troitsa01День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, по-другому этот праздник так и называется – Пятидесятница. Поскольку Пасха в этом году была не самая ранняя, поэтому Троицу отмечаем уже летом – 19 июня. И если каждый в силах понять, кем для нас является Христос и чем явилось его воскресение, то гораздо труднее для понимания другой вопрос: Пресвятая Троица – кто это? Так все-таки у православных – один Бог или три? На этот вопрос в своей проповеди для читателей «ВМ» отвечает настоятель Свято-Николаевского храма протоиерей Евгений ПЕЙКОВ.


Бог един в трех ипостасях
Троица или Пятидесятница — День рождения Церкви. Христос, когда воскрес и пребывал с учениками, предупреждал их, что оставит этот мир, но вместо него придет иной утешитель. На сороковой день после своего воскресения Господь вознесся на небеса. В память об этом  празднуется Вознесение Господне. А на десятый день после Вознесения на учеников Христа сошел Дух Святой и была основана Церковь.

Основной вероучительный источник христианства – Библия. Она отвечает на распространенный вопрос: один Бог или три у православных. Бог через Моисея говорит «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». И тому же Моисею были открыты слова, которые сказал Бог, создавая людей: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

Если бы Библия была просто придумана или подвергалась искажению, то ее авторы и редакторы не устояли бы от искушения подправить это явное противоречие. Наивно думать, что эту и множество других подобных коллизий церковь, сначала ветхозаветная, а потом христианская, за три тысячи лет ни разу не заметила. Три ипостаси Бога не противоречат учению о Единстве Бога. Но до конца Триединство Бога земной человеческий рассудок вместить не в силах: для него это остается таинством, отчасти постигаемым в некоторых образах и примерах. Поэтому Бог не сразу, через пророков, а затем через Иисуса Христа и апостолов, постепенно вводит нас в эту тайну, чтобы мы не соблазнились понять ее слишком примитивно, — как те, кто критикует учение о Троице.

Бог Един по Своей Природе — Един по Своему Естеству. Но имеет при этом три ипостаси: Отец является первоисточником бытия; Сын рождается от Отца; а Дух Святой исходит от Отца. В Законе Божьем с Богом сравнивается солнце. Подобным Богу-Отцу представляется само светило – видимый нами солнечный диск без начала и конца. Хотя нам только кажется, что мы видим солнце: на самом деле наш глаз воспринимает идущий от солнца свет. Так и Бога-Отца человек никогда не видел, но видел Бога-Сына – воплотившегося в человеческом естестве Иисуса Христа. А жизнь человека и всей планеты Земля стала возможной благодаря теплу, идущему от солнца, — подобно тому, как от Бога-Отца исходит Животворящий Дух Святой.

Печаль ангелов
Почему у Бога три ипостаси? Бог есть Любовь. Свою любовь он дарит людям. Но когда еще не было ни людей, ни ангелов, Бог был таким же: он остается неизменным. Кого же Бог любил, когда не было никого, кроме него самого? Нельзя же сказать, что он любил сам себя. С одной стороны – нельзя, потому что любовь к самому себе – это не совсем та любовь. С другой стороны – можно так сказать, потому что Бог Троичен в Лицах. Отец и Сын, и Дух Святой пребывали и пребывают вечно в любви друг к другу.

Когда двое смотрят лишь друг на друга, когда личность в своей любви замыкается на одной только другой личности, — это тоже не совсем полная любовь. Любовь истинная всегда жертвенна, в ней нет выгодного обмена: «Ты – мне; я — тебе». Поэтому и у людей, когда двое любят лишь друг друга, а на других им наплевать, эта так называемая любовь оказывается весьма недолговечной.

Верующему, желающему обращаться в молитвах к Троице, нужно знать, что среди нетрадиционных образов Троицы, которые можно воспринимать как картину, православному вероучению соответствует икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица». Выражу общепринятое мнение, что на рублевской «Троице» запечатлен момент, описанный в книге Бытия, когда Бог решает создать человека.

