IMG_2383Приближаются новогодние праздники, которые наш народ привык праздновать так, что нагрузка на службу «103» в эти дни увеличивается в несколько раз. И если бы не оперативность и профессионализм данной экстренной службы, последствия праздничных гуляний были бы более плачевными. Однако для того, чтобы служба скорой помощи в нелегких условиях сегодняшнего дня работала надежно, своевременно и стабильно, ее нельзя «рвать на части» для выполнения работы, которую должны осуществлять другие лечебно-профилактические учреждения. Важно, чтобы жители города понимали, когда нужно вызвать бригаду «скорой», когда обратиться в больницу, а когда и самому оказать необходимую помощь.


О том, каковы задачи службы «103», наш разговор с главным врачом Станции скорой медицинской помощи города Макеевки Шамилем Утюшевым.

IMG_2381— Шамиль Владимирович, в каких случаях горожане должны звонить именно в «скорую»?

— На территории Макеевки для оказания медпомощи населению работает много служб здравоохранения: поликлиники, городские больницы, стоматологические поликлиники, центры первичной медико-санитарной помощи, детский клинический центр, центр восстановительного лечения, перинатальный центр, психиатрическая больница, наркологический диспансер, противотуберкулезный диспансер и т.д. Каждая из этих служб выполняет свою задачу, и скорая медицинская помощь — всего лишь одна из таких служб. Вот ее главные функции:

— оказание в максимально короткие сроки экстренной медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе;

— транспортировка в ЛПУ пострадавших, больных, рожениц и новорожденных, которым требуется экстренная медицинская помощь;

— участие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Диспетчер по приему вызовов четко представляет, когда, куда и какая бригада скорой помощи должна выехать на адрес, и, если он будет посылать их на все поступающие обращения без разбора, служба уже через несколько часов останется без транспорта, а значит, не сможет обеспечить выезд на экстренные случаи.

— Как известно, «скорая» относится к службам экстренной помощи, а, следовательно, бригада должна выезжать в экстренных случаях. Перечислите, какие именно относятся к таковым?

— К категории экстренных относятся обращения в отношении пациентов, находящихся в состоянии, которое сопровождается:

— потерей сознания;
— судорогами;
— внезапным нарушением дыхания;
— внезапной сильной болью в сердце;
— рвотой кровью;
— острой сильной болью в животе;
— внешним кровотечением;
— острым опасным инфекционным заболеванием;
— острым психическим расстройством, которое угрожает жизни окружающих и больному.

Это может быть обусловлено:

— всеми видами травм;
— поражением электрическим током, молнией, тепловыми ударами, переохлаждениями, асфиксией всех видов (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути);
— повреждениями во время чрезвычайных ситуаций (ДТП, аварии на производстве, стихийные бедствия);
— отравлениями, укусами животных, змей, пауков и насекомых;
— нарушением нормального протекания беременности (преждевременные роды, кровотечения).

К категории экстренных относятся также обращения медицинских работников по поводу транспортировок пациентов, которые находятся в состоянии, требующем обязательного медицинского сопровождения и срочной госпитализации в стационарные учреждения (инфаркты, инсульты и т.д.). Во всех этих случаях диспетчер немедленно отправляет на адрес соответствующую бригаду.

— Какие же тогда вызовы считаются не экстренными?

— К категории не экстренных относятся обращения в отношении пациентов, состояние которых не является неотложным и сопровождается:

  • внезапным повышением температуры тела с кашлем, насморком, болями в горле;
  • головной болью, головокружением, слабостью;
  • болями в пояснице, суставах, (радикулит, остеохондроз, артрит, артроз);
  • повышением артериального давления;
  • болевым синдромом у онкологических больных;
  • алкогольным, наркологическим, токсикологическим абстенентным синдромом.

Эти симптомы могут быть обусловлены: обострением хронических заболеваний у пациентов, которые находятся под наблюдением врача по поводу гипертонической болезни, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического заболевания печени, желчного пузыря, кишечника, болезни почек, суставов и т.д. В этих случая у больного должны быть дома все необходимые лекарства, заранее оговоренные с лечащим врачом.

Диспетчер перенаправляет обращение, которое относится к категории не экстренных в соответствующее учреждение охраны здоровья (центры первичной медико-санитарной помощи и др.), а в случае отсутствия такой возможности — направляет к пациенту на протяжении 1 часа бригаду скорой помощи, которая не выполняет экстренные вызова и дает рекомендации по телефону.

В исключительных случаях, когда скорая помощь явно не нужна, диспетчер имеет право пригласить врача для консультации больного по телефону или отказать в выезде, о чем делается соответствующая запись в журналах консультаций и отказов.

— У «скорой» сегодня имеются необходимые ресурсы для выполнения своих функций?

— Если служба скорой помощи будет выполнять только свою задачу, мы с ней всегда справимся, потому что сумели сохранить свой транспортный и штатный ресурс, а получаемых сейчас медикаментов и ГСМ достаточно для стабильной работы.

Однако постепенно, на протяжении многих лет на службу скорой помощи, как правило, «временно», накладывались не свойственные ей функции (привезти, отвезти, помочь, поддержать, подстраховать, и т.д.). И пока у нас было достаточно транспорта, а главное, ГСМ, мы старались никому не отказывать. Лишь бы для пользы больному.

Но во всех этих случаях сама служба скорой помощи работает в ущерб выполнению своей главной задачи, а это обязательно приведет к беде. Ведь выезжая на непрофильные вызовы, где должны работать и легко справятся другие службы здравоохранения, мы не сможем вовремя попасть к больному в экстренной ситуации, да и предоставляемые нам ресурсы (ГСМ и др.) для этого не предусмотрены.

Интервью вела Людмила Бутырская.