IMG_3128Некогда крупнейший железнодорожный узел, Ясиноватая сегодня — один из форпостов республики, сразу за ней — линия разграничения, из-за которой и сегодня прилетают «огненные приветы» мирным жителям.

24 августа прошлого года местную администрацию, объединившую район и город, возглавил Олег Моргун. Территория ему досталась не такая уж и большая, процентов 15, как отмечает Олег Валерьевич, от всего Ясиноватского района. И если бы не все новые и новые разрушения, здесь давно можно было бы навести порядок, даже с учетом запущенного хозяйства.

Впрочем, и в боевой обстановке наши соседи не сидят, сложа руки, в ожидании мира. Они реанимируют жилье и социальные объекты, поддерживают в рабочем состоянии всю инфраструктуру — социальную, транспортную, экономическую, рыночную…

О том, как ясиноватцам удается не только выживать, но и восстанавливаться, в интервью наших журналистов с Олегом МОРГУНОМ.

«Мы живем надеждой на светлый день»

Жилье готовится к зиме

IMG_8437— Олег Валерьевич, жители Ясиноватой и поселков района — постоянно на передовой. Как они переживают эту ситуацию?

— Никак не утешить людей, которые в этой войне потеряли родных и близких. Очень много гражданских полегло только потому, что они жили и трудились на своей родной земле.

Война принесла и сильные разрушения. В той или иной мере пострадали порядка 150 многоквартирных и около 1500 частных домов, более 20 социальных объектов. Это цифры только по Ясиноватой и находящимся на территории республики поселкам и селам района — Спартак, Яковлевка, Минеральное, Крутая Балка, Красный Партизан, Васильевка, Верхнеторецкое.

Реанимировать все в одночасье — это утопия. Тем не менее, благодаря помощи республики, гуманитарной поддержке Российской Федерации, Красного Креста, неравнодушных граждан мы каждый день работаем на восстановление мира и уюта в наших домах.

— Что уже удалось сделать?

— 11 из 27 домов, внесенных во второй этап госпрограммы восстановления, полностью готовы, на остальных подрядчики продолжают работать. Если бы не новые разрушения, этот вопрос вообще был бы уже не актуален. Завершается ремонт последних из 135 частных домов, внесенных во вторую очередь восстановления (Ясиноватая, Яковлевка, Минеральное, Красный Партизан). До конца месяца управимся. Тут трудятся наши бригады, созданные при коммунальном предприятии.

Красный Крест содействует в восстановлении 45 частных домов, выделив стройматериалы. Большую их часть собственники, по их решению, приводят в порядок сами. Более половины из 18 домов, которыми занимаются наши бригады, уже в порядке. На остальных работы продолжаются.

У ООН есть намерение восстановить 20 домов, но там дальше проектов дело пока не пошло.

Соцсфера восстает из пепла

— Олег Валерьевич, как обстоят дела с восстановлением соцсферы?

IMG_3153— В Красном Партизане при обстрелах в школе рухнули 3 плиты перекрытия, повреждена кровля, «полетели» все 100 больших окон, хотя занятия с 2014 года не прекращаются. Жители поселка саму школу восстановили. Окна затянули в два слоя пленкой, в здании тепло. Железная дорога выделила стекло. Но там — старые прогнившие рамы, стеклить их нет смысла. Министр строительства и ЖКХ Сергей Наумец пообещал по возможности помочь с ремонтом мягкой кровли (3,5 тысячи квадратных метров) и пластиковыми рамами.

Несколько «градов» приземлилось во двор детского сада. Благодаря содействию МинЖКХ, благотворительных организаций, неравнодушных граждан, используя внутренние резервы, мы привели детсад в порядок, он работает.

Заодно решили вопрос с водой — из-за ее отсутствия в школе и садике не было питания. Нашли источник у храма с качественной водой, провели трубопровод, благотворитель из Минска подарил нам осмос, и тема с питанием, к радости детей и их родителей, закрыта.

К концу месяца в Красном Партизане будут готовы помещения для поселковой администрации, фельдшерско-акушерского пункта, почты, пункта охраны общественного порядка.

В Яковлевке со школой была та же беда: обстрелами выбиты все стекла, питания там не было лет 12, а то и больше. При Украине пищеблок превратили в складское помещение. Школу мы уже застеклили, в пищеблоке сделали евроремонт, заодно и систему отопления восстановили — раньше обогревалось лишь пол-школы. Теперь дети учатся в тепле, они хорошо накормлены.

При Украине в Яковлевке внутри был разобран клуб. Мы его обследовали. В фундаменте и капитальных стенах трещин нет. Вывезли тонн 300 мусора, вычистили под веник. Со следующего года хотим приступить к восстановлению клуба для сельской администрации Спартака.

Крыша и окна детсада в Минеральном также очень сильно пострадали от обстрелов. На капитальный ремонт ушло порядка 800 тысяч рублей. Львиную долю средств выделила республика, помогли местные неравнодушные граждане; а также известный американский журналист Патрик Ланкастер, который работает на передовой.

Здесь же мы открыли ФАП, на очереди — почтовое отделение. Министр связи ДНР Виктор Яценко поддержал нашу идею. На днях приезжали представители ООО «Максимал», они выделят деньги на новые окна, металлические двери и линолеум. Остальное сделаем сами.
И по другим населенным пунктам по мере возможности решаем жизненно важные вопросы.

— Несмотря на временное сокращение территории района, его населенные пункты весьма разбросаны — от Верхнеторецкого до Лозового. Насколько сложно администрации решать вопросы, которые беспокоят людей?

— Действительно, в военное время такой разброс ощущается особенно остро. Спасибо Александру Владимировичу Захарченко, который проявил заботу о жителях республики и принял два очень важных решения.

Во-первых, с 1 января по Указу главы республики в районе созданы две администрации — Верхнеторецкая поселковая и Спартаков-ская (в Минеральном) сельская. Людям сразу стало намного проще решать массу жизненных проблем. До нового года по новым администрациям полностью решим вопросы инфраструктуры: школа, детский сад, ФАП, почта, пункт охраны порядка, магазины.

Во-вторых, Указом главы государства Лозовое временно переподчинено Кировской райадминистрации Донецка. Там работал наш инспектор, но обеспечивать решение всех жизненно важных для людей вопросов очень сложно. От Ясиноватой до Лозового через Донецк — порядка 70 км. Теперь жителям поселка, чтоб дойти до местной власти, надо лишь дорогу перейти.

Жизнь продолжается

— Олег Валерьевич, как сегодня работают предприятия города?

— В Ясиноватой два градообразующих предприятия — в свое время один из крупнейших в Европе железнодорожный узел и машиностроительный завод. Ситуация существенно отличается от довоенной, но в том не их вина. С уходом в оперативное управление находящихся на территории республики предприятий положение дел намного улучшится, это однозначно.

Кстати, машзавод за счет внутренних резервов бесплатно обеспечивает школьников старших классов булочками с вареньем и чаем, и это в реальных условиях совсем не мелочь.

Всегда пользовались покупательским спросом ясиноватские мука и хлеб, и сегодня они в цене. Но объемы производства совсем небольшие. К слову, мукомольному и хлебозаводам в этом году исполнилось 90 лет.

Земель сельхозназначения сейчас в районе почти нет — 420 — 450 гектаров. Фермеры на этих участках стараются выжимать по максимуму, но о больших объемах производства сегодня речь не идет.

— Коммунальные предприятия на плаву?

— У нас три коммунальных предприятия, и все они нормально работают. Главное в этом вопросе — профессиональные руководители. При таких даже на «убитой» технике удается решать вопросы жизнеобеспечения города.

Серьезно помогает нам МинЖКХ республики. В районе много неравнодушных людей — одни средствами поддержат, другие листву уберут, и то польза.

А еще Ясиноватая обрела верного друга в лице главы администрации Куйбышевского района Самары Александра Викторовича… Моргуна. Мой однофамилец обратился к нам с простым предложением: «Я хочу вам помочь». За год с лишним без какого-либо пиара руководитель района поволжского областного центра уже помог Ясиноватой тысяч на 600 рублей.

И сами мы, конечно, не дремлем. Вопреки прогнозам Петра Порошенко, наши дети не сидят в подвалах. Наши предприятия, несмотря на блокаду, вновь входят в рабочий ритм. Ясиноватцы, как и прежде, женятся, в их семьях рождаются дети. Все добрые люди, как и прежде, отмечают празд-ники. И свято верят в скорейшее завершение безумной войны на родной земле.

Цифры и факты
История свидетельствует

  • Земли нынешнего Ясиноватского района были заселены в далекой древности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. В окрестностях Ясиноватой обнаружена неолитическая стоянка, в 25 раскопанных курганах выявлено 47 погребений эпохи меди — бронзы и кочевников.
  • В первой трети XVII века территория нынешнего района входила в сферу влияния Запорожской Сечи.
  • В 1777 году старожитное займище Ясиноватая было превращено в воинскую казенную слободу. В то же время возникает еще ряд зимовников, хуторов и слобод.
  • В 1872 г. в верховьях рек Кальмиус и Кривой Торец в связи со строительством железной дороги Константиновка — Александровка, соединившей Юзовский металлургический завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой, возникло пристанционное селение, сразу же получившее имя Ясиноватая.
  • В 1885 г. здесь проживало 690 человек. В 1994-м население составляло 40 000 чел. (самая большая в истории численность), в 2015-м — 35 300.
  • К 1939 году длина станционных путей достигла 147 км (почти равна длине пути до Луганска), построены новые паровозное и вагонное депо, сортировочные горки. Ясиноватая стала одной из крупнейших узловых станций СССР.
  • В 1946 г. началось строительство машиностроительного завода (выпуск башенных кранов, стрелочных переводов, горнопроходческих комбайнов и др.).
  • В 50-х годах построены завод железобетонных изделий, цех метлахских плиток.
  • К 1965 г. осуществлена электрификация основных направлений Ясиноватского отделения Донецкой железной дороги.
  • В 1972 году по случаю 100-летия город награждён Почетной Грамотой Верховного Совета УССР.

В 1976 году Ясиноватая получила статус города областного подчинения.

Знаменитые ясиноватцы:

— революционер Николай Скрыпник;
— стахановец-железнодорожник Максим Кожухарь;
— Народный артист СССР Н. Гриценко (в 1932-1934 годах, железнодорожник по образованию, он работал конструктором на Макеевском металлургическом заводе);
— Народный артист СССР В. Ковтун;
— ученый, лауреат Ленинской премии О. Любченко;
— Герои Советского Союза Е. Березовский, М. Ралдугин;
— Герои Социалистического Труда Н. Брыкалов, И. Одыныця и Н. Губенко;
— заслуженный тренер РСФСР по футболу В. Марьенко.
В Ясиноватой работал стахановец-железнодорожник П. Кривонос, будущий оперный певец Николай Момот…
Культурные центры города — ДК железнодорожников и ДК машиностроителей, Музей железнодорожников, ДЮСШ.

ЯМЗ: есть спрос, есть предложения, но есть и проблемы

IMG_3117Свою историю ООО «НПО «Ясиноватский машиностроительный завод» ведет с далекого 1947 года, когда из его сборочных цехов вышла первая продукция – стрелочные переводы для восстанавливаемых после войны шахт и других предприятий Донбасса.

Позже номенклатура продукции предприятия существенно расширилась, а с 1952 года здесь наладили выпуск проходческих лебедок, что и послужило перепрофилированию завода, направив все его мощности на выпуск сугубо проходческого оборудования. Со временем машиностроительный завод стал ведущим производителем горнопроходческой техники, основной задачей которого является производство и продвижение продукции на внутреннем рынке и рынках ближнего и дальнего зарубежья, а также обеспечение её безотказной работы путем высококачественного сервисного обслуживания. Многие разработки и технические решения предприятия уникальны, а надежность техники проверена в самых суровых условиях шахт Украины, России и Казахстана.

IMG_3123До недавнего времени (начала боевых действий на Донбассе) завод занимал лидирующие позиции по поставке проходческих комбайнов среднего и тяжелого класса (наиболее востребованные) на рынки стран СНГ. За годы работы заводчане изготовили и отправили потребителям более пяти тысяч проходческих комбайнов 24 типов, восемь тысяч проходческих лебедок, триста дробильно-закладочных комплексов «Титан», около трехсот дробилок, комбайны типа КВ для проведения вертикальных и наклонных восстающих выработок, комплексы для проходки стволов шахт типа КС и бурильные установки БУКС, тысячи тонн различного обогатительного, химического и индивидуального оборудования. Техника под маркой «ЯМЗ» была востребована во многих странах Европы, Азии и даже Центральной Америки. При этом она применялась как в угольных шахтах, так и в ходе строительства железнодорожных тоннелей, метро и других подземных объектов.

Настоящим испытанием на прочность, но уже не техники, а коллектива завода, стали огненные события 2014 года. В ходе первых же обстрелов Ясиноватой пострадал и ЯМЗ.

— Практически каждое здание получило повреждения, – вспоминает исполнительный директор предприятия Сергей Будник. – Благо, что никто из людей, находящихся в цехах, при этом не пострадал. Однажды даже в кузнечный цех прилетел снаряд во время рабочей смены. К счастью, обошлось. Но все же два цеха в ходе обстрелов за эти три года мы потеряли — они полностью разрушены вместе с оборудованием в результате прямых попаданий.

Но все же завод понес людские потери: несколько работников погибли в результате обстрелов города. Сегодня их имена высечены на стеле, стоящей возле проходной, а их портреты висят на стене одного из цехов.

Говоря о ситуации на предприятии сегодня, Сергей Анатольевич отметил, что несмотря на близость боевых действий (ЯМЗ находится в каких-то 3 километрах от линии разграничения), они по-прежнему продолжают выпуск проходческого оборудования для угольных шахт. Правда, объемы производства сокращены, да и штат завода уменьшился в половину, но все востребованные горняками комбайны КСП-32, КСП-35 и КСП-35-100 по-прежнему собираются в цехах.

IMG_3106Вот, правда, с реализацией, по словам руководства, существуют проблемы. Вся загвоздка — в непризнанности республики, отсюда и невозможность полноценного выхода на наработанный рынок, хотя техника ЯМЗ, как и прежде, в цене. Тем более, что на сегодня ясиноватские комбайны являются полноценными конкурентами другим мировым брендам в горном машиностроении. И, как следствие, в них есть заинтересованность со стороны покупателей из Казахстана, Грузии и России. К слову, при строительстве инфраструктуры для Зимней олимпиады в Сочи использовалась и техника Ясиноватского машзавода.
Исходя из нынешних реалий, завод освоил также и выполнение капитального ремонта добычных комбайнов, что позволяет предприятию получать дополнительную прибыль для стабилизации экономической ситуации.

Всем, кто хоть раз побывал на железнодорожном вокзале Ясиноватой, запомнилась его внешняя красота и внутренний уют. До начала боевых действий 2014 года пассажиропоток достигал 26 тысяч человек в сутки. Оно и понятно, станция Ясиноватая является узловой, стоящей на пересечении 5 железнодорожных направлений. Отсюда можно было отправиться в сторону Мариуполя, Красноармейска, Луганска, Константиновки, Славянска и дальше. Через Ясиноватую проходили транзитные поезда Российской Федерации, позволяющие добраться как до Москвы и Санкт-Петербурга, так и в сторону Кавказа.

Но шум поездов и детский смех на перронах сменился чувством тревоги и желанием побыстрее покинуть это место в июле 2014-го.

Именно с июля было закрыто железнодорожное сообщение с Донецком и Дебальцево. Поэтому вплоть до 15 августа все составы формирования станций Донецк и Луганск отправлялись из Ясиноватой. А одним из самых напряженных дней стало 27 июля. Тогда на станцию прибыло несколько луганских поездов, которые не пошли дальше, что создало дополнительную нагрузку на инфраструктуру вокзала. Большое количество людей, спешащих побыстрее выехать в сторону дома, заполненные залы ожиданий, привокзальные скверы – все это перевело работу в авральный режим.

IMG_3157— Я очень благодарна всем своим сотрудникам, которые, несмотря ни на что, работали без-укоризненно. Даже дежурили сутками, ночуя здесь же, потому что было тяжело добираться домой. Команды выполнялись четко, все понимали, что на кону безопасность пассажиров, — говоря о своем коллективе, отметила начальник вокзала Елена Алипа. – Нам приходилось экипировать пассажирские составы прямо на перроне. Все делалось для того, чтобы составы скорее уходили.

В один из таких напряженных дней, когда одновременно шла посадка на поезда «Донецк-Севастополь» и «Донецк-Киев», на перрон с двух сторон заехали два танка. По воспоминаниям персонала вокзала, переполох был ужасный. Чьи это были танки, тогда не успели рассмотреть, благо, что они очень быстро ретировались.

Не раз здание вокзала, построенное, кстати, еще в 1952 году и являющееся памятником архитектуры, становилось местом укрытия не только для пассажиров, но и для жителей близлежащих домов и просто прохожих. Его 70-сантиметровые стены становились убежищем во время обстрелов.

…С 4 сентября 2014 года вокзал вновь выполняет свою непосредственную функцию. Сначала было открыто пригородное движение в сторону Иловайска. Позже список стал расширяться. Сегодня из Ясиноватой отправляются 13 пар пригородных поездов и два пассажирских – на Луганск и Успенку.

В здании вокзала есть все для удобства пассажиров: комнаты отдыха, зал повышенного комфорта, своя кухня. В комнате матери и ребенка созданы условия для отдыха родителей с грудными детьми. А с учетом нынешних реалий, все, кто не успел попасть домой до начала комендант-ского часа, могут провести здесь ночь в безопасности.
Еще одна немаловажная услуга, которой можно воспользоваться на вокзале, – это приобретение билетов на все поезда РЖД и российские авиарейсы.

Как отметила Елена Алипа, главный принцип работы ее коллектива: «Если мы хотим хорошего отношения к себе со стороны пассажиров – должны прежде всего сами предоставлять качественные услуги».

А главное, здесь надеются, что придет время, когда вокзал и перроны вновь наполнятся пассажирской суетой, а по округе из рупора будет разноситься голос, объявляющий о прибывающих поездах дальнего следования.

Дружить городами
Муром — побратим наших соседей

«Город-побратим» — понятие, хорошо известное людям старшего поколения. Ясиноватая в своей новейшей истории начала налаживать тесные связи с российским Муромом.

О поездке во Владимирскую область рассказывает руководитель администрации города Олег МОРГУН:

— В рамках празднования Дня народного единства в России делегация нашей республики, а также соседи из ЛНР побывали на гостеприимной владимирской земле. Там, в частности, состоялось заседание Интеграционного комитета «Россия — Донбасс» и подписание соглашений о побратимстве. Я подписал договор с председателем Совета народных депутатов округа Муром Константином Федуриным, глава администрации Докучаевска Александр Качанов — с главой администрации Суздали Сергеем Сахаровым. Два договора подписали луганчане и россияне: Славяносерб- ский район ЛНР — с Ковровским районом, а Краснодон — с Ковровом. Присутствие на процедуре подписания председателя Народного Совета ДНР Дениса Пушилина и главы ЛНР Игоря Плотницкого убеждает: у завизированных соглашений — большое будущее.

На этом акцентировал внимание и депутат Государственной Думы РФ, координатор Интеграционного комитета «Россия – Донбасс» Андрей Козенко:

— Это не просто формальное подписание бумаг. Мы помогали и будем помогать друг другу в экономической, гуманитарной, культурной и других сферах. Донбасс – такая же часть Русского мира, как и мы с вами, — отметил он, обращаясь к землякам. — Сегодня они чуть больше нуждаются в нашей поддержке. Но я точно знаю, что с их производственным, промышленным и человеческим потенциалом Луганск и Донецк уже в ближайшем будущем будут равноправными партнёрами ведущих российских регионов.

В составе нашей делегации были министр образования и науки Лариса Полякова, зам. министра молодежи, спорта и туризма Алексей Ярош, руководитель ОО «Молодая Республика» Никита Киосев, потому разговор о возможных вариантах сотрудничества получился весьма основательный. Лично я предложил наладить тесные отношения прежде всего на уровне детворы, причем по трем направлениям: образование, культура, спорт. Нам есть чему поучиться у россий-ских коллег, в то же время и сами удивим высоким уровнем подготовки наших детей. Возможно, муромцы сейчас и не рискнут к нам послать школьников — Ясиноватая находится в зоне огня, а мы своих отправим с удовольствием: древний русский город с изумительной историей и архитектурой наверняка понравится нашим детям.

В то же время руководители округа Муром готовы приехать к нам, готовы оказать поддержку в различных сферах жизни. Мы будем рады их встретить, — подчеркнул Олег Валерьевич.

Сейчас отделы Ясиноватской горадминистрации работают над предложениями по конкретным мероприятиям с городом-побратимом Муромом.