Для Бога это было сложное решение. Решение создать человека было проявлением готовности Бога-Отца отдать Своего Сына на смерть, и готовности Сына пойти на смерть. Потому что Богом изначально предполагалась возможность человека неправильно воспользоваться своей свободой и согрешить, отпав от Бога и поработившись греху и смерти. На иконе Рублева «Пресвятая Троица» два ангела с печалью смотрят на третьего. Это – Бог-Отец, Дух Святой и Сын, решивший воплотиться в человеческом теле. Ради чего? Чтобы принести себя в жертву, умереть и воскреснуть в человеческом естестве – ведь как Бог Иисус Христос бессмертен. Чтобы смыть своей невинной кровью печать греха с человеческой природы, чтобы победить смерть и спасти для вечной жизни именно человеческую природу.

Тройственность человека
«Если Бог создал человека по своему образу и подобию, то в чем же проявляется тройственность человека?» — часто задают мне вопрос. Обычно думают, что это — тело, душа и дух. По моему мнению, у человека есть ум, или, что то же самое, душа. Из ума рождается слово. Из ума исходит дух, в котором пребывает человек. Личность – одна. Человек – один. Однако есть сам человек, есть его слово и есть его дух. Его слово может быть услышано. А дух воспринимается только духом. Знаете, о некоторых людях говорят, что они едины по духу. Причем эти люди могут быть совершенно разных уровней интеллекта.

Но если ум – это душа человека, то при этом нельзя путать интеллект (рассудок) и ум. Цели человека и его жизни определяет именно ум; интеллект лишь решает, как эти цели реализовать. Мозг — это своего рода компьютер; программу для него формирует ум, который, в отличие от «компьютера», вечен. В уме хранится и память, которая не стирается и после смерти мозга.

Пахнет травами храм
На Руси праздник Троицы приходился как раз на время сенокоса. В древности, когда хозяйство было преимущественно натуральным и деньги не были в таком ходу, как сейчас, люди, когда косили и заготавливали для своих домашних животных сено, свежескошенные травы приносили и в церковь. Священник использовал их в своем хозяйстве. Подобным образом на церковные праздники в конце лета в храм приносили плоды и мед. Для сельского жителя трава – такой же плод земли, как яблоки, орехи, мед, хлеб.

Когда люди приносили свежескошенное сено батюшке, этими цветами и травами украшался и храм – чтобы было красиво, зелено, чтобы был праздник. Все то, что красиво, Церковью не отвергается, даже если не имеет в себе особого богословского значения. Зачем люди друг другу дарят цветы? Это – проявление их любви. Так же и здесь: люди приносят на Троицу цветы, травы, украшают ими Божьи храмы и свои дома. И это прекрасно, потому что это – проявление любви к Богу.

Накануне и после
Членами Церкви являются не только люди, живущие на земле, но и те, кто уже оставил этот мир. Поэтому в субботу накануне Троицы православные собираются, чтобы помолиться о тех, кто уже пребывает в вечности. Это является проявлением не только нашей любви к усопшим, но и нашей веры в то, что Церковь объединяет в себе все земное и Небесное. Раньше, когда всех односельчан хоронили на кладбище возле сельской церкви, люди молились в храме и сразу после этого посещали могилы. Теперь побывать на кладбище порой сложнее. Но это не так уж страшно. Главным для душ усопших является наше поминовение их – на Божественной Литургии, на Панихиде, в домашних молитвах.

Первый день Троицы – это день схождения Святого Духа, Пятидесятница; второй день – День Святого Духа. Почему именно у Святого Духа отдельный праздник? Бог-Отец непосредственно не являет себя миру. Он является миру только через Единородного Сына – через Иисуса Христа; поэтому в православии нет икон Отца. Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто видел Меня, тот видел и Отца». Поэтому для нас икона Отца – это икона Иисуса Христа. Как нет отдельной иконы Бога-Отца, так нет и отдельного его праздника.

Отмечая День Святого Духа, мы утверждаем, что Дух Святой – не сила, не энергия, а Личность, которая так же, как и Отец, и Сын, обладает своей волей. В Библии говорится, что Дух Святой дышит, где хочет; к нему можно обращаться. Есть специальная молитва Святому Духу, которую обычно читаем в начале всякого дела и в начале учения. Поэтому в честь Святого Духа установлен отдельный праздник.