IMG_0952Иоганн Вольфганг Гете говорил: «Лучшее, что дает история, – это энтузиазм». Иногда это энтузиазм творить, накладывая отпечаток минувших событий в созидательный процесс. Стендовый моделизм в данном случае – не исключение. Об этом увлекательном и трудоемком ремесле поведал наш земляк, руководитель Донецкого военно-исторического клуба (ДВИК) Станислав Коробков, в прошлом шахтер с почти 30-летним трудовым стажем (шахта №3 «Холодная Балка»).

Мы встретились в музее Великой Отечественной войны, где, беседуя, рассматривали ценные экспонаты постоянно действующей выставки трехмерного изображения военной техники в разных масштабах, сделанные членами клуба.


Моделист – историк, инженер, техник, художник
— Это истребитель «Хоукер Харрикейн», доставленный по ленд-лизу (от ред. — система передачи Великобританией и США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны), а это знаменитый «Мессершмитт Bf.109» (Messerschmitt Bf.109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, а точнее, одна из его модификаций, — с увлечением проводит эксклюзивную экскурсию для «Вечерки» Станислав Александрович. — А вот «Супермарин Спитфайр» (Supermarine Spitfire, в букв. переводе — «злюка, вспыльчивый») — британский истребитель времён Второй мировой, кстати, именно тот вариант, который воевал в наших краях. Далее размещены автомобили ВОВ: голландцы, британцы, военная техника – знаменитые самолеты Ил-4, Ер-2, которые бомбили Берлин, бронетехника, сверхмалая подводная лодка «Тюлень». А вот диорама запечатленного подвига товарища Матросова, который бросается на дот…

— Интересно, в каком масштабе представлены эти искусные работы?

— Согласно международным требованиям – техника в 35-м масштабе, самолеты – в 48-м.

— Как давно вы занимаетесь стендовым моделизмом?

-PrVRj9Rvos— Еще в школу не ходил, а уже мастерил. Отец занимался спортом, ездил по Союзу и как-то из Ленинграда привез первые модели. Затем в советское время, в начале 80-х, работал клуб коллекционеров в ДК им. Куйбышева, и моделистов было больше всех, в их числе и моя скромная персона (улыбается).

— Что нужно для того, чтобы изготовить такие реалистичные модели, кроме желания?

— Для того чтобы это сделать, нужно, во-первых, обладать солидным багажом знаний, быть образованным человеком, досконально знать историю. Следует постоянно заниматься самообразованием в этом вопросе: читать специализированную литературу, статьи в интернете. Во-вторых, необходимо быть инженером, техником, художником, даже скульптором, чтобы это вылепить. Конечно, не у всех получается. Поэтому придумали специальные наборы – «полуфабрикаты» с соответствующими элементами. Однако, приобретая такой набор, впоследствии необходимо его переработать. Как автомобиль тюнингуют, так и здесь нужно усовершенствовать модель. Ведь не все экземпляры совершенны и изготовлены достоверно – бывает неправильный масштаб, детали, и моделистам по чертежам и фотографиям приходится все это перекраивать. От набора в процессе переработки остается процентов 10. Обратите внимание на то, что некоторые машины даже забрызганы грязью, в пыли. Это говорит о том, что нужно быть художником, чтобы это заметить и потом изобразить. У героев трехмерного изображения даже есть свои характеры, что тоже непросто показать. Все нужно продумать.

168726_900— Но не всегда ведь моделисты пользуются такими наборами?
— Есть и самоделы – у меня дома, например, точно найдется, чем попугать (смеется). Конечно, гораздо сложнее изготавливать все детали самому, но зато результат радует глаз.

— Наверняка такое увлечение обходится в копеечку?..

— Совершенно верно. От нескольких тысяч рублей и выше.

— Помните свою первую модель?

— Раньше все, в основном, увлекались авиацией, так как работала наша Донецкая фабрика игрушек. И я не был исключением. Всех своих одноклассников подтравил под это дело, но со временем пыл многих угас. Союз распался, и такие модели вместо 50-ти копеек могли стоить уже 50 долларов. Конечно, не всем это было по карману…

— Интересно, а у вас есть художественное образование?

— Когда-то учился этому ремеслу – первый выпуск Макеевской художественной школы.

Хобби как жизненное кредо
w92LJIytVLU— Однако сегодня все ваши единомышленники имеют возможность уделять своему увлечению время в рамках деятельности ДВИКа?

— Именно так. Сначала мы с инициативой создания выставки военной техники обратились к руководству музея Великой Отечественной войны, в Министерство науки и образования ДНР, и в феврале 2015-го выставка пацифистского характера была открыта. Затем обратились к руководству Донецкого городского молодежного центра, который на тот момент переехал в бывший кинотеатр «Комсомолец», так как их здание до фундамента разнесли. Уже в новом помещении ДГМЦ разместились и мы.

— Как часто проходят собрания клуба?

— Каждое воскресенье.

— Сколько человек в вашей творческой команде?

— Активных участников клуба порядка 150-200 человек самого разного возраста.

— А дамы среди любителей такого экзотичного ремесла есть?

— Сейчас им не до этого. Но, замечу, что некоторые представительницы прекрасного пола не уступают в мастерстве мужчинам. Особенно хорошо у женщин получается прорисовывать персонажей диорам.

pJC_Bcc35mM— Какие мероприятия проходят на заседаниях клуба?

— Кроме занятий моделизмом, проводим и лекции по истории. У нас, кстати, есть договоренность с кинокультурным центром «Кино-культ». Будем комментировать военно-исторические кинокартины, рассказывать интересные факты, раскрывать исторические секреты.

— Как возникают идеи создания диорам, определенных моделей?

— Иногда вдохновляют фотоснимки, иногда прочитанные статьи.

— Существуют ли предпочтения в этой творческой деятельности?

— Конечно, кто-то собирает истребителей, другие – бомбардировщиков, штурмовое, современное оружие. Есть люди, которые изготавливают пассажирские самолеты. Например, Дмитрий Коломойцев, руководитель детского стендового клуба «Миг-15», увлекается локальными войнами: Вьетнам, Корея, арабо-израильские конфликты.

— А у вас есть свое любимое направление?

CBvCtkAOENM— Есть, я ведь тоже ненормальный (смеется). Сначала увлекался только советской и русской авиацией. А когда начал мастерить самоделы, подсел на железнодорожную боевую технику — бронепоезда, потом добрался до флота и дирижаблей России.

— Какие творческие проекты в перспективе у членов клуба?

— Ребята скоро поедут на VII Межрегиональные соревнования в Россию. А в следующем году запланированы внутриклубные соревнования: в начале февраля — «Красный дракон», 1-го апреля — юмористический конкурс «Розовый слон», затем соревнования по судомоделизму вместе с судомодельным клубом «Нептун», 8 сентября – III Республиканские соревнования по стендовому моделизму. А в апреле и октябре ожидаем с визитом друзей-побратимов из Сургута и Ханты-Мансийска. К слову, недавно на международном конкурсе стендового моделизма в Ханты-Мансийске наши моделисты заняли четыре первых места в номинациях для взрослых моделистов.

Еще, конечно, в наши планы входит создание военно-исторического общества, хотим воплотить в реальность военно-историческую реконструкцию.

Вот это очень интересно! Но такое мероприятие требует серьезной подготовки…

— У нас почти все готово. Ребята, которые занимались реконструкцией до войны, все сегодня на фронте, защищают свою Родину. То есть такое занятие воспитывает патриотизм. Конечно, весь антураж требует немалых затрат. Возможно, с финансированием формы, макета и оружия поможет Министерство молодежи, спорта и туризма ДНР. Все остальное – это люди. Предусмотрены наставники из бывших военнослужащих или офицеров, ветеранов-афганцев (один на группу из пяти человек), которые будут направлять и обучать.

К беседе подключается член клуба Дмитрий:

— Понимаете, это ведь не значит, что участник, переодевшись в форму, рассматривает все и фотографируется. Например, нужно полностью восстановить разведроту 383-й шахтерской стрелковой дивизии. В этом случае следует вести себя по Уставу 1938 года, обращаться друг к другу исключительно по званию, жить по Законам того времени.

8rlQJZmb1hE— Тогда, кстати, не было такой формулировки, как «Служу Советскому Союзу», — продолжает разговор Станислав Коробков. – Говорили: «Служу трудовому народу». Всем этим тонкостям участников реконструкции будут обучать. Прежде, чем надеть форму, нужно сдать экзамен на знание исторических особенностей воспроизводимых событий. Молодежь, таким образом, будет больше узнавать забытые исторические факты, вникать в уроки прошлого.

— Конечно, такое мероприятие сегодня актуально и полезно. Более того, интересно… В завершение нашей экскурсии поделитесь своими творческими мечтами.

— Все, что меня сегодня волнует, — это работа нашего клуба. Об этом все чаяния. К слову, в следующем году намечено значимое событие – 75-летие со Дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. К этой дате планируем изготовить несколько сюжетных диорам и провести тематическую фотовыставку: из своих архивов разместим фотоснимки 1941-1943 годов, а наши фотокорреспонденты предоставят свои работы военного конфликта в Донбассе. Возможно, в этом проекте примут участие и дети с рисунками. Будет на что посмотреть, поверьте!

Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих разделить с нами свое увлечение на встречах моделистов из Донецкого военно-исторического клуба каждое воскресенье, с 11:00, в здании бывшего кинотеатра «Комсомодец» в Донецке, улица Артема, 36. Будем рады вас видеть!

«Вечерняя Макеевка» — городская массовая газета. Тираж 14003. Адрес редакции: ДНР 86125, г.Макеевка, Центрально-Городской район, ул. Ленина, д.95. Приобрести «Вечерку» можно в городских киосках «Союзпечать». А подписаться — в вашем почтовом отделении, на родном предприятии и в редакции «ВМ».