tjxjUA_3AqM— В политических играх, в отличие от игры в жмурки, лишь немногие видят всё, а у всех остальных – повязки на глазах, — говорил французский ученый и поэт Пьер Буаст, и был прав. Однако умению изобличать все подводные течения и кулуарный подтекст событий можно научиться – благодаря политическим играм.

Как раз о методике моделирования политических ситуаций активистам Молодежной платформы ОО «Оплот Донбасса» вчера рассказывала Татьяна Мармазова, старший преподаватель кафедры международных отношений и внешней политики ДонНУ:

— Это универсальная модель игры, которая может быть применена в экономике, психологии, социологии и, в принципе, в любой сфере деятельности. Ходовая политическая технология, которую можно применять даже в повседневной жизни.

gDthRVsIk0AПервый раз о политических моделях Татьяна Руслановна услышала в университете, где в рамках курса об этом рассказывал на лекциях профессор, ранее читавший лекции  в штатах, откуда он, вероятно, и привез эту технологию.

 – По сути, политические игры предполагает выстраивание определенной модели. Это немного походит на психологический транзакционный анализ, о котором идет речь в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», — уточняет Татьяна Мармазова.

nYiYsDcjjk4По словам преподавателя, яркие примеры моделей – игры «Юбка Линды» и «Делегация заключенных» предполагают анализ ситуации без политического подтекста. «Юбка Линды», к примеру, отражает конфликт девушки-парикмахера с коллегой по работе. Однако внутри этой проблемы завуалирован Карибский кризис: его причины и хронология событий.

N7RPI6qHVzk Игра может быть ролевой, групповой, с использованием метода фокус-групп, в форме дебатов или мозгового штурма. Модели бывают христоматийными («Холодная война») и адаптированными под современные условия, — продолжает Татьяна Руслановна свой мастер-класс. – Каждый год я вижу новую потребность в обществе и формирую ситуации, исходя из этого. Ведь, когда создаешь модель, прописываешь сценарий, важно подумать о цели, чему стоит научить ребят. Стараюсь привить студентам умение видеть варианты развития событий и количество возможных исходов ситуации. Если просматривается один итоговый результат – игра не качественная. Поведение каждого игрока определяет исход, и оно может быть разным. Важно научиться прогнозировать это поведение и его вариации, не исключая фактор непредсказуемости, так сказать «эффект черного лебедя» (от ред. —  теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автор теории – Нассим Николас Талеб, который в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» ввёл термин «события типа „чёрный лебедь“» по аналогии с поведением данного вида пернатых).

Естественно, проще использовать для моделирования картину общественно-политических процессов  в Российской Федерации, так как нам знакомо их политическое поле. В Республике спрогнозировать маршрут развития событий – практически невозможно, так как существует множество непредсказуемых факторов.

— События 2014-го в Украине до определенного момента были смоделированы. Однако, как и любая революция, украинская, в один момент вышла из-под контроля. Ожидались революции в Одессе, Днепропетровске, образование Новороссии. То есть, была определенная модель, однако Украина, как игрок, сыграла свою роль в Одессе и коренным образом изменила ситуацию, — разъясняет Татьяна Руслановна.- Иногда ребятам задаю модель развития нашей страны в будущем по примеру монархии, теократической монархии, парламентско-президентской или президентско-парламентской республики, чтобы они разбирались в существующих формах правления и яснее видели перспективы развития государства.

Однако строить прогнозы можно не только на политическом фланге, на экономическом  — это тоже возможно.

QJFKTXUezqM— Для этого существует 4 экономические модели: снижение рынка (упадок, застой) и демократии; упадок рынка и рост демократии (олигархат – ситуация в 90-х годах в России и сегодня в Украине, когда при «широкой демократии» происходит разворовывание финансовых сегментов рынка); рост рынка и снижение демократического уровня (так называемый «рай» для лавочников, например, в азиатских странах); рост рынка и демократии – по факту нереальная модель, которую так любят афишировать представители американских и европейских политических элит. На мой взгляд, такая модель реализована только в западной Европе, однако следует учитывать, что скандинавская экономика – также вещь специфическая.

Другими примерами моделирования могут служить идеологические примеры.

— К слову, задаю студентам игру «Битва идеологий». Ребятам выпадает определенная идеология (экологизм, демократия, либерализм, марксизм, феминизм), которую необходимо отстаивать. Это расширяет кругозор, развивает логическое мышление, позволяет аргументировано выстраивать свою речь. Более того, ребята понимают, что нет плохой идеологии, ведь политик должен уметь отстаивать все, что угодно, и они обретают этот ценный навык, раскрываются совершенно с другой стороны. К тому же, сдержанная и содержательная манера защищать свою точку зрения воспитывает у молодежи политическую культуру.

fXKOvKmLFjo— Я впервые приняла участие в политических играх еще на первом курсе обучения, — рассказывает организатор встречи, руководитель Научно-образовательного направления МП ОО «Оплот Донбасса» Карина Павлючкова. — В течение двух лет обучения в рамках разных дисциплин преподаватель и политтехнолог с креативной образовательной методикой Татьяна Мармазова предоставила нашему курсу возможность поучаствовать в «Битве идеологий», конкуренции предвыборных штабов и раскрыть загадки «Юбки Линды». Такой подход, несомненно, является новаторским для Донецкого национального университета, но он давно опробован ведущими мировыми ВУЗами. Проведение политических игр необходимо для студентов специальностей «Международные отношения», «Политология» и «История» для глубокого понимания глобальных мировых процессов и прогнозирования наиболее вероятных сценариев современных и будущих международных отношений. Поэтому важно выразить особую благодарность Татьяне Руслановне за внедрение интересных методов обучения и разработку новых актуальных вариаций политических игр для студентов. Это уникальная практическая возможность не просто понять запутанные политические процессы, но и стать участником или творцом политической реальности.

P.S. Вскоре активисты МП ОО «Оплот Донбасса» проведут практическую встречу с Татьяной Мармазовой, которая выступит модератором реальных политических игр. Организаторы приглашают всех желающих принять участие! Не пропустите возможность обрести ценные навыки политической прозорливости и аргументации вектора своей точки зрения.

Алиса Садекова

Фото Марины Онипко