
Представьте: Муза… ночью… у мужчины! —
Бог весть что люди скажут про нее».

Это, наверное, про меня. Ведь Муза – дама весьма капризная. Писательская жизнь – это большое трудолюбие. В этом смысле мне сложно, поскольку основная моя деятельность – преподавательская и научная. Рассказы – это, скорее, хобби. Иногда творческий замысел требует много времени для реализации, а, порой, сразу ложится на бумагу. Однако меня стимулируют дедлайны. Наверное, потому что я человек кнута и пряника. Не люблю, когда меня только хвалят или только критикуют. Если критика имеет место, то она должна быть аргументированной и конструктивной. Мои родители всегда учили меня: «Критикуя, предлагай». В этом отношении они мои первые читатели и учителя.

Арсен — ведущий на творческой встрече Донецкого клуба поэтов

В своем рассказе ты как-то подметил, что в творчестве важен не результат, а процесс. Почему?

— Процесс приготовления шашлыка на углях гораздо увлекательнее, чем его поедание, не правда ли? Тем не менее, результат необходим в качестве признания. Однако вопрос в том – ради чего ты пишешь? Все-таки, признание – это лишь одно из составляющих успеха, но не конечная цель.

— О чем бы ты хотел написать, но еще не успел?

— Мое творчество напрямую зависит от реального мира. Вот со мной недавно приключилась забавная история: захожу в аудиторию к студентам и эффектно подскальзываюсь. К счастью, удержался. Зашел второй преподаватель – тоже подскользнулся. Третий уже упал. Оказывается, уборщица мыла пол подсолнечным маслом, чтобы сохранить паркет. Получается, у нас думают о здании, обо всем думают, только не о людях (смеемся). Поэтому сюжеты мне подбрасывает жизнь. Но однозначно хотелось бы работать в ироническом жанре.

— Любой писатель лелеет в душе творческие мечты. Расскажи о своих. Одна из них наверняка издание второго сборника рассказов?

— Для этого нужно привести все произведения в надлежащий вид. Это требует времени и внимания. Тогда уже можно будет говорить об издании сборника. Другие творческие планы – писать и общаться с публикой. Когда читал в «Куприне» свой рассказ «Откуда мы родом», — видел глаза людей, понял, что удалось тронуть их души. Значит, рассказ был написан не зря, и я хотел бы писать то, что будет задевать человеческие струны души. Выходя к публике, пытаюсь понять глаза людей, мне интересно: чем они живут, что у них в мыслях? Это хотел бы отразить и в своем творчестве.

— Какие пожелания оставишь для наших читателей?


— Скажу строками Эдуарда Асадова:

«Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других».

Беседовала Алиса Садекова.