IMG_6720Гордость учителя – самая высокая, самая бескорыстная гордость на Земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и, отдавая, становится богаче. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, крестьянина, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда стоит имя их учителя, который помог им открыть свое призвание, научил любить труд, воспитал и сформировал Человека.


Я русский бы выучил только за то, что его преподает Фокина
фокинаПолвека трудится на педагогическом поприще замечательный учитель, элегантная женщина и необыкновенный человек Лариса Фокина. Из них уже 30 лет Лариса Никитична сеет разумное, доброе, вечное в ОШ №50, причем 17 лет – в должности заместителя директора по воспитательной работе. Плодотворная педагогическая деятельность и долголетний труд отмечены медалью «Ветеран труда».

Прав был классик педагогики Константин Ушинский, когда утверждал, что «…в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Огромный педагогический опыт, энциклопедические знания, безграничная любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, творческий подход к работе, стремление к самосовершенствованию, готовность помочь советом и делом – таков набросок портрета «старшего учителя», специалиста высшей категории, учителя русского языка и литературы Ларисы Фокиной.

Она не любит говорить об этом, потому что по зову сердца свое предназначение на Земле определяет, перефразируя известный афоризм Льва Толстого о писателе: «Учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить».

Все начинается с детства… Любила играть в школу с подружками, возиться с соседскими ребятишками. В школьные годы активно помогала пионервожатой, была знаменосцем дружины и членом комитета комсомола. В стенах Таганрогского педагогического института ей доверили руководство «Комсомольским прожектором». Она была не только одной из лучших студенток, но и активной общественницей, застрельщиком многих комсомольских дел.

Педагогическая биография Ларисы Никитичны началась в 1967 году, в далеком Казахстане.
– Никогда не забуду свой первый самостоятельный урок, — вспоминает она. — Сельская школа, интернациональный класс. Тридцать с лишним пар любопытных глаз. Русская, немецкая, украинская и казахская речь. Труднопроизносимые фамилии, которые так хотелось запомнить, чтобы сделать знакомство более теплым и сердечным. И целый урок вопросы и ответы, комментарии и радость общения. Где уж тут до «Устного народного творчества» и методических приемов!.. Как в кипятке! Интересно, что впервые меня назвали по имени и отчеству.

Сегодня за плечами яркая, многогранная, творческая, со своим почерком, талантливая и чрезвычайно работоспособная педагогическая жизнь. Поистине – школа ее биография! И не случайно часто приходится слышать от родителей: «Надо, чтобы русскому Лариса Никитична учила. Знать будет и чувствовать научится». А ученики, словно в унисон, перефразируя классика, шутят: «Я русский бы выучил только за то, что его преподает Фокина!»

И по-прежнему она в числе тех, кто делится своим богатым опытом с коллегами не только своей «пятидесятой». Бессменно руководит школьным методическим объединением учителей русской словесности, городским клубом хранителей русского языка и литературы «Стоглав». Ее статьи печатаются в научно-методических журналах и… Можно долго перечислять, но не станем. И так все ясно.

Исторический ракурс Дмитрия Панасенко
IMG_6742Согласитесь, в современных школах встретить мужчину-учителя, да еще и молодого, перспективного — большая редкость и самая настоящая профессиональная удача. И эта удача улыбнулась ОШ №12, что в поселке Пролетарский. В дружном коллективе школы трудится молодой педагог Дмитрий Панасенко. Преподает Дмитрий Анатольевич науки, объединяющие в себе прошлое, настоящее и будущее, — историю и обществознание.

Историей Дмитрий увлекся еще учась в школе № 101 своего родного поселка Свердлово, поэтому вопрос, какую профессию выбрать, перед ним не стоял. Дима уверенно стал первым в семье педагогом: поступил сначала в Макеевское пед-училище, потом — на истфак ДонНУ. Сейчас он студент 4 курса.

Дмитрий Анатольевич читает историю ученикам с 5-го по 11-й класс и делает все возможное, чтобы осваивать предмет было интересно детворе любого возраста. Со школьниками помладше работает творчески, всячески побуждая их к познанию исторических событий и вех, а когда мальчишки и девчонки становятся старше, учит их мыслить, сопоставлять, анализировать. И даже дискутировать в форме дебатов — этот британский формат работы Дмитрий Панасенко тоже часто использует на уроках.

— Историю нужно знать, чтобы не повторять ошибок прошлого, — уверен Дмитрий Анатольевич. — К тому же она помогает понять причины многих событий и явлений, происходящих в современном мире. История учит аналитическим навыкам, критическому мышлению, логическому анализу ситуаций, воспитывает в детях нравственность, уважение к предкам и памятникам культуры.

Зимой этого года Дмитрий Панасенко стал участником Международной конференции, которая проходила в Москве, в Госуниверситете им. М. Ломоносова. Макеевчанин выступил там с захватывающим докладом — «Роль женщин в военно-политической карьере Луция Корнелия Суллы».

По теме этой работы можно понять, что, как историка, нашего героя особенно увлекают период античности и средние века.

Людмила Солопака:«Люблю задавать детям вопрос: почему?»
Ass4C7SRc50Людмила Солопака уже 49 лет предана самой героической и поэтической из всех наук, науке о Земле и человеке, живущем на ней, – географии, которую преподает в лицее №2 «Престиж». Причем, при выборе профессии Людмила Васильевна руководствовалась оригинальным и оптимистичным мотивом:

— Вообще, я собиралась посвятить себя науке, о педагогической стезе поначалу не думала. Но потом решила, что если пойду работать в школу, буду вечно молодой – смена поколений, тесное общение с детьми этому способствовало. Действительно так и получилось, — с нотами мягкости и теплоты в голосе рассказывает опытный и обожаемый детьми педагог. – Ни капли не жалею, что выбрала своим предметом географию – было интересно учиться, проходить практику, путешествуя по Днестру, Волге, Кавказу, Прибалтике. Позднее, уже работая, сначала в 30-й, 5-й, потом 61-й школе даже занималась организацией поездок для детей по Северскому Донцу, для учителей – по Кавказу. В этом мне очень помогал мой супруг, который закончил биофак и затем работал вместе со мной в 61-й школе. Встречались на переменах. А когда приходили домой, варили суп и обсуждали уроки: как построить процесс обучения, какие педагогические приемы применить… Ведь, главное, суметь заинтересовать детей, привить им любовь к предмету, научить географической речи и мышлению.

Не удивительно, что свои уроки Людмила Васильевна старается сделать интересными, используя весь спектр педагогических методик, хотя, по ее словам, является приверженицей фундаментального подхода в обучении. Игровые формы, к примеру, во время знакомства со странами Латинской Америки, – викторины, кроссворды, даже уроки-марафоны тоже делают учебный процесс насыщенным и увлекательным. Также дети с удовольствием готовят свои проекты, в младших классах – мини-проекты на любопытные темы. Судите сами: это и «Профессия дождевого червя», «Капля воды, и где мы ее теряем», «Эко-система аквариума» и т.д. А во время изучения динозавров дети с восторгом «впитывают» материал, рассматиривая игрушечную выставку представителей класса пресмыкающихся. Конечно, такие уроки весьма увлекательны и познавательны!

— Мой любимый вопрос ученикам: «Почему?». Почему светит солнце, идет дождь? Почему в камине трещат дрова? На все эти вопросы есть ответ, причем некоторые из них предполагают использование математических расчетов, что способствует разностороннему развитию ребенка, — уточняет учитель.

Вот так любовь к работе — к педагогическому труду отражается в буднях учителя географии Людмилы Солопаки. Особенной остроты приобретают ноты этих чувств в профессиональный праздник, в преддверии которого Людмила Васильевна делится с учителями и учениками своими мудрыми и душевными пожеланиями:

— Коллегам желаю терпения, добра, любви к детям и к себе. Никогда не унывать, быть устойчивым в своем развитии. А детям желаю всегда достигать вершины своего успеха! Все время идти вперед, постоянно обучаясь новому и совершенствуя свои навыки и познания.

Учитель словесности Тамара Оберемок
Тамара Дм.Если бы нужно было нарисовать портрет идеального учителя словесности, то прообразом его могла бы стать учительница русского языка и литературы ОШ №25 Тамара Оберемок.

За плечами у Тамары Дмитриевны 30 лет служения школе, ученикам. И все это время, несмотря ни на что (а трудностей в ее жизни было немало), Тамара Оберемок своим примером формировала у своих учеников любовь к «великому и могучему», учила любить русскую литературу. Ее интеллигентность сквозит буквально во всем : в голосе (невозможно представить, чтобы она его хоть когда-то повысила), в одежде, в походке, в грандиозной начитанности (наверное, нет ни одного писателя, с творчеством которого учительница не знакома).

Тамару Дмитриевну очень любят ученики. В первую очередь, за то, что педагог относится к каждому из них (даже к отпетым двоечникам) с уважением и любовью. А еще за то, что рядом с ней всегда интересно.

Не случайно ее ученики участвуют и побеждают во многих конкурсах. Это городские конкурсы «Я был в театре», «Современный читатель», республиканский конкурс «В сердце моем Донбасс». А за организацию литературной гостиной в Донецком доме работников культуры школа получила благодарность в адрес самой Тамары Дмитриевны.

Труд учителя можно назвать подвигом, жаль, только медалей за него не дают. Но нашей героине они ни к чему, ведь человек она очень скромный. Самой большой наградой считает Тамара Дмитриевна любовь всех учеников и благодарность их родителей. И это главное для педагога